Авиация россии. Авиация россии Почему не получилось

Индия и Россия приостановили реализацию совместного проекта по созданию многоцелевого среднего военно-транспортного самолета (СВТС), который в нашей стране известен под обозначением Ил-214. Об этом в начале марта нынешнего года заявил журналистам российский министр промышленности и торговли Денис Мансуров. «Не все проекты заканчиваются положительным результатом», - с сожалением отметил чиновник. Также он добавил, что за несколько лет совместной работы над самолетом стороны так и не смогли найти компромиссного решения. По словам Мансурова, отказ от дальнейшей работы по Ил-214 не означает прекращения сотрудничества между Москвой и Дели в области самолетостроения, теперь просто больше внимания будет уделяться другим проектам.

Нельзя сказать, информация о прекращении работы над созданием МТС (многоцелевой транспортный самолет) стала громом среди ясного неба. Еще в начале 2019 года представители компании «Ильюшин» сообщали о заморозке этого проекта, заявив, что теперь судьба Ил-214 находится в руках Министерства обороны РФ. Да и до этого момента реализация проекта продвигалась крайне медленно. В целом же, эпопея с этим самолетом продолжалась более пятнадцати лет.

Примерно в это же время появилась информация о том, что Индия подписала договор о совместном производстве среднего транспортного самолета с украинской компанией «Антонов». Речь идет об Ан-178, испытания которого начались в 2014 году. Украинцы позиционируют эту машину как замену устаревшим Ан-12 и Ан-32.

Почему же последние новости о проекте МТС не радуют отечественных любителей авиации? По какой причине Ил-214 потерпел фиаско? Можно ли реанимировать его? И нужен ли вообще российским военно-воздушным силам новый средний транспортный самолет?

Предпосылки и история создания

Идея создания нового среднего транспортного самолета появилась в России еще в конце 90-х годов прошлого века. Этот транспортник должен был прийти на смену целому ряду машин, созданных и построенных в советский период: Ан-12 (серийный выпуск закончен в 1972 году), Ан-72 (производство прекращено в начале 90-х годов) и Ан-26 (производство завершено в 80-х). Новым проектом заинтересовалась Индия, которая планировала заменить новым самолетом устаревший советский Ан-32.

Можно добавить, что основным самолетом данного класса, который сейчас используется на необъятных просторах СНГ, является Ан-12. Это хорошая, надежная и проверенная временем машина, но свой первый полет она совершила в далеком 1957 году.

Кстати, похожая проблема стоит и перед западными самолетостроителями. Основным средним транспортным самолетом на Западе является американский С-130 Hercules. Конечно же, это машина-легенда, но проблема в том, что в 2014 году «Геркулес» отпраздновал свой шестидесятилетний юбилей, и, несмотря на многочисленные модернизации, уже давно морально устарел.

В России проблемы с обновлением парка транспортной авиации начались с момента распада Советского Союза. В конце 80-х было решено отказаться от программы модернизации самолета Ан-12, заменить его планировали новым транспортником производства ОКБ Антонова – Ан-70. Развал страны поставил крест на всех этих начинаниях.

Следует сказать, что Ан-70 все-таки был создан киевскими самолетостроителями, но он сильно «потяжелел» и стал, скорее, тяжелой транспортной машиной, с полезной нагрузкой в 47 тонн. Пока этот самолет так и не начал выпускаться серийно, но даже если это и случится, его цена и характеристики будут не слишком соответствуют среднему транспортному самолету. Кроме того, нынешние российско-украинские отношения делают практически невозможной закупку Ан-70 для нужд отечественных ВВС.

Индия также давно заявляла о желании получить новый средний транспортный самолет. Причем, индийцы хотели не просто закупить новую машину, а участвовать в ее разработке и производстве. В этой стране уже много лет действует программа «Сделано в Индии», согласно которой предпочтение отдается тем поставщикам, которые «делятся» новейшими технологиями и открывают производство в этой стране.

В 2001 году между корпорацией «Ильюшин», НПК «Иркут» и индийской компанией Hindustan Aeronautics был подписан протокол о начале совместной разработки транспортного самолета МТС.

