Национальная рамка квалификаций российской федерации. История разработки профессиональных стандартов

ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ

СОЮЗ

ПРОМЫШЛЕННИКОВ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ

АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКВА

УДК 37.001.76

ББК 65.24 – 6

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / ,
[и др.] - М.: Федеральный институт развития образования,
2008. - 14 с.

ISBN 978-5-85630-021-4

Представлен текст Национальной рамки квалификаций Российской Федерации как совместный реко­мендательный документ Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Адресован разработчикам профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования , отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций.

Национальная рамка квалификаций является одним из элементов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования в условиях рыночной экономики.

УДК 37.001.76

ББК 65.24 – 6

ISBN 978-5-85630-021-4 Ó Федеральный институт

Ó Национальное агентство

развития квалификаций, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.


Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран - участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем по инициативе Координационной комиссии, сформированной сторонами Соглашения, в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования.

Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Как обобщенное описание квалификационных уровней, НРК может служить базой для создания отраслевых квалификационных рамок, обеспечивая тем самым межотраслевую сопоставимость квалификаций. При этом специфика отраслевых квалификационных требований может быть отражена путем введения дополнительных показателей и подуровней.

Национальная рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

· формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

· описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

· разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

· создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.

В основу разработки НРК положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран:

· непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

· прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

· соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;

· учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

Национальную рамку квалификаций образуют представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности : широту полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоемкость деятельности (табл. 1).


Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Таблица 1

ТАБЛИЦА ДЕСКРИПТОРОВ НРК РФ

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Действия под руководством.

Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации

Применение

простейших

фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение

информации в

процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов

Деятельность под руководством

с проявлением

самостоятельности только при решении хорошо известных задач.

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение

фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе

профессиональной подготовки

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Деятельность под руководством

с проявлением

самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им.

Планирование

Собственной

деятельности,

исходя из

оставленной

руководителем

Индивидуальная

ответственность

Решение типовых практических задач.

Выбор способов

действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий

условий их выполнения

Применение

практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт.

Получение

информации

в процессе

профессиональной подготовки

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Деятельность

под руководством, сочетающаяся

с самостоятельностью при выборе

путей ее осуществления из известных.

Планирование

собственной

деятельности и/или деятельности других, исходя из поставленных задач.

Наставничество.

Ответственность за решение поставленных задач

Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Выбор путей осуществления деятельности из известных.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение

профессиональных знаний

и информации,

их получение

в процессе

профессионального образования и практического профессионального опыта

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Самостоятельная деятельность.

Постановка задач

подразделения.

в управлении

выполнением

поставленных задач в рамках

подразделения.

Ответственность

на уровне

подразделения

Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе

выбора способов решения

в различных условиях рабочей

ситуации.

и итоговый контроль, оценка

и коррекция деятельности

Применение

профессиональных знаний,

полученных

в процессе

профессионального образования

и практического профессионального опыта.

Самостоятельный поиск

информации,

необходимо

для решения

поставленных

профессиональных задач

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Самостоятельная профессиональная деятельность,

предполагающая

постановку целей собственной работы и/или подчиненных.

Обеспечение

взаимодействия

сотрудников

и смежных

подразделений.

Ответственность

за результат

выполнения работ на уровне

подразделения

или организации

Деятельность, направленная на решение задач

технологического или методического характера, предполагающих выбор

и многообразие способов решения.

Разработка, внедрение, контроль, оценка

и коррекция компонентов профессиональной деятельности

профессиональных знаний и опыта

(в том числе,

инновационных).

Самостоятельный поиск,

анализ и оценка

профессиональной информации

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Определение

стратегии,

управление

процессами

и деятельностью

(в том числе

инновационной)

с принятием

решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений

Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки

подходов,

использования разнообразных методов

(в том числе, инновационных)

Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.

Определение

источников и

поиск информации, необходимой для развития деятельности

Определение

стратегии, управление процессами

и деятельностью

(в том числе

инновационной)

с принятием

решения и ответственности

на уровне крупных институциональных структур

Деятельность, предполагаю­щая решение проблем исследовательского

и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание и синтез новых знаний междисциплинарного

характера.

Оценка и отбор информации,

необходимой для развития

деятельности

Окончание табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Определение

стратегии,

управление

сложными

социальными,

производственными, научными

процессами.

Ответственность

за результат

в масштабе отрасли, страны,

на международном уровне

Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского

и проектного характера,

связанных

с развитием

и повышением эффективности сложных

социальных, производственных, научных процессов

Создание и синтез новых

фундаментальных знаний

междисциплинарного и

межотраслевого

характера.

