Электронный муниципалитет. Электронный муниципалитет - новое качество муниципального управления

Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства. Это стратегически важное направление способствует формированию в Российской Федерации, конституционно закрепленной децентрализованной, демократической системы управления делами государства и общества, а данное явление выступает наиболее оптимальной формой управления значительным количеством населения, на огромных просторах нашей Родины .

Одной из главных тенденций политического, правового и социально-экономического развития России на сегодняшний день является внедрение современных технологий в институт публичной власти. Совершенствование системы государственной власти осуществляется путем формирования в России «электронного правительства» - внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов и должностных лиц. Однако, основное взаимодействие между государством и гражданами или бизнесом осуществляется на местном уровне, в силу чего актуальность приобретает проблема внедрения современных технологий в институт муниципальной власти. Аналогом «электронного правительства» на местном уровне призван стать «электронный муниципалитет».

Информационные технологии в настоящее время являются катализатором не только экономического роста, но и развития всех остальных сфер жизни общества. Правительством РФ задан высокий темп реализации мероприятий по формированию инфраструктуры информационного общества. В рамках государственной программы РФ «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313, с целью повышения внедрения информационных технологий на уровне муниципальных образований на Министерство связи и массовых коммуникаций России возложено проведение и развитие мероприятия «Электронный муниципалитет» .

На законодательном уровне определение термина «электронный муниципалитет» отсутствует, однако, по аналогии с определением «электронного правительства» , и учитывая положения ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» , можно дать следующее определение: это новая форма организации деятельности органов муниципальной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами муниципальных и государственных услуг и информации о результатах деятельности муниципальных органов в решении вопросов местного значения. Использование современных технологий в муниципальном управлении способно предоставить муниципальному образованию множественные возможности, среди которых: формирование инфраструктуры оказания услуг в электронном виде, замена бумажной технологии документооборота электронной, совершенствование «кадрового состава» муниципальных органов власти, а также повышение уровня технологической осведомлённости и информационной культуры населения муниципальных образований.

Внедрение современных технологий в институт публичной власти способствует утверждению в России доктрины «открытого государства», обеспечивающего быстрое и достоверное получение гражданами информации об управленческих процессах. Путем своевременного отображения на Интернет-порталах актуальной информации о функционировании муниципалитета, обеспечения доступа к документам и делам местного значения, опубликования финансовой отчетности, обеспечивается контроль населения муниципального образования за деятельностью муниципальных органов власти и должностных лиц. На сегодняшний день Федеральным законом от 09.02.2009 №8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» законодательно закреплена обязанность органов местного самоуправления размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет посредством создания официального сайта либо размещения информации на официальном сайте субъекта РФ .

Оказание населению государственных и муниципальных услуг по вопросом местного значения является функцией муниципалитетов. Элементом «электронного муниципалитета» является возможность предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям в электронном виде посредством сети Интернет. На сегодняшний день муниципалитетами населению предоставляются услуги с использованием информационно- телекоммуникационных технологий, в числе которых: единый портал государственных и муниципальных услуг, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, универсальная электронная карта.

Подобно Единому порталу государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»), функционирующему на федеральном уровне, на местном уровне функционируют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (МЦФ). Населению предоставляется возможность получить услуги, связанные с социальным обеспечением, консультационные услуги, получить архивные справки, получить услуги, связанные с изменением гражданско-правого статуса физических и юридических лиц. Показателен в этом плане опыт лидера рейтинга стран мира по уровню развития электронного правительства 2014 г., составляемого Сетью государственного управления ООН, - Южной Кореи. Предоставление государственных и муниципальных услуг в этой стране осуществляется посредством мобильных технологий и разработкой соответствующих мобильных приложений. Одним из самых популярных мобильных сервисов, предоставляемых на уровне муниципалитетов, является «Трафик Сеула». Каждый из 25 самоуправляемых районов Города особого статуса Сеул ежедневно отправляют в компанию, обслуживающею приложение, информацию о состоянии дорожного движения в районе.