В 2006 году перспективный самолет Ил-214 был включен в российскую государственную программу перевооружения. Стоимость одной машины должна была составлять примерно 35-40 млн долларов, а на вооружение ее планировали принять уже в 2019 году. Когда проект создания Ил-214 только запускался, российская сторона заявляла о готовности закупить около 100 новых самолетов.

На раскачку чиновников ушло еще шесть лет и только в 2007 году между Россией и Индией было подписано межправительственное соглашение по данному проекту. В этом документе речь шла о том, что первый полет нового транспортника должен был состояться уже в 2008 году. Каждая сторона получала 50% акций нового предприятия.

Одной из основных проблем нового проекта было обеспечение гарантированного стартового заказа. Индийцы изначально говорили о 40-50 самолетах, которые они готовы закупить для собственных нужд. Российское Министерство обороны, как могло, оттягивало тендер по СВТС, не имея средств на новый военно-транспортного самолета. Он состоялся только в 2005 году, соперником ильюшинской машины был Ту-330. В итоге победителем был признан Ил-214. Первоначально российские военные говорили о необходимости закупки 60 самолетов, но затем все-таки согласились приобрести 100 новых транспортников.

В 2009 году специалисты ОКБ им. Ильюшина подготовили аванпроект самолета и успешно защитили его. Уже в это время стало понятно, что изначально заявленные сроки выдержаны не будут, и первый полет машины переносится.

Через год между российскими и индийскими авиастроителями было подписано базовое соглашение, согласно которому обе стороны обязались вложить в проект 600 млн долларов, а серийное производство проводить на авиазаводах обеих стран. Первый полет новой машины был перенесен на 2019 год, а крупносерийное производство – на 2019 год. Планировалось, что в России выпуск Ил-214 будет проводиться на мощностях НПК «Иркут».

В 2012 году между компаниями ОАК и HAL был подписан контракт, в котором прописывалось, где и в каком количестве будут выпускаться новые самолеты. Согласно этому документу, Россия брала на себя обязательства закупить для нужд военно-воздушных сил 100 машин, Индия обещала приобрести 45 самолетов, а еще 60 Ил-214 планировали изготовить для продажи третьим странам. В контракте было указано, что производством МТС будет заниматься компания Multirole Transport Aircraft Limited, совместно созданная обеими сторонами.

Однако самолетостроители не планировали ограничиваться только потребностями военных ведомств двух стран. Согласно оценкам отечественных экспертов, в ближайшие двадцать лет странам, которые традиционно покупали советские транспортные самолеты, понадобятся примерно 300 новых машин. Разработчики Ил-214 могли претендовать минимум на 60% данного рынка. А учитывая вполне демократичную цену нового самолета, можно было попробовать и побороться за потребителей, которые традиционно закупали американские С-130. Так что финансовые перспективы нового проекта выглядели довольно привлекательно.

Было заявлено, что контроль за выполнением проекта будут вести представители министерств обороны обеих стран.

Однако уже в 2019 году индийская сторона заявила о своем выходе из проекта МТС. В январе 2019 года о заморозке работ по Ил-214 сообщили уже в компании «Ильюшин», а в начале нынешнего года окончательную точку в вопросе создания Ил-214 поставил российский министр промышленности и торговли.

Немного о характеристиках и конкурентах Ил-214

Ил-214 – это двухдвигательный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Согласно проекту, его максимальная взлетная масса составляет 68 тонн (по другим источникам 72 тонны), а максимальная грузоподъемность – 20 тонн, которые он может доставить на расстояние 2 тыс. км. Крыло самолета отличается мощной механизацией, состоящей из предкрылков, элеронов, многощелевых закрылков и интерцепторов. Экипаж состоит из трех человек, кабина летчиков удобна и оснащена по последнему слову техники.

Планировалось, что машина во многом будет унифицирована с Ил-76МД, особенно это касалась грузового отсека и кабины пилотов. Этот факт считался одним из главных достоинств новой машины, значительно упрощавшим ее производство и уменьшавшим стоимость самолета. Грузовой отсек оснащался широкой рампой и двумя тельферами, что должно было позволить проводить погрузочно-разгрузочные работы на необорудованных аэродромах.