Оценка и отбор информации,

необходимой

для развития

деятельности.

Управление

информационных потоков

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта (табл. 2). Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т. п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали.

Таблица 2

Основные пути достижения

квалификационных уровней

Продолжение табл. 2

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации

соответствующего уровня

Практический опыт / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования

Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт

Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт

Окончание табл. 2

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации

соответствующего уровня

Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт

Термины, их определения и сокращения:

национальная рамка квалификаций РФ (НРК) - основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;

отраслевая рамка квалификаций (ОРК) - составная часть национальной системы квалификаций РФ, представляет собой:

Обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;

Иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;

квалификационный уровень - структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

дескриптор - обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций

Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.

ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

формировать большую трудовую мобильность;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.

3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:

отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;

описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;

описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Таблица 1. Содержание основных показателей профессиональной деятельности

Показатель профессиональной деятельности Содержание
Широта полномочий и ответственность Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства
Сложность деятельности Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития
Наукоемкость деятельности Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности

При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.

5. Структура отраслевой рамки квалификаций

Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в .

ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

2) номер квалификационный уровень - указывается в соответствии с НРК;

3) требования НРК - приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;

4) требования ОРК:

квалификационный подуровень ОРК - приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;

показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК - приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;

пути достижения квалификации соответствующего подуровня - приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК;

основные виды трудовой деятельности - приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями ОРК;

В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.

6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.

Основные виды работ по разработке ОРК представлены в .

Приложение 1

Требования отраслевой рамки квалификаций

Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций

_____________________________

* Указывается в формате «х.у», где Х - номер квалификационного уровня в соответствии с НРК, У - номер квалификационного подуровня в соответствии с ОРК.

** Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.

*** Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.

Приложение 2

Основные виды работ по разработке ОРК

Виды работ Содержание Основной результат
Выделение приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности Анализ нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития и профессионально-квалификационную структуру отрасли, в т.ч., общероссийских классификаторов и корпоративных документов в области труда, профессионального образования и обучения и пр. Список приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности
Исследование содержания и классификация по квалификационным уровням приоритетных видов трудовой деятельности Описание и оценка содержания видов трудовой деятельности в соответствии с параметрами основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности), определяемыми НРК. Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням НРК Описания видов трудовой деятельности в терминах дескрипторов НРК
Конкретизация квалификационных границ ОРК и выделение квалификационных подуровней На основе результатов описания и оценки содержания видов трудовой деятельности определение квалификационных уровней, образующих ОРК. При необходимости внутри конкретных квалификационных уровней выделение подуровней, дифференцирующих виды трудовой деятельности по анализируемым параметрам Квалификационные границы ОРК. Квалификационные подуровни в рамках конкретных квалификационных уровней
Конкретизация содержания дескрипторов ОРК При необходимости конкретизация параметров основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности) в соответствии с отраслевой спецификой. Введение и описание дополнительных показателей Уточненное содержание дескрипторов ОРК
Описания видов трудовой деятельности по параметрам ОРК Описание видов трудовой деятельности через параметры дескрипторов ОРК. Выделение типичных должностей в видах трудовой деятельности. Конкретизация привязки видов трудовой деятельности к уровням системы образования России. Уточнение путей достижения конкретной квалификации Для каждого вида трудовой деятельности приводятся: - квалификационный уровень (подуровень); - описания дескрипторов; - списки рекомендуемых должностей; - пути достижения квалификации
Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням и формирование ОРК Объединение видов трудовой деятельности в иерархическую структуру в рамках конкретного квалификационного уровня и их объединение в ОРК Сформированная ОРК
Согласование ОРК Согласование ОРК с заинтересованными государственными органами и общественными структурами работодателей Согласованная ОРК

Текст документа размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)

Обзор документа

Отраслевая рамка разрабатывается с учетом 7 принципов. Это отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний, преемственность и непрерывность развития уровней от низшего к высшему, прозрачность описания уровней для всех пользователей, соответствие иерархии уровней структуре разделения труда и системы образования России, описание уровней через показатели профдеятельности, описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества осуществления ими должностных обязанностей.

Количество уровней может доходить до 9. При необходимости внутри них могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.

Отраслевые рамки образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профдеятельности. К ним относятся широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Тема профессиональных стандартов особенно активно обсуждалась в 2015 году в связи с принятием большого количества профстандартов. По итогам 2015 года введено в действие 508 профстандартов, еще 296 стандартов находятся в разработке. Для сравнения, в 2014 году было введено в действие 129 стандартов, а в 2013 - только три. Особенно острым этот вопрос стал, когда стало ясно, что после введения соответствующих поправок в Трудовой Кодекс РФ профстандарты станут обязательными для применения.