Электронный муниципалитет предполагает внедрение в деятельность муниципальных органов и должностных лиц «безбумажных» технологий, представляющих собой электронные системы документооборота и делооборота. Многочисленные обращения граждан и организаций в муниципальные органы порождают огромное количество документов, требующих оперативной систематизации. Работа с бумажными носителями оказывается трудоемким занятием для чиновников, что снижает качество и скорость предоставления самой услуги. Однако организация электронного документооборота требует не только перевода документов в электронный формат с бумажных носителей, но и функционирование маршрутизации документов, автоматического отслеживание текущего статуса, системы полнотекстового поиска и архивного строения. Только комплексная автоматизация документооборота позволит упростить работу с документами в органах муниципалитетов.

В нашем обществе необходим строгий регламент обращения с персональными данными в компаниях. Лица, обладающие персональными данными, то есть организации, юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели должны принимать организационно технические меры защиты этих данных. И чем больше объем этих персональных данных, тем больше должны существовать меры защиты .

К проблеме организации электронного документооборота примыкает проблема неподготовленности кадрового состава органов местного самоуправления к эксплуатации информационной инфраструктуры. Не случайно на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в Петрозаводске (2008) экс-президент России Д.А. Медведев (2008-2012) непосредственно обратил внимание на то, что «неумение пользоваться информационными технологиями государственными и муниципальными чиновниками говорит не только об их отсталости, но и о некомпетентности» . Информационно-коммуникативная компетентность муниципальных служащих напрямую связана с эффективностью исполнения ими своих должностных обязанностей. Формирование «электронных муниципалитетов» должно осуществляться одновременно с совершенствованием «кадрового состава» муниципалитетов, а именно – повышение информационных и компьютерной грамотности и информационной культуры в целом.

Формирование на территориях муниципальных образований «электронных муниципалитетов» позволит также повысить уровень технологической осведомленности населения. Поскольку именно на местном уровне осуществляется основное взаимодействие государства и общества, осуществлять совершенствование информационной культуры населения нужно с нижнего – местного уровня. Возможность решения при помощи Интернет-порталов предоставления муниципальных услуг наиболее актуальных для каждого повседневных вопросов (таких как образование, здравоохранение, культура) позволит гражданам на практике убедиться в удобстве электронных форм получения услуг и постепенно перейти к использованию государственных услуг, предоставляемых на региональном и федеральном уровнях, посредством сети Интернет.

От того, насколько успешен будет процесс внедрения информационного взаимодействия власти и населения на местном уровне, напрямую зависит восприятие обществом новой формы организации государственного управления – «электронного государства». Успешная реализация на практике концепции «электронного муниципалитета» значительно облегчит формирование концепции «электронного правительства» на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. В контексте данной проблемы представляется уместной цитата Президента Российской Федерации В.В. Путин: "Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти считаю невозможным" . Внедрение современных технологий в деятельность местного самоуправления – залог качественного, эффективного и «дееспособного» муниципального управления в частности и всего государственного управления в целом.

Местное самоуправление в России выступает неотъемлемой частью действующего государственного механизма, именно поэтому оно позволяет максимально грамотно сочетать права и интересы граждан, а также местные, региональные и общегосударственные интересы .

Список литературы

1 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации, 09.03.2016. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.03.2016)

2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет- портал правовой информации, 15.02.2016. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.03.2016)

3 Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет- портал правовой информации, 06.05.2008. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.03.2016)

4 Абдуллина С.И., Аминов И.Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики // Вопросы современной юриспруденции. Новосибирск 2014. № 37. С. 16-21.

5 Аминов И.Р., Кравченко Р.В. К вопросу о месте муниципального права в системе российского права. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Санкт-Петербург 2014. Том: 4. № 8. - С. 102-105.

6 Губайдуллина Э.Р., Аминов И.Р. К проблемам защиты персональных данных как основы охраны права на неприкосновенность частной жизни // Теория и практика современной юридической науки. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. - С. 35-37.

7 Мухаметханова Э. Р., Аминов И.Р. Актуальные вопросы функционирования электронного муниципалитета// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) № 8 / 2014 часть 10. - С.41-43.