Предполагалось, что силовая установка самолета будет состоять из двух турбовентиляторных двигателей ПС-90А, а в дальнейшем – из перспективных ПД-18Р.

Габариты грузовой кабины самолета должны были позволить загрузить в него четыре универсальных авиационных контейнера УАК-5, точно такое же количество мог принимать на борт и Ан-12. Кроме того, предполагалось, что Ил-214 сможет перевозить 140 военнослужащих или же 90 десантников с парашютным снаряжением.

Для самолета предусматривалась возможность дозаправки в воздухе. Штанга топливоприемщика размещалась над левой стороной кабины экипажа.

В начале нынешнего года было официально объявлено о заключении договора между украинским государственным предприятием «Антонов» и индийской компанией Reliance Defence Ltd. В нем шла речь о совместной разработке среднего транспортного самолета на базе украинской машины Ан-178. Предполагается долгосрочный проект, рассчитанный на пятнадцать лет. Планируется, что за этот срок будет построено 500 самолетов на общую сумму в 5,3 млрд долларов. Двести машин пойдут на нужды индийской армии, еще триста самолетов будут изготовлены для гражданского воздушного флота этой страны.

Самолет Ан-178 – это дальнейшее продолжение линейки антоновских машин Ан-148 и Ан-158. Он был разработан украинскими конструкторами в кратчайшие сроки (около четырех лет). В 2019 году состоялась презентация этой машины. В настоящее время самолет проходит испытания.

По своим характеристикам Ан-178 во многом похож на Ил-214, он может перевозить груз весом около 20 тонн на расстояние в 1 тыс. км. При этом конструкция грузовой кабины позволяет Ан-178 принимать на борт даже крупногабаритные морские контейнеры 1С. У ильюшинской машины несколько больше перегоночная дальность и двигатели имеют большую тягу. Стоимость Ан-178 составляет 40 млн долларов. В 2019 году в Запорожье был проведен первый запуск нового двигателя Д-436-148ФМ, который разрабатывался специально для этого самолета.

Для индийцев дополнительным плюсом Ан-178 стало хорошее знание антоновской техники. В настоящее время в Индии эксплуатируются сотни различных видов транспортных самолетов, спроектированных в ОКБ им. Антонова.

Бразильцы уже заявили, что грузоподъемность нового самолета будет составлять более 24 тонн (при дальности полета более 2,5 тыс. км). Первый полет КС-390 состоялся в феврале 2019 года, в 2019 году должна начаться эксплуатация этой машины. Правда, стоимость одного самолета КС-390 более чем в два раза превосходит цену Ил-214 и Ан-178 – она составляет 85 млн долларов.

Почему не получилось?

Почему разработка этой машины длилась так долго и завершилась неудачей? Технически, создание подобного самолета для специалистов ОКБ им. Ильюшина, не является слишком уж сложной задачей.

Медленный ход работ можно объяснить двумя причинами. Первой из них является традиционная для российского авиапрома нехватка средств. В этом вопросе большие надежды возлагались на военное ведомство, но оно довольно прохладно отнеслось к этому проекту.

Еще одной проблемой являются сложные взаимоотношения с Узбекистаном, на территории которого находится Ташкентский авиазавод имени Чкалова. Именно на нем планировали начать выпуск новейшего транспортного самолета Ил-76МД-90А. После отказа узбеков продолжать сотрудничество производство этой машины пришлось переносить в Ульяновск.

В провале контракта с индийцами виноват и субъективный фактор. Отношение к заказчику с российской стороны было снисходительно-благодушное. Мол, никуда они не денутся, подождут сколько нужно. Увы, в современном мире никто никого не ждет.