Введенные в действие профстандарты, 2013-2015гг.:


Профстандарты, введенные в действие и находящиеся в разработке на 11.01.2016.:

Первые шаги к профстандартам в России

Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 г . в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов.

Несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профстандартов в свои программы, никаких значимых действий для осуществления поставленной Правительством задачи в последующие десять лет предпринято не было.

Только в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) , который уже тогда возглавлял Шохин Александр Николаевич, появилось Национальное агентство развития квалификаций . Создание агентства стало важным шагом на пути создания национальной системы квалификаций в РФ.

В 2007 году НАРК впервые разработало макет профессионального стандарта, а также Положение о профессиональном стандарте.

Первые профстандарты и Национальная рамка квалификаций

Первые профессиональные стандарты появились в 2007-2008 гг . Вдохновленные успехом, руководители министерств надеялись, что стандарты будут применяться при разработке образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Однако бизнес-сообщество оказалось не заинтересовано в разработке профстандартов, поэтому вузам пришлось разрабатывать образовательные программы самостоятельно.

В 2008 году появляется Проект Национальной рамки квалификаций РФ , основанный на идеях Европейской рамки. В разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Минобразования, Федеральный институт развития образования, РСПП, НАРК.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) - обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

Отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса при разработке профстандартов привело к несоответствию выпускаемых вузами специалистов реальным требованиям бизнеса. Проблема стыковки академического и бизнес-сообщества отразилась на многих ФГОС и привела к появлению ряда документов, в которых впервые предлагалось частично (а в перспективе полностью) передать вовне право вузов присваивать профессиональные квалификации. Эти документы:

  • «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»;
  • «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».

В том числе, для реализации этой идеи было решено отказаться от специальностей и присвоения соответствующих квалификаций, укрупнить перечень направлений подготовки ФГОС ВПО/ВО, постепенно исключить детальные описания к содержанию подготовки студентов.

В этом же году была создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики . Рабочей группе, в первую очередь, было необходимо определить методологические подходы к разработке профессиональных стандартов в высокотехнологичных отраслях экономики.

В 2010 году состоялось заседание Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, на котором президент страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости завершения разработки профессиональных стандартов, отметив, что профессиональный заказ на будущих специалистов должно формировать бизнес-сообщество. По итогам заседания были определены сроки разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях (энергоэффективность, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика) - около двух лет.

Новые исполнители, прежние проблемы

В том же 2010 году был создан Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования , председателем Совета стал Шохин Александр Николаевич. Совет утвердил ряд документов:

  • «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников...»,
  • «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров (ЭМЦ)»,
  • «Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)…»,
  • «Общие требования к экспертам…», «Положение о квалификационном сертификате» и т.д.

В 2011 году появился Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)».

В этом же году Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ) , которое принялось за разработку дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций».

Кроме того, Агентство одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Был утвержден новый план разработки профстандартов (на 2012-2015 гг.), а также утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы и методические рекомендации.

В 2012 году в свое предвыборной статье Путин В.В. отметил, что государство переоценило степень интереса бизнес-сообщества к национальной системе квалификаций.

Новая волна разработки профстандартов началась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 . Именно во исполнения Указа в Трудовой Кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Министерством труда и социальной защиты РФ было объявлено множество конкурсов на создание профстандартов: были выделены бюджетные средства - порядка 600 тысяч рублей на каждый лот. К концу 2014 планировалось разработать не менее 800 профстандартов.

Национальный совет по профессиональным квалификациям, прямой контроль Президента

Но что-то снова пошло не так. Первые стандарты были разработаны только к октябрю 2013 года. Президент России Путин В.В. решил взять процесс под свой прямой контроль. В конце 2013 года на совещании по вопросам разработки профстандартов он вновь обозначил важность разработки профстандартов и подчеркнул необходимость обязательной экспертизы профессионального сообщества. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу создать Национальный совет профессиональных квалификаций для разработки профстандартов, по-настоящему востребованных экономикой страны и отечественным бизнесом.

В 2014 году стало ясно, что заинтересованность бизнеса в разработке профстандартов так и осталась на низком уровне. В связи с этим Минтруда решило полностью изменить формат разработки профстандартов и выделить на разработку Российскому союзу промышленников и предпринимателей около 140 миллионов рублей из федерального бюджета.

31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, а 16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ .

Эти два документа положили начало новому подходу к решению проблемы, о которой говорилось в течение семнадцати (!) лет.