8 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт Президента России, 18.04.2002. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ (дата обращения 28.03.2016)

9 Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: Центр гуманитарных технологий, 10.02.2015. – Режим доступа: http://gtmarket.ru (дата обращения 21. 03.2016)

10 Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт Президента России, 17.07.2008. – Режим доступа: http://kremlin.ru/ (дата обращения 28.03.2016)

О.Н. ВАНЕЕВ, кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. С 1 января 2010 г. перечень такой информации установлен законодательно. Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием и функционированием официальных сайтов органов местного самоуправления.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 34.07: 352.075

Страницы в журнале: 59-62

О.Н. ВАНЕЕВ,

кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. С 1 января 2010 г. перечень такой информации установлен законодательно. Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием и функционированием официальных сайтов органов местного самоуправления. Процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления связан с понятием «электронный муниципалитет», определение которого приводится в статье.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, электронный муниципалитет, электронное правительство, информация, информатизация, сайт.

Electronic municipality: ways of communication between local government and population

One of ways of providing an access to the information about local authorities’ activities is putting this information on the Internet. Since January, 1 2010 the list of information about local authorities’ activities on the Internet is enacted. Informatization of local authorities’ activities is connected with creation and functioning of official websites of local self-government bodies. The process of informatization of local authorities’ activities is connected with the notion of electronic municipality. Its definition is given below in the article.

Keywords: local authorities, electronic municipality, information, informatization, website.

С 1 января 2010 г. наступил новый этап информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением, проживающим на территории муниципального образования. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон). Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. То есть это связано с информатизацией деятельности органов местного самоуправления.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. На сегодняшний день в современном научном и правовом смысле процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления связан с понятием «электронный муниципалитет». Данное явление получило внедрение на муниципальном уровне власти.

В Концепции информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми до 2008 года, определении путей ее реализации, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 26.10.2004 № 3160, закрепляется, что «электронный муниципалитет - социально ориентированный инструмент городского управления на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».

В муниципальной программе «Электронный город Новый Уренгой на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением мэра г. Новый Уренгой от 03.06.2002 № 162/1, под электронным муниципалитетом понимается «комплекс прикладных систем информатизации с использованием технологий электронного документооборота, экспертных и информационно-управляющих систем, распределенных баз данных и знаний, обеспечивающих эффективное решение задач местного самоуправления и взаимодействия с федеральными органами, хозяйствующими субъектами, социально-экономическими структурами и гражданами».

В долгосрочной целевой программе города Омска «“Электронный Омск” на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением администрации г. Омска от 28.08.2009 № 696-п (в ред. от 21.10.2009), ставится задача создания системы «Электронный муниципалитет» - «комплекса программно-технических средств органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений, обеспечивающего повышение эффективности системы муниципального управления и оказания муниципальных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам, достоверное и оперативное информирование населения о деятельности органов местного самоуправления города, социально-экономических и общественно-политических процессах, протекающих в городе Омске, на основе применения ИКТ».

«Развитая информационно-коммуникационная система администрации города Томска позволяет ставить и решать качественно новые задачи, являющиеся актуальными для информационного общества XXI века в аспекте “электронного муниципалитета”», утверждается в Основных направлениях информатизации органов администрации муниципального образования «Город Томск» на 2008-2012 годы.

Разработка и реализация проекта «Электронный муниципалитет» предусмотрены в муниципальных актах городов Ухты, Бийска, Нижнего Новгорода, Волгограда, Новосибирска, Белгорода и др.

Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием официальных сайтов органов местного самоуправления. Например, официальный сайт администрации г. Красноярска - муниципальная информационная система общего пользования, размещенная в сети Интернет, в состав которой (системы) входят информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности администрации города, подведомственных ей муниципальных предприятий и учреждений, необходимую гражданам и организациям для обеспечения их прав и законных интересов (в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 04.07.2006 № 609 (в ред. от 05.02.2009)).