Вдвойне обидным делает фиаско с МТС тот факт, что подобный самолет позарез нужен самой России. И военно-воздушным силам, и гражданскому флоту. Ильюшинцы разработали прекрасный тяжелый транспортник Ил-76МД-90А, который вполне может заменить Ан-124 «Руслан» , но нужен еще и средний транспортный самолет. Ведь большегрузные машины не способны решать весь спектр задач, возложенный на транспортную авиацию.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Новый средний военно-транспортный самолёт (СВТС) Ил-276 создается в интересах Минобороны России. К концу года военное ведомство должно утвердить тактико-техническое задание на эту машину. О том, какими характеристиками будет обладать новый самолёт, с каких аэродромов он сможет взлетать и будет ли обладать оружием, в интервью ТАСС рассказал руководитель программы в ПАО "Ил" Игорь Бевзюк.

- Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о предыстории этого проекта.

Идея создания СВТС на смену морально устаревающим Ан-12 появилась еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Уже в тот период в ОКБ Ильюшина был проработан облик такой машины, однако характеристики первой проработки еще не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов. Проект был на время отложен.

Напомню, что в то время КБ Туполева и КБ Антонова активно предлагали свои варианты, после рассмотрения которых за основу был принят Ан-70. История этого самолёта оказалась тупиковой, и в начале нулевых вернулись к проекту ОКБ Ильюшина - тем более, что свою заинтересованность в совместной разработке транспортного самолёта такого класса высказала Индия.

После довольно продолжительного периода требования к облику российско-индийского самолёта МТА (Multipurpose Transport Aircraft) были сформированы. Однако риски, связанные с реализацией части требований, привели к "замораживанию" и этого проекта, хотя юридически индийцы от него до сих пор окончательно не отказались.

Как бы там ни было, необходимость в транспортном рамповом самолёте среднего класса никуда не пропала, а даже стала более актуальной по мере приближения к окончанию сроков эксплуатации самолётов Ан-12. И ОКБ Ильюшина совместно с Министерством обороны и Минпромторгом разработало проект тактико-технического задания (ТТЗ) на средний военно-транспортный самолёт.

- Индийская сторона как-нибудь объяснила такое решение?

Набор требований, которые предъявлялись к самолёту, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой.

Проект среднего военно-транспортного самолёта Ил-276 / © ПАО "Ил"

- После 2015 года проект решили вернуть в Россию?

В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учёта индийской специфики. В итоге было принято решение о создании такой машины, начата её инициативная разработка. Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания (ТТЗ). Рабочее название самолёта, которое принято в конструкторском бюро, - Ил-276.

- То есть оно еще не утверждено официально?

Нет, в настоящее время идёт процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС. Де-юре наименование самолёту может быть присвоено позднее, как это было, например, с Т-50. Наш проект пока не получил окончательное собственное имя.

С декабря мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры - это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.

Дело в том, что в России подходит к концу срок эксплуатации самолётов Ан-12. Где-то с 2023 года начнётся массированное выбывание этих машин из строевых частей, именно поэтому время на разработку нового самолёта, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым.

- Что это будет за самолёт? Каковы его характеристики?

Это будет традиционная компоновка для военно-транспортного самолёта: однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.

Это рамповый самолёт с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т.п.

- Одним словом, он возьмет все лучшее от своего "старшего брата" - Ил-76?

Безусловно. Если мы говорим о технических решениях, связанных с надёжностью самолёта, конечно же, лучшие решения будем использовать, адаптировав их к размерности нашей машины.

- Двигатели такие же, как и на Ил-76?

Двигатель первого облика - это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276.

- В сечении самолёт будет такой же, как Ил-76?

Да. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76.

- Какова его дальность, скорость?

Скорость порядка 800 км/ч, что характерно для самолётов с турбореактивными двигателями. Конечно же, она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит пару тысяч километров, а вот с точки зрения перегоночного варианта, когда требуется обеспечить максимальную дальность, это до семи тысяч км.

- Ил-276 будет в версии топливозапращика?

В базовой версии мы его рассматриваем как типично транспортный самолёт, но эта платформа может быть использована для модернизации в очень широком диапазоне.

- Предусматривается ли у Ил-276 штатное вооружение?

На любом подобном самолёте предусмотрены бортовые комплексы обороны. Средства защиты самолёта от внешнего воздействия будут и на Ил-276.