Постановление Правительства вызвало определенный скепсис, так как оно не давало разъяснений, как именно и чего конкретно можно потребовать от «объединений работодателей». РСПП подошел к решению проблемы по-своему: было организовано бесплатное обучение по программе «Разработка профессиональных стандартов», что позволило бы переложить часть ответственности по разработке профстандартов на компании и предприятия. В результате было несколько громких случаев разработки одних и тех же профстандартов двумя конкурирующими организациями, закончившиеся скандалом.

Профстандарт оценщика

В декабре 2014 года была создана Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» , который уже в мае 2015 года был наделен полномочиями отраслевого совета по профессиональным квалификациям финансовых рынков, куда была отнесена и оценочная деятельность. Ассоциация разработала профстандарт «Специалист в оценочной деятельности», который был утвержден Минтруда и вступил в действие 12 сентября 2015 .

Несмотря на то, что профстандарт не обсуждался широко оценочным сообществом, дальнейшие события развивались стремительно. В октябре 2015 года в Совете создана Комиссия по апробации и применению профессиональных стандартов в сфере труда и образования в оценочной деятельности РФ, а уже в ноябре был зарегистрирован Центр оценки квалификации, уполномоченный проводить оценку квалификации в соответствии с профстандартом «Специалист в оценочной деятельности».

Как только требования к квалификации будут установлены в отраслевом законе (ФЗ №135 «Об оценочной деятельности»), применение профессионального стандарта оценщика станет обязательным. Поэтому оценочному сообществу необходимо как можно активнее участвовать в разработке системы компетенций и квалификаций.

«Если система будет организована неправильно, возможны злоупотребления при оценке квалификаций. Оценочным компаниям придется сокращать штат или вовсе уходить из отрасли», - отметила Елена Петровская, генеральный директор СРО «АРМО».

«Как только эти изменения появятся, мы утратим возможность влиять на ситуацию», - объяснила Наталья Владимирова, Президент НП СОО «СИБИРЬ».




Краткая схема истории профстандартов:


Статью подготовила Наталья Ничкова

В. БЛИНОВ, профессор Федеральный институт развития образования

Одной из наиболее серьезных проблем современного российского профессионального образования является несогласованность сфер труда и образования, свидетельствующая об общем упадке качества подготовки кадров для рынка труда. В сегодняшних условиях острого недофинансирования российского образования важнейшей задачей становится укрепление налаживающихся связей образовательного сообщества и сообществ работодателей. Диалог образования, сферы труда и общества закладывает сегодня основу для формирования конкурентоспособной образовательной среды, которая позволит создать национальный рынок трудовых ресурсов.

При этом нужно иметь в виду, что Россия вместе с другими странами - участницами Болонского процесса выразила готовность осуществлять меры, обеспечивающие качество образования на институциональном, национальном и европейском уровнях, используя для этого общие критерии и методологии.

Разработка систем квалификаций, основанных на компетенциях, ведущаяся в ряде европейских стран и в России, указывает на то, что в системах образования происходит смена парадигм, обусловленная общими объективными причинами, прежде всего экономического характера. Именно экономическая сфера стала во многом определять оценку качества подготовки специалистов. Российские работодатели заинтересованы в найме высококвалифицированного работника, который способен качественно выполнять свои обязанности сразу после окончания обучения.

Участие работодателей - необходимое условие при разработке федеральных государственных образовательных стандар-

Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации

тов (ФГОС). В новых стандартах должна быть заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата »: от характеристик профессиональной деятельности к целям - результатам профессионального образования и далее к выбору соответствующих организационных форм, методов обучения. Формированию и реализации нового содержания образования способствует компетент-ностный подход в обучении, ставший одной из ведущих инноваций в современной системе общего и профессионального образования.

До сегодняшнего дня система образования и сфера труда России существовали достаточно изолированно. На «уровне подсознания» практически любой гражданин РФ может сказать, какое образование необходимо человеку для профессиональной деятельности определенного уровня на том или ином рабочем месте. При этом требования к выпускникам по уровням образования определяются в государственных образовательных стандартах, и существует система свидетельств, аттестатов и дипломов, соответствующих тому или иному уровню образования. Между тем у нас нет точного описания уровней профессиональной деятельности, к которой готовы их обладатели, а функции профессиональных стандартов выполняют по сложившейся в нашей стране традиции Единый тарифноквалификационный справочник (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКСДР). Российское законодательство ориентировано на эти справочники.

Уровень квалификации в них определяется тарифным разрядом. Тарифная сетка служит базой для организации повышения

квалификации с разряда на разряд. Однако в современных условиях определение уровня квалификации через разряд устарело. Тарифный разряд не дает возможности установить различия в уровне квалификации работников, имеющих одинаковые разряды в разных видах профессиональной деятельности, не позволяет определить рост квалификации, неустойчив из-за изменений, вносимых в тарифные сетки.