Данное определение имеет важное отличие от закрепленного позже в ст. 1 Закона определения официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления. Обязательным элементом официального сайта органа местного самоуправления по Закону является электронный адрес, который включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления. Официальный сайт администрации г. Красноярска размещен по электронному адресу www.admkrsk.ru, но в определении об официальном сайте отсутствует указание, что электронный адрес включает доменное имя, права на которое принадлежат администрации г. Красноярска.

Основными принципами функционирования официального сайта администрации Красноярска являются системность представления информации; интерактивность; открытость; объективность и точность.

Из 17 городских округов в Красноярском крае официальные сайты имеют 12:

Г. Ачинск (www.adm-achinsk.ru);

Г. Норильск (www.norilsk-city.ru);

Г. Красноярск (www.admkrsk.ru);

Г. Дивногорск (www.divnogorsk-adm.ru);

Г. Боготол (www.bogotolcity.ru);

Г. Енисейск (www.eniseisk.ru);

Г. Канск (www.kansk-adm.ru);

Г. Минусинск (www.minusinsk.info);

Г. Сосновоборск (www.sosnovoborsk.org);

Г. Шарыпово (gorodsharypovo.ru);

ЗАТО г. Железногорск (www.admk26.ru);

ЗАТО г. Зеленогорск (www.zeladmin.ru).

В соответствии со ст. 13 Закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет, содержит:

1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе его наименование и структуру, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; сведения о руководителях органа местного самоуправления и его структурных подразделений; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе изданные им муниципальные правовые акты, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению; порядок обжалования муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности и иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности в местный бюджет;

8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений и иных организаций, в том числе: порядок и время приема граждан и представителей организаций, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя, отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан и иных лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений граждан и иных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации, которые утверждаются в порядке, определяемом самими этими органами.

Понятие «электронный муниципалитет» связано с понятием «электронное правительство», которое происходит от англоязычного electronic government и поэтому достаточно многозначно. Классической формулировкой является следующая: электронное правительство - это информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Функционально деятельность электронного правительства можно разделить на четыре составляющих: государство для государства (взаимодействие государственных органов); государство для граждан (предоставление государственных услуг для населения); государство для бизнеса (предоставление государственных услуг для хозяйствующих субъектов); государство для служащих (электронный документооборот). Общепринятые обозначения указанных видов взаимодействия таковы: G2G - государство для государства; G2C - государство для граждан; G2B - государство для бизнеса; G2E - государство для служащих.

Выделяют пять последовательных стадий развития электронного правительства:

1) начальное появление - развернуто онлайновое присутствие в сети Интернет органов власти;

2) расширенное присутствие - число сайтов органов власти постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

3) интерактивное взаимодействие - пользователям предоставляется возможность загружать типовые формы различных официальных документов, направлять обращения через электронную почту и взаимодействовать через сайт;

4) проведение транзакций - пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакции) с органами власти в онлайновом режиме;

5) бесшовное взаимодействие - полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

Под электронным муниципалитетом мы понимаем информационное взаимодействие органов местного самоуправления с населением и организациями с использованием информационно-коммуникационных технологий, основанное на принципах открытости, доступности и достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления, свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления законным способом, соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, прав организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления.

Развитие информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением связано с распространением информационных киосков на территории муниципального образования. Информационный киоск администрации г. Красноярска рассматривается как элемент единой справочно-информационной системы администрации города, которая призвана обеспечить информационную открытость деятельности администрации города для субъектов жизнедеятельности города. Информационный киоск представляет собой программный комплекс, в состав которого входят программа с адаптированным для неквалифицированного пользователя web-интерфейсом и информационное наполнение. Информационный киоск размещается в терминальных устройствах, имеющих сенсорную панель. Практика г. Красноярска показала, что наиболее востребованы информационные киоски в платежных терминалах (хотя при этом перед органами местного самоуправления возникает вопрос о взаимодействии с собственниками данных терминалов).

Кроме получения справочной информации о деятельности администрации города и муниципальных учреждений, через информационные киоски можно записаться на прием к руководителям администрации города, написать обращение (жалобу), а также записаться на прием к врачу (пока только в две поликлиники).