- Где его будут строить?

Завод "Авиастар" в Ульяновске сегодня определён головным изготовителем.

Корректно ли всё-таки называть его модернизацией Ил-76, если сейчас идёт модернизация строевых самолётов Ил-76 до версии МД-М и создаются новые Ил-76МД-90А?

Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина - все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина.

- Ил-112 не пересекается с этим проектом?

Ил-112 - это перспективный лёгкий самолёт. Ил-276 находится как раз между лёгким Ил-112 и тяжёлым Ил-76. Для Ил-112 разрабатывается большое количество совершенно нового оборудования, задел по которому обязательно будет использован.

- Как идёт процесс проектирования нового самолёта?

Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые даёт цифровое проектирование. Ключевой момент - начиная с этапа эскизного проекта увязывать все требования, относящиеся не только к конструкторским разработкам, но и к проработке технологичности этой конструкции, подготовке производства, логистическим требованиям, а также требованиям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией этого самолёта. Это позволяет найти и исправить все недочёты на самых ранних этапах, сократив сроки выхода на серийное производство.

И конечно же, мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость, это относится не только к изделию в целом, но и к каждому техническому решению. Такой подход обеспечивает не только прозрачность ценообразования, но и соблюдения параметра "цена-качество", что особенно важно в текущих экономических условиях. В передовых КБ это уже стало повседневной практикой, позволившей прийти к конкретному числовому параметру, а именно - исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит 1 у.е.; та же ошибка, выявленная при постановке на производство, стоит уже 10 у.е.; на этапе окончательной сборки цена исправления ошибки возрастает до 100 у.е., а на этапе испытаний и эксплуатации это уже 1000 и больше.

- Команда уже сформирована?

Формирование команды происходит прямо сейчас. Сегодня в ОКБ Ильюшина одновременно ведутся несколько крупных программ, и мы, конечно же, очень заинтересованы в привлечении как опытных, так и начинающих специалистов для создания самолёта с характеристиками мирового уровня путём применения передовых практик разработки.

Новый средний военно-транспортный самолет (СВТС) создается в интересах Минобороны России. К концу года военное ведомство должно утвердить тактико-техническое задание на эту машину. О том, какими характеристиками будет обладать новый самолет, с каких аэродромов он сможет взлетать и будет ли обладать оружием, в интервью ТАСС рассказал руководитель программы в ПАО "Ил" Игорь Бевзюк.

- Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о предыстории этого проекта.

Идея создания СВТС на смену морально устаревающим Ан-12 появилась еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Уже в тот период в ОКБ Ильюшина был проработан облик такой машины, однако характеристики первой проработки еще не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов. Проект был на время отложен.

Напомню, что в то время КБ Туполева и КБ Антонова активно предлагали свои варианты, после рассмотрения которых за основу был принят Ан-70. История этого самолета оказалась тупиковой, и в начале нулевых вернулись к проекту ОКБ Ильюшина - тем более, что свою заинтересованность в совместной разработке транспортного самолета такого класса высказала Индия.

После довольно продолжительного периода требования к облику российско-индийского самолета МТА (Multipurpose Transport Aircraft) были сформированы. Однако риски, связанные с реализацией части требований, привели к "замораживанию" и этого проекта, хотя юридически индийцы от него до сих пор окончательно не отказались.

Как бы там ни было, необходимость в транспортном рамповом самолете среднего класса никуда не пропала, а даже стала более актуальной по мере приближения к окончанию сроков эксплуатации самолетов Ан-12. И ОКБ Ильюшина совместно с Министерством обороны и Минпромторгом разработало проект тактико-технического задания (ТТЗ) на средний военно-транспортный самолет.

- Индийская сторона как-нибудь объяснила такое решение?

Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой.

- После 2015 года проект решили вернуть в Россию?

Рабочее название самолета - Ил-276

В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики. В итоге было принято решение о создании такой машины, начата ее инициативная разработка. Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания (ТТЗ). Рабочее название самолета, которое принято в конструкторском бюро, - Ил-276.