В России в 1995 г. была предпринята попытка найти более четкое основание для упорядочивания всех видов деятельности (и их описания) и создать их единый классификатор - Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). «Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход». Классификатор состоит из 9 укрупненных групп

От руководителей до неквалифицированных рабочих. При классификации занятий учитывалось, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но и опытом практической работы. Была сделана попытка при описании деятельности использовать набор профессиональных функций. Этим ОКЗ принципиально отличается от ЕТКС И ЕСКДР. Но и ОКЗ имеет ряд недостатков.

Критерием квалификации в ОКЗ был установлен все же уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые сами по себе не определяют уровень квалификации работника. Выделено четыре уровня квалификации, но первый уровень объединяет основное общее и среднее полное образование, а четвертый - высшее и послевузовское

профессиональное, что неминуемо приводит к смешению разных уровней квалификации. В квалификационныххарактеристиках ОКЗ дается слишком длинный (до 15-18) список профессиональных функций, которые часто не рядоположены или повторяются и могут быть объединены.

На схеме в общем виде показан механизм разработки нормативно-правового обеспечения профессионального образования, отвечающего современным международным требованиям. Эта разработка предполагает встречное движение как со стороны представителей рынка труда (разработка профессиональных стандартов, осуществляемая в профессиональных сообществах), так и со стороны образовательной сферы (разработка классификатора образовательных программ, перечня направлений подготовки, специальностей и профессий, Государственных образовательных стандартов профессионального образования). Важно, что при этом единым документом, выступающим своеобразным регулятором для разработки нормативного обеспечения и со стороны профессиональной, и со стороны образовательной сферы, является Национальная рамка квалификаций Российской Федерации - НРК РФ.

Так, в макетах ФГОС начального, среднего и высшего профессионального образования в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» предусмотрен подраздел, отражающий требования к общим компетенциям, которыми должен владеть выпускник и которые соответствуют уровню квалификации. Непосредственным источником содержания данных общих компетенций призвана выступать именно НРК РФ. Такой механизм позволяет:

♦ во-первых, согласовать требования к общим компетенциям в рамках одного уровня квалификации в рамках ФГОС по различным профессиям, специальностям, направлениям подготовки;

♦ во-вторых, обеспечить преемственность различных уровней профессиональ-

ного образования в рамках одного направления (одной специальности) одновременно с чётким различением уровней квалификации. Этот момент оказывается особенно значимым и актуальным в ситуации, когда требуется развести требования к результатам подготовки бакалавра и магистра по одному и тому же направлению.

Сейчас в Европе и в России идут про-

цессы, направленные на упорядочение всех видов деятельности (и описание их по общим принципам) на основе требования ответственности и самостоятельности работника, что является критерием при определении его уровня квалификации. Дескрипторы рамки Европейской системы квалификаций характеризуют деятельность в целом, что достигается даже на лек-

сическом уровне - через использование сочетания «work or study» (дословно - «работа или исследование »). Наиболее точным и верным переводом сочетания «work or study» будет «деятельность». Это слово вбирает в себя все виды деятельности в сферах физического и умственного труда.

Цели разработки Европейской структуры квалификаций (ЕСК) - European Qualifications Framework - были поставлены в совместном докладе Совета по образованию и Европейской комиссии (2004 г.), посвященном реализации рабочей программы «Образование и обучение 2010».

В Маастрихтском коммюнике (14 декабря 2004 г.) по вопросам приоритетов развития европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения министры образования из 32 стран ЕС приняли решение о первоочередной разработке открытой и гибкой Европейской системы квалификаций, охватывающей как профессиональное (начальное, среднее и высшее), так и общее среднее образование, в целях обеспечения признания и переноса квалификаций.

В области высшего образования решение о разработке комплексной системы квалификаций было принято на конференции министров образования европейских стран по вопросам развития Болонского процесса (Берлин, сентябрь 2003 г.). На конференции министров образования в Бергене (2005 г.) был принят документ «Принципы системы квалификаций для европейского пространства высшего образования», где указывалось на необходимость обеспечения взаимосвязи и взаимодополняемости между европейской системой квалификаций высшего образования и европейской системой квалификаций.

Разработка ЕСК в значительной мере вызвана потребностью в реализации стратегии образования в течение всей жизни в свете происходящих технологических, экономических и демографических изменений, а также необходимостью устранения барьеров, существующих между странами и

институтами и препятствующих эффективному использованию знаний и компетенций граждан из-за отсутствия прозрачности квалификаций.