Можно утверждать, что органы местного самоуправления в развитие информационного взаимодействия с населением переходят от этапа информационного присутствия к этапу интерактивного взаимодействия.

Библиография

1 См.: Попков Ю.С., Тищенко В.И. Виртуальные сообщества в структуре власти (методологические аспекты). - М., 2004.С. 63-64.

Поделитесь статьей с коллегами:

Компания «ПингВин Софтвер» представляет концепцию автоматизации органов местного самоуправления «Электронный муниципалитет». В документе продемонстрированы возможности использования свободного ПО для решения задач эффективного управления регионом и предоставления электронных услуг населению. Концепция «Электронный муниципалитет» распространяется на условиях лицензии Creative Commons .

Впервые в российской истории, документ, который может стать определяющим для развития ИТ-инфраструктуры городов и даже целых регионов, разработан отечественной компанией и опубликован для всеобщего пользования под лицензией Creative Commons Share Alike . Это значит, что компания «ПингВин Софтвер», следуя принципам пропагандируемого ею свободного программного обеспечения, позволяет всем желающим копировать, распространять, вносить изменения и передавать другим лицам концепцию «Электронный муниципалитет». При обязательном условии указания своего авторства.

«Электронный муниципалитет» - это набор современных критериев, принципов и технологий, позволяющих создать комплекс решений для автоматизации рабочих процессов органов местного самоуправления (МСО). Все прикладные системы электронного муниципалитета должны соответствовать четырем основным критериям: масштабируемости, интероперабельности, мобильности и дружественности к пользователю. Только при таком подходе удастся встроить ИТ-инфраструктуру региона в единое информационное пространство государственного управления и наладить эффективный обмен информацией «по вертикали», между различными уровнями властных структур, «по горизонтали», между различными ведомствами и учреждениями одного иерархического уровня и «по оси» межтерриториального взаимодействия.

Для решения этой задачи предложено использовать свободное программное обеспечение (СПО) и «облачные» технологии. Программные комплексы, построенные на базе СПО отличаются от их проприетарных аналогов более низкой совокупной стоимостью владения за счет отсутствия либо невысокого уровня лицензионных выплат. СПО позволяет интегрироваться как в существующие системы, так и подключать новые. За счет открытых кодов в свободном ПО возможны практически любые изменения по желанию заказчика. При этом, СПО гарантирует высокую степень информационной безопасности, т.к. открытые коды позволяют проводить аудит систем на наличие ошибок и недокументированных возможностей.

Разработчики концепции «Электронный муниципалитет» представили несколько готовых решений на базе СПО, призванных обеспечить оказание госуслуг регионального уровня и предоставить состояние дел конкретного муниципалитета в разных информационных срезах. К таким компонентам относятся модули: «Веб-присутствие», «Безопасный город», «Система предварительной записи и обслуживания населения», «Комплексная автоматизация деятельности муниципалитета» и др.

Концепция «Электронный муниципалитет» разработана для достижения целей, намеченных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, заявленных в программе «Информационное общество» и зафиксированных в плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения.

«Будьте реалистами – требуйте невозможного!»

студенческой революции 1968 года

Осуществленная в России реформа МСУ не привела к качественным изменениям в жизни местных сообществ, хотя именно в этом состоял смысл реформирования. Идеология 131-ФЗ на практике выразилась в увеличении численности бюрократического аппарата, который стал рассматривать ресурсы местных сообществ исключительно с точки зрения эксплуатации материальных активов, контроля над финансовыми потоками (в том числе и над использованием дотаций регионального и федерального уровня) и недопущения каких-либо сущностных перемен в распределении властных полномочий внутри элиты.

Несмотря на регулярной основе вносимые поправки в законодательство о МСУ, мобилизационный потенциал существующей системы нормативных актов исчерпан и требуется замена бюрократической модели обеспечения эффективности самоуправления, на иную, которая будет соответствовать модернизационным идеями руководства страны и ожидающего перемен общества. Поэтому требуется инновационное решение, позволяющее местным сообществам изменить ситуацию эволюционным путем, не ломая существующую в МСУ бюрократическую модель. Нами предлагается модель техно-социальная , опирающаяся в своей онтологической основе на гуманистические ценности формирующегося «общества знаний» или как его еще иногда называют «информационного общества».