- То есть оно еще не утверждено официально?

Нет, в настоящее время идет процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС. Де-юре наименование самолету может быть присвоено позднее, как это было, например, с Т-50. Наш проект пока не получил окончательное собственное имя.

В России подходит к концу срок эксплуатации Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей

С декабря мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры - это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.

Дело в том, что в России подходит к концу срок эксплуатации самолетов Ан-12 . Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей, именно поэтому время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым.

- Что это будет за самолет? Каковы его характеристики?

Это будет традиционная компоновка для военно-транспортного самолета: однофюзеляжный высокоплан (схема крепления крыла к фюзеляжу, когда оно проходит через верхнюю половину его сечения - прим. ТАСС) с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.

Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации , у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т.п.

- Одним словом, он возьмет все лучшее от своего "старшего брата" - Ил-76?

Безусловно. Если мы говорим о технических решениях, связанных с надежностью самолета, конечно же, лучшие решения будем использовать, адаптировав их к размерности нашей машины.

- Двигатели такие же, как и на Ил-76?

Двигатель первого облика - это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276.

- В сечении самолет будет такой же, как Ил-76?

Да. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76 .

- Какова его дальность, скорость?

Скорость порядка 800 км/ч, что характерно для самолетов с турбореактивными двигателями. Конечно же, она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит пару тысяч километров, а вот с точки зрения перегоночного варианта, когда требуется обеспечить максимальную дальность, это до семи тысяч км.

- Ил-276 будет в версии топливозапращика?

В базовой версии мы его рассматриваем как типично транспортный самолет, но эта платформа может быть использована для модернизации в очень широком диапазоне.

- Предусматривается ли у Ил-276 штатное вооружение?

На любом подобном самолете предусмотрены бортовые комплексы обороны. Средства защиты самолета от внешнего воздействия будут и на Ил-276.

- Где его будут строить?

Завод "Авиастар" в Ульяновске сегодня определен головным изготовителем.

- Корректно ли все-таки называть его модернизацией Ил-76, если сейчас идет модернизация строевых самолетов Ил-76 до версии МД-М и создаются новые Ил-76МД-90А ?

Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина - все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина.

- Ил-112 не пересекается с этим проектом?

Ил-112 - это перспективный легкий самолет . Ил-276 находится как раз между легким Ил-112 и тяжелым Ил-76. Для Ил-112 разрабатывается большое количество совершенно нового оборудования, задел по которому обязательно будет использован.

- Как идет процесс проектирования нового самолета?

Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые дает цифровое проектирование. Ключевой момент - начиная с этапа эскизного проекта увязывать все требования, относящиеся не только к конструкторским разработкам, но и к проработке технологичности этой конструкции, подготовке производства, логистическим требованиям, а также требованиям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией этого самолета. Это позволяет найти и исправить все недочеты на самых ранних этапах, сократив сроки выхода на серийное производство.

Мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость

И конечно же, мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость, это относится не только к изделию в целом, но и к каждому техническому решению. Такой подход обеспечивает не только прозрачность ценообразования, но и соблюдения параметра "цена-качество", что особенно важно в текущих экономических условиях. В передовых КБ это уже стало повседневной практикой, позволившей прийти к конкретному числовому параметру, а именно - исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит 1 у.е.; та же ошибка, выявленная при постановке на производство, стоит уже 10 у.е.; на этапе окончательной сборки цена исправления ошибки возрастает до 100 у.е., а на этапе испытаний и эксплуатации это уже 1000 и больше.

- Команда уже сформирована?

Формирование команды происходит прямо сейчас. Сегодня в ОКБ Ильюшина одновременно ведутся несколько крупных программ, и мы, конечно же, очень заинтересованы в привлечении как опытных, так и начинающих специалистов для создания самолета с характеристиками мирового уровня путем применения передовых практик разработки.

- Сколько понадобится таких машин в войсках?

По предварительным оценкам, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков Ан-12. В целом же спрос на такие самолеты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдет свое место в небе и станет незаменимым "самолетом-трудягой".

Беседовала Анна Юдина

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.