В течение последних трех лет в европейских странах происходит активная разработка национальных систем квалификаций, направленных на упорядочение существующего разнообразия форм образования. Задача национальных систем квалификаций состоит в обеспечении возможности выстраивания множественных траекторий обучения, приводящих к получению конкретной квалификации и повышению квалификационного уровня, а также в определении четких процедур официального признания полученных квалификаций.

Основные задачи ЕСК:

■ установить общую систему координат для результатов обучения и уровней компетенции, для чего уровни и их описания формулируются в общем виде, что обеспечивает охват всего многообразия квалификаций, существующих на уровне национальных систем и отраслей;

■ стать «средством перевода» (ключом), позволяющим сравнивать результаты обучения в различных системах;

■ определить общую систему координат для обеспечения качества и развития образования;

■ задать общую систему координат для структур, ответственныхза признание результатов образования и обучения;

■ избрать общую систему координат для органов управления образованием и учебных заведений в части сравнения предлагаемого обучения с обучением в других странах.

Таким образом, ЕСК представляет собой методический и концептуальный подход, направленный на оптимизацию реформирования образования на национальном уровне, где также должны быть разработаны соответствующие системы квалификаций.

В документах, анонсирующих ЕСК, подчеркивается, что она не заменяет национальные системы квалификаций и не яв-

ляется автоматическим механизмом сравнения квалификаций друг с другом. ЕСК направлена на поддержку и изменение национальных систем квалификаций. Таким образом, предполагается, что реформирование национальных рамочных структур квалификаций будет усилено за счет наличия единой структуры более высокого статуса, признаваемой всеми партнерами.

Важно подчеркнуть, что перед Россией не стоит задача разработки некой новой национальной системы квалификаций (НСК). Национальная система профессиональных квалификаций в нашей стране, имевшей в недалеком прошлом плановую экономику, сформирована, жестко задана и формализована. В России строго определены: условия присвоения тех или иных квалификаций, их иерархия, единые для всей страны документы, подтверждающие квалификационный уровень, и т.д.

В рамках интернациональной гармонизации образовательных систем и рынков труда перед Россией стоит задача разработки национальной рамочной структуры квалификаций (НРК РФ), одной из задач которой является обеспечение условий сопоставимости НСК РФ и ЕСК. Это не исключает, а, скорее, предполагает внесение необходимых изменений в саму систему квалификаций РФ, которая и до этого постоянно развивалась и совершенствовалась. Разработка НРК РФ задаст ориентиры дальнейшего развития национальной системы квалификаций России, обеспечивающие её интернациональную гармонизацию.

Серьезной проблемой современного российского профессионального образования является нарастающая рассогласованность структуры и качества подготовки рабочих и специалистов и спроса рынка труда. В этой связи задача сопряжения сферы труда и образования становится одной из ведущих. Для ее решения необходимы особые инструменты, обеспечивающие единство требований,предъявляемых к специалисту разных уровней квалификации со стороны работодателей и со стороны об-

разования. Эффективным инструментом, призванным способствовать процессу сопряжения сферы труда и сферы образования в условиях современной России, и может стать сопряженная с европейской Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, разработка которой ведется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

Разработка Национальной рамки квалификаций для РФ актуализируется следующими обстоятельствами:

1) необходимостью нормативно-правового оформления исторически сложившейся в России системы квалификаций с учетом новых социально-политических и экономических условий развития страны как основы для повышения качества образования и подготовки кадров для рынка труда;

2) потребностью в инструменте, обеспечивающем сопряжение сферы образования и труда как основы для стандартизации профессиональной деятельности и образования, методологической и методической основы разработки профессиональных и образовательных стандартов;

3) развитием интеграционных тенденций в рамках Болонского процесса, завершением (2006 г.) разработки проекта Европейской рамки квалификаций и началом разработки странами - участницами Болонского процесса сопрягаемых с ней национальных рамочных структур квалификаций.

Итак, НРК РФ является нормативным документом, предназначенным для:

Однозначного определения и четкого разведения уровней квалификации при проведении процедур оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

Формирования вертикальной подсистемы классификации и кодирования образовательных программ в Общероссийском классификаторе образовательных программ (ОКОП) и их качественной оценки с позиций компетентностного подхода;

Обновления содержания единого тарифно-квалификационного справочника должностей рабочих и служащих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих;

Обеспечения единства методологических (компетентностный подход) и методических (использование системы описания уровней квалификации при формулировании общих и профессиональных компетенций) подходов в разработке профессиональных и образовательных стандартов;

Определения целей и результатов всех уровней профессионального образования с учетом требований работодателей и потребностей личности;

Установления преемственности всех ступеней системы образования РФ;

Реализации принципа «обучение в течение всей жизни » любым гражданином РФ, включая выбор им траектории обучения и возможности перехода с одной траектории на другую;

Обеспечения конкурентоспособности и мобильности выпускников разных ступеней системы образования РФ на мировом рынке труда и интеграции РФ в мировое образовательное пространство.