Общепризнано, что информационные технологии входят в число драйверов экономического роста, однако в России на муниципальном уровне отсутствуют модели консолидации социума вокруг идеи использования ИКТ в целях повышения качества жизни. Широко упоминаемое в прессе словосочетание «электронный муниципалитет» на федеральном и региональном уровне не имеет теоретической концепции и все сводится лишь к компьютеризации деятельности муниципальной власти. Такой подход ошибочен, поскольку не ориентирован на повышение благосостояния населения и рост доходной базы, необходимой для развития территорий.

Поэтому, на наш взгляд, под «электронным муниципалитетом» необходимо понимать действующую на муниципальном уровне интегрированную самовоспроизводящуюся систему потребления и воспроизводства знаний, позволяющих повысить за счет использования информационных технологий производительность труда и качество жизни индивидов, а также осуществлять оказание электронных сервисов различным категориям потребителей. В центре системы находятся органы муниципальной власти и управления, не только осуществляющие привлечение бизнесов и граждан на основе муниципально-частного партнерства к различным проектам компьютеризации, но и принимающие меры по созданию, а затем и воспроизводству общественной атмосферы восприимчивости к инновациям.

Именно восприимчивая ко всему новому общественная атмосфера, будучи продуктом деятельности власти, бизнеса и граждан, позволяет создать систему, стимулирующую появление новаций, как в формах предоставления различных сервисов, так и соответствующих потребительских моделей. При этом техническая составляющая отходит на второй план, поскольку при наличии достаточных средств фирмы осуществляющую системную интеграцию установят любое оборудование. Однако как раз необходимых средств не хватает, поскольку у муниципальной бюрократии отсутствует понимание как их зарабатывать с использованием новых технологий, поэтому технология «электронных муниципалитетов» и не значится в повестке дня элиты.

Становление в экономически развитых странах компьютеризированных систем муниципального уровня происходило в отличных от российских условиях. Не вдаваясь в детали, отметим: главный вывод — такие системы эффективны и позволяют не только расходовать бюджетные средства на повышение качества жизни населения, но и пополнять казну даже небольшим и средним городам. В России подобных систем нет и, при существующих моделях функционирования МСУ они не появятся, даже в обозримой перспективе. Причин тому две: большие затраты и неготовность региональной и муниципальной элиты организовывать жизнь территориальных сообществ с применением новейших технологий, а также непонимание самой возможности повышения доходной базы за счет концептуально новых решений.

Подтверждением того что муниципальная власть к технологической модернизации не готова, служат факты противодействия давлению федерального центра, императивно заставляющего внедрять интерактивные электронные услуги. Такое сопротивление обусловлено не столько ресурсными ограничениями, связанными с созданием инфраструктурной базы новых технологий, сколько функциональным непониманием политических и социальных последствий противодействия модернизационному вектору.

Восприятие бюрократии как нейтрального юридического механизма внедряющего технологии электронного взаимодействия с гражданами без политических целей, как и пропагандирующую ценности «общества знаний», по меньшей мере, наивно. Такая позиция выгодна сторонникам идеологии технологического детерминизма. По формальным признакам артефакты действительно нейтральны, однако сегодня информационные технологии отражают качество жизни и, в определенном отношении, формируют мировосприятие, а на этом уровне рефлексии линейная логика дает сбои.

На практике консерватизм бюрократии на фоне объективно происходящего технологического развития социума приводит к нарастанию непредсказуемости функционирования общественно-политической системы, в которой противоречия должны находить приемлемые формы разрешения, а не накапливаться подобно тектоническим напряжениям, чреватым резким выбросом энергии. Поэтому глубочайшее заблуждение считать телекоммуникационные технологии неполитическими инструментами.

Сегодня власть, использующая компьютер исключительно в качестве пишущей машинки – это анахронизм для представителей формирующегося среднего класса, для которого телекоммуникационные сети это не только бизнес-среда, но и составная часть универсума. За иллюстрациями далеко ходить не надо. Произошедшие в начале 2011 года на Ближнем Востоке массовые выступления, приведшие к смене политических режимов, являлись не «революциями социальных сетей», как то метафорично обыгрывалось в журналистских публикациях, а были результатом глубоких социально-политических противоречий. Нежелание элиты повседневно использовать связанные с телекоммуникациями возможности для развития и создания новых механизмов самореализации граждан, привело к нарастанию социально-политической нестабильности – у формирующегося среднего класса, а также молодежи из других социальных групп распространены иные ценностные ориентации, чем у «забронзовевшей» элиты.

Разработанная нами модель «электронных муниципалитетов» в полной мере вписывается в социальные технологии ожиданий социума, связанных с научно-техническим прогрессом и создает реальные механизмы улучшения жизни граждан уже в обозримой перспективе как того и требует модернизационный дискурс. Люди хотят жить лучше, при этом тратя меньше времени на бюрократические рутины и получая больше возможностей развития для себя и членов своей семьи. Конституционная обязанная власти принять соответствующие меры. До недавнего времени можно было вести речь о существовании когнитивной лакуны, но теперь все зависит от политических решений власти по выбору предлагаемых наукой инструментов инновационного развития.

Концептуальные блоки метатеоретической модели «электронных муниципалитетов», потребовали появления новых теоретических конструктов, которые уже разработаны нами или находятся в завершающей стадии. В числе таких конструктов:

— поствеберианская модель функционирования бюрократии в «обществе знаний»;

— модель вовлечения населения на муниципальном уровне в процессы формирования «общества знаний»;

— модель функционирования «виртуальных сетевых сообществ» локального уровня;

— модель информационной культуры, приспособленной для решения экономических, политических, культурологических и иных проблем территориальных сообществ;

— модель функционирования площадок «электронной демократии», необходимых для интенсивного развития институтов прямой демократии и гражданского общества, без которых развитие МСУ невозможно.

Разрабатывая модель «электронных муниципалитетов» мы исходили из объективно существующей в настоящее время пассивности значительной части общества и необходимости изменения такого положения не директивными методами, а анропоцентричными политическими и социальными инструментами. Создание реально работающей системы стимулов к участию в построении «общества знаний» позволяет начать реальные изменения патерналистской ментальности, выступающей в качестве одного из тормозов модернизации.

Делая акцент на механизмах самосохранения бюрократии, мы считаем реальной трансформацию устоявшихся практик взаимоотношений власти и граждан. Для этого в предлагаемой нами модели «электронных муниципалитетов» предусмотрено задействовать новые формы политической коммуникации, ориентированной на создание петель обратной связи, позволяющей сделать власть прозрачной. Было бы наивным рассчитывать на резкое изменение ментальности чиновников. Но никто и не отменял законы самосохранения элиты.

Муниципальная бюрократия не желающая реализовывать программы компьютеризации среды обитания тем самым бросает вызов возможности лучшего будущего населения. Осознанно это делается или не осознанно – с политической точки зрения не суть важно, поскольку речь идет о системном противодействии объективно существующим трендам общественного развития, эффективность которых доказана опытом экономически развитых государств. Когда граждане поймут, чего представители власти их лишили, занимаясь формальным внедрением электронных технологий, они с высокой долей вероятности возмутятся, но когда придет осознание того, что элита лишила будущего их детей – тогда об «электронных муниципалитетах» никто не вспомнит, поскольку на баррикадах разговоры ведут об ином… Без понимания последствий искусственно создаваемой нестабильности, нельзя называться политиком.

Бондаренко С.В.,

доктор социологических наук,

ЦПИИС, г. Ростов-на-Дону

Выходные данные публикации в печатном виде: Бондаренко С.В. «Электронный муниципалитет» как инструмент модернизации местного самоуправления в России и за рубежом (доклад) / «Кавказ: проблемы реинтеграции социокультурного пространства и вызовы региональной безопасности». Сборник материалов и докладов международной научной конференции (24-25 сентября 2012 года г. Ростов-на-Дону). Отв. Ред. Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону: Издательство «Социально-гуманитарные знания», 2012. С. 323-327.