Концептуальной основой разработки Национальной рамки квалификаций РФ является компетентностный подход: описание уровней квалификации строится на описании различий в результатах обучения, выраженных в терминологии ответственности, самостоятельности и степени сложности рабочей ситуации (контекста).

Одна из важнейших функций НРК РФ

Обеспечение сопоставимости национальных квалификаций с квалификационными уровнями по ЕСК и через них с уровнями квалификаций других стран.

НРК РФ представляет собой основанную на дескрипторах рамку квалификаций, являющуюся инструментом классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, установленных для определения уровней полученной профессиональ-

ной подготовки. НРК РФ сопрягается с ОКОП, классификатором профессий, отраслевыми квалификационными системами, которые должны разрабатываться или модернизироваться на основе требований НРК РФ.

Дескрипторы НРК РФ формулируются в соответствии с общими принципами, свойственными рамочным структурам квалификаций других европейских стран:

■ преемственностью уровней и прозрачностью квалификаций;

■ иерархией квалификаций (уровней), связанной с инфраструктурой системы образования РФ;

■ сопоставимостью с ЕСК.

Важное место в дескрипторах НРК РФ

отводится описанию уровней ответственности и самостоятельности. Именно степень их развития позволяет наиболее четко разграничивать различные уровни компетенции. Эти уровни определяют способность справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями без посторонней помощи.

Ключевое различие между квалификациями разных уровней определяется степенью развития ответственности и самостоятельности в управлении обучением и самой деятельностью в более сложных ситуациях, контекстах.

Сложность работы как критерий оценки уровня квалификации, соответствующего должностям служащих и рабочим профессиям, наполняется различным содержанием и включает в себя: степень стандартизации работы, умственные усилия (для служащих), монотонность, тяжесть труда, уровень внимания (для рабочих профессий). К показателю ответственности близок показатель цены ошибки и масштабов привлекаемых для ее исправления сил. Но показатели не тождественны, так как при достаточно высокой цене ошибки работника его действия может контролировать руководитель, который и будет нести ответственность за конечный результат профессиональной деятельности (напри-

мер, за действия медицинской сестры несет ответственность врач, который обязан проконтролировать, каким образом она выполняет его назначения).

Таким образом, для описания компетенций (деятельности) в дескрипторах НРК РФ были выделены 12 наиболее значимых показателей профессиональной деятельности человека. Нумерация (порядок представления) показателей не имеет принципиального значения. Логически их можно сгруппировать следующим образом:

Показатели самостоятельности и ответственности, отражающие вектор развития профессиональной деятельности (в том числе умственной/ физической) и человека (показатели «самостоятельность» и «ответственность», «цена ошибки», «сложность работы»);

Показатели мотивации и целеполага-ния как направляющие и системообразующие факторы любой деятельности («целе-полагание», «мотивация»);

Показатели развития познавательной деятельности («работа с информацией», «анализ результатов собственной деятельности», «познание и умение учиться», «умение учить», «широта видения»);

Показатель развития коммуникативной составляющей («деловоеобщение»).

НРК РФ призвана стать одним из документов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования, ориентированной на условия рыночного статуса российской экономики и её гармонизацию с общеевропейскими рынками труда и образовательных услуг. Перестройка профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом новых социально-эконо-

мических условий России потребовала комплексного пересмотра системы документов, регламентирующих отношения государства и экономики в сфере труда, охраны прав граждан, прав на социальное страхование и пенсионное обеспечение, смежных прав. Среди этих документов -перечни должностей рабочих и служащих, тарифно-квалификационные справочники, новые классификаторы сферы труда (занятости, профессий, видов деятельности).

Таким образом, НРК в Российской Федерации может быть использована в целях:

■ систематизации всех квалификаций, существующих на территории РФ, безотносительно к предметной области с учетом как формального, так и неформального образования, повышения квалификации, самосовершенствования работника и его практического опыта;

■ методологической и методической основы стандартизации профессиональной деятельности и образования, а следовательно,

■ обеспечения качества образования и подготовки кадров.

НРК РФ является одним из ключевых элементов инновационной системы стандартизации в российском профессиональном образовании и включает системное описание различий квалификаций в зависимости от их уровня и профессиональной направленности. Описания требований к знаниям, умениям и компетенциям выпускников системы профессионального образования являются концептуальной основой разрабатываемых ФГОС. Задачей НРК РФ является обеспечение системной сопряженности и преемственности ФГОС по всем уровням профессионального образования.