Программа представляет собой информационно-справочную систему для решения задач в органах государственной и муниципальной власти, оказывающих услуги населению и предназначена для повышения качества и доступности муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, и способствует упрощению процедуры и сокращению сроков предоставления услуг; расширению возможностей самообслуживания, повышению технологической осведомленности и квалификации граждан и сокращению очередей.

Программа взаимодействует с большим количеством других автоматизированных систем и обеспечивает выполнение следующих функций:

  • просмотр и администрирование информации
  • осуществляет запись на прием, заполнение и отправку бланков документов
  • ведет статистику посещений
  • создает опросы
  • создает карточки обращений
  • позволяет узнать состояние прохождения своего обращения, заявки и исполнения поручений

Что такое «Электронный муниципалитет»?

«Электронный муниципалитет» - эффектное решение для реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020)»

Он позволяет:

  • Повысить качество, эффективность и доступность, предоставляемых гражданам и организациям, муниципальных и государственных услуг, упростить процедуры и сократить срок их оказания;
  • Сократить очереди;
  • Снизить воздействие фактора географического местоположения;
  • Сократить нагрузку на специалистов;
  • Предоставить гражданам возможность самообслуживания.

Электронные сервисы для граждан на вашем сайте или на инфокиоске

Онлайн-сервис проверки состояния обращений граждан. Используя возможности системы, гражданину не нужно звонить или приходить в организацию, чтобы узнать, на каком этапе находится его обращение. Пользователю достаточно зайти на сайт и ввести в специальную форму идентификационный номер обращения, после чего он получит информацию о том, на каком этапе рассмотрения находится его обращение.

Онлайн-сервис проверки состояния заявки. В режиме реально времени, реального доступа гражданин узнает, на каком этапе находится прохождение его заявки. Работают с ней или отклонили.

Информационно-справочная система

  • Полноценное веб-приложение.
  • настраиваемый интерфейс
  • раздел администрирования
  • создание опросов
  • интернет-приемная
  • электронная очередь
  • статистика, аналитика
  • отчеты для руководителя
  • правовая информация
  • личный кабинет

Система «Электронный муниципалитет» состоит из блоков:

Описание блоков:

Базовый блок «Информационно-справочная система муниципалитета» (терминал\сайт):

Базовый блок содержит 5 информационных кнопок. Базовый блок может отображаться в интернете и на информаионном сенсорном терминале.
Все содержимое наполняется с помощью блока администратора.

Возможности базового блока:
  • Просмотр состояния своего обращения
  • Просмотр состояния прохождения своего обращения
  • Узнать изменения сроков исполнения
  • Отображение результатов исполнения обращения, заявки

Просмотр информации по категориям

  • Автоматическое формирование документов, на основе заполненной информации
  • Просмотр графика приема, контактной информации
  • Запись на прием
  • Просмотр правовой информации
Сервис «Заполнение бланков» (для сайта):
  • Пользователь выбирает услугу
  • Выбирает документ для заполнения
  • Заполняет поля в специальной форме
  • Нажав на кнопку сформировать документ, на экране появляется уже заполненный документ
  • Документ можно сохранить, распечатать или отправить по почте

Пример полей для заполнения заявления (слева) и уже сформированного заявления(справа) на доставку товара в разделе услуг: Товары и услуги



Блок «Раздел администратора» (сайт):

Раздел администратора представляет собой систему внутреннего пользования для управления содержимым системы.


Возможности блока администратора:
  • Добавление информации об услугах
  • Изменение информации об услугах
  • Составление графиков приема и расписания записи на прием
  • Управление настройками системы
  • Создание документов для заполнения
Блок «Просмотр состояния прохождения документов пользователей»(терминал\сайт)

Данный блок дает возможность гражданам не выходя из дома узнать состояние прохождения своего обращения, заявки. Этот сервис делает работу муниципалитета "прозрачной" для граждан. Человеку достаточно зайти на сайт, ввести в специальную форму (Рис1.) штрих-код (идентификационный номер) и получить ответ (Рис2.) о состоянии прохождения своего документа

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.