18 июля 2018 года состоялось экспертное совещание новой рабочей группы Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) рабочей группы по вопросам создания и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности.

В 2018 году Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям (СПК) решается задача отработки механизмов систематизации квалификаций, признаваемых в конкретной отрасли (секторе) экономики и на национальном уровне в целом. Для этого потребуется единый инструментарий разработки рамок квалификации. Национальным агентством была разработана концепция и дан старт разработки информационного ресурса. Создаваемый ресурс сможет обеспечить визуализацию структурированных данных о квалификациях, автоматизацию процессов разработки проектов квалификаций и управления ими, выработки предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов, формировать профили квалификаций для конкретных инвестиционных проектов. Информационный ресурс также будет работать в режиме конструктора квалификаций, формирования диаграмм карьерных (образовательных) траекторий, перечней квалификаций и компетенций, результатов освоения образовательных программ. Тем самым этот информационный ресурс обеспечит перевод управления квалификациями в цифровой формат.

С приветственным словом к членам новой рабочей группы обратилась Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства. О задачах реализации пилотного проекта по созданию и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности рассказали Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства, Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России.

Вице-президент РСПП по вопросам информационных и коммуникационных технологий Сергей Мытенков выступил с сообщением о разработке информационной системы «Отраслевая рамка квалификаций». Он отметил: «Цель проекта – это цифровизация и упрощение работы с документами национальной системы квалификаций, перевод их в электронный вид, который будет намного удобнее. Также хотел отметить, что мы в настоящий момент поработали над дизайном, загрузили справочники, движемся по графику и не планируем никаких задержек и отклонений».

Представители СПК агропромышленного комплекса, СПК в наноиндустрии, СПК в сфере атомной энергии, СПК в области управления персоналом, СПК в машиностроении, СПК в отрасли судостроения и морской техники, СПК в области ракетной техники и космической деятельности, СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве обсудили предлагаемые подходы к формированию отраслевых рамок квалификаций, а также промежуточные результаты разработки проектов рамок квалификаций, в том числе межотраслевых.

В ходе обсуждения Алла Факторович уточнила: «…В процессе предварительной работы мы договорились о новом подходе к разработке инструментария, о том, что это будет информационная система, которая позволит не только каталогизировать квалификации, но и работать с ними, создавать различные «пакеты» квалификации, не только отраслевого, но и межотраслевого характера, вырабатывать общие требования к сквозным квалификациям, проводить статистический анализ, сопоставительные исследования и увязывать систему квалификаций с системой подготовки кадров, давая внятные и, в том числе, опережающие запросы системе образования, выстраивая карьерные и образовательные траектории. Мы мыслим этот ресурс как ресурс проницаемый для разных отраслевых сегментов с тем, чтобы можно было его использовать как конструктор квалификаций, поскольку по ряду бизнес-процессов, по ряду инновационных проектов возникает необходимость сборки квалификаций из разных отраслей».

Развивая тему о принципах классификации квалификаций, Алексей Перевертайло, руководитель департамента систем оценки квалификаций Национального агентства в своем выступлении подчеркнул: ««Важно сохранить маркирование ВПД (вида профессиональной деятельности) по этапам жизненного цикла продукции. Не соотнося ВПД с основными бизнес-процессами, мы не будем знать сколько профессиональных стандартов нужно, сколько нужно квалификаций. Мы не будем знать, какие профстандарты и квалификации пересекаются из уже созданных, какие претендуют на роль сквозных. Это очень важно. Нужно технологически предусмотреть в конструкторе также сложные квалификации, когда квалификация «набирается» из разных трудовых функций разных ВПД».

Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России в ходе дискуссии обозначила ряд вопросов: «Во-первых, говоря о жизненном цикле продукта, необходимо определить, что понимается по терминов «продукт». Во-вторых, для формирования отраслевой рамки квалификаций необходима классификация ВПД».

Также она обратила внимание собравшихся на важный момент: «…Когда мы говорим с вами о сквозных квалификациях, мы должны понимать, какие квалификации мы будем выделять, в каких областях деятельности они будут действовать. Предположим, маркетолог в сфере сельского хозяйства, маркетолог в сфере железнодорожного транспорта или еще какой-то другой отрасли – это разные маркетологи? Как будут признаваться «отраслевые» свидетельства о квалификации в других отраслях? Этот вопрос надо решать сейчас. Окажется, что выдано свидетельств для конкретных маркетологов достаточно много, но как их сопоставлять с друг другом - не понятно».

Практическая отработка IT-инструментария представителями СПК стартует с сентября 2018 года.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.