Вера православная - царский путь. Жукалюк, Николай Арсентьевич - Ни направо, ни налево Книга блаженного Киприана О молитве Господней также посрамляет пелагиан

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Ваша, что рабы Божий Кресконий, Феликс и другой Феликс, пришедшие к нам из вашей общины, провели вместе с нами Пасху. Для того удержали мы их немного дольше, чтобы вернулись они к вам, получив побольше наставлений против новых еретиков – пелагиан, в заблуждение которых впадает [всякий] думающий, будто благодать Божия, которая единственная через Господа нашего Иисуса Христа освобождает человека, дается по каким-либо человеческим заслугам. Однако равным образом пребывает в заблуждении и тот, кто, напротив, полагает, когда речь заходит о Господнем Суде, что человек (тот, который уже может в силу своего возраста пользоваться свободным решением воли) не судится по своим делам. Ибо лишь те младенцы, которым не помогла благодать Спасителя посредством омовения возрождение , не имея собственных добрых или злых дел, осуждаются за один только первородный грех. А все прочие, уже пользующиеся свободным решением, добавляют свои собственные грехи к греху первородному, если только не избавляются от власти тьмы благодатью Божией и не переносятся в Царство Христово . [Итак, грешники] получают осуждение не только за первородную [вину], но и за [злые] заслуги собственной воли. А добрые приобретают награду в соответствии с заслугами их доброй воли, но саму эту добрую волю они приобрели по Божией благодати, и таким образом исполняется написанное: Ярость и гнев, скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и эллина. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых иудею, потом и эллину .

Августин посылает монахам книгу «О благодати и свободном решении» и другие сочинения против пелагиан

2 . Но об этом сложнейшем вопросе – то есть о воле и благодати, мне не нужно дольше рассуждать в этом письме; ведь я дал им еще одно письмо, [написанное, когда я думал], что они вернуться [к вам] быстрее. Я также написал для вас книгу; и если, с помощью Божией, вы внимательно прочтете ее и с живостью уразумеете, то, думается мне, в дальнейшем уже не будет у вас никаких разногласий по этому вопросу. Принесут они с собой и другие [сочинения], которые сочли мы необходимым направить вам; из них сможете вы узнать, каким образом кафолическая , по милосердию Божию, обезвредила от- раву пелагианской ереси. [В число этих сочинений входят послания], написанные папе Иннокентию, епископу города Рима, на поместном Карфагенском соборе и на соборе Нумидийском и [еще одно] более подробное [послание] пяти епископов , и то, что ответил он на три этих письма ; также [входит туда то], что было написано папе Зосиме на Африканском соборе , и ответ его, посланный всем епископам вселенной ; [а также и то], что мы кратко постановили против этой ереси на последнем полном соборе всей Африки ; и сверх того, упомянутая моя книга, которую я только что написал для вас, – все это мы лично прочли с ними и посылаем через них вам.

Книга блаженного Киприана О молитве Господней также посрамляет пелагиан

3 . Прочли мы с ними также и книгу блаженнейшего мученика Киприана О молитве Господней и показали, каким образом учил он тому, что все относящееся к нашим нравам, все, благодаря чему мы верно живем, следует испрашивать у нашего Небесного Отца, чтобы мы, превозносясь своим свободным решением, не отступили от Божественной благодати. Здесь показали мы также, как тот же славнейший мученик убеждал, что мы должны молиться за еще не уверовавших во Христа врагов наших, чтобы они уверовали, – это, несомненно, совершалось бы зря, если бы не веровала, что даже злые и неверующие воления людей могут быть Божией благодатью обращены к добру. Но эту книгу святого Киприана мы вам не посылаем, поскольку они сказали, что она есть у вас. Также прочли мы с ними мое письмо, отправленное пресвитеру Римской Церкви Сиксту, которое они принесли к нам с собою, и показали им, что написано оно против тех, кто говорит, будто благодать Божия дается нам по нашим заслугам, то есть против все тех же пелагиан.

Чему учит правая вера в вопросе о свободном решении и благодати

4 . Итак, как могли, побеседовали мы с этими вашими и нашими братиями, [внушая им], чтобы они пребывали в неповрежденной кафолической вере. А эта вера не отрицает свободного решения, [направленного] к доброй или же злой жизни, но не приписывает ему слишком многого: будто оно способно на что-то без благодати Божией, – на то ли, чтобы от зла обратиться к добру, или же постоянно совершенствоваться в добре, или достичь вечного добра, когда не нужно уже будет бояться, как бы не отпасть [от него]. И вас также, возлюбленные, я призываю в этом письме, как всех нас призывает апостол: не мудрствовать более, чем надлежит мудрствовать, но мудрствовать скромно, ибо каждому уделил Бог [его] меру веры .

Свидетельство книги Притч Соломоновых

5 . Посмотрите, в чем убеждает Дух Святой через Соломона; так говорит Он: Сотвори правые стези ногам твоим и исправь пути твои; не уклоняйся ни направо, ни налево, удали ногу твою от злого пути. Потому что пути правые знает Господь, и превратны пути левые. Он же прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит . Слушая эти слова Священного Писания , братия, задумайтесь о том, что, если не было бы свободного решения, не говорилось бы: Сотвори правые стези ногам твоим и исправь пути твои; не уклоняйся ни направо, ни налево; и однако если бы могло это совершиться без Божией благодати, то ниже не говорилось бы: Он же прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит.

Бог творит добрые дела, сам человек – злые

6 . Потому не уклоняйтесь ни направо, ни налево, хотя похвальны пути, находящиеся справа, и порицаемы, находящиеся слева. Ведь ради этого Он и добавляет: Удали ногу твою от злого пути, то есть от пути левого; что ясно показывает в последующем рассуждении, говоря: Потому что пути правые знает Господь, и превратны пути левые. Понятно, что теми путями надлежит нам ходить, которые знает Господь, о которых в псалме мы читаем: Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет . Ибо этот [путь нечестивых] не знает Господь, поскольку он – левый; тогда также будет сказано и поставленным по левую сторону: Не знаю вас . Что же это значит, когда не знает их Тот, Кто несомненно знает все свойственное людям, – и доброе и злое? Что значит: Не знаю вас, если не это: «Я не сотворил вас таковыми»? Точно так же и когда о Самом Господе Иисусе Христе говорится, что Он не знал греха , что значат [слова] не знал, как не то, что не сотворил? И потому как надлежит понимать сказанное: Потому что пути правые знает Господь, если не в смысле, что Он Сам сотворил пути правые, то есть пути праведных, – и это, несомненно, суть добрые дела, Которые уготовал, – как говорит апостол, – чтобы мы ходили в них ? А превратные левые пути, то есть пути нечестивых, Он, разумеется, не знает, поскольку не Он сотворил их для человека, но сам человек для себя; поэтому и говорится [в псалме]: Я возненавидел превратные пути злых это – пути левые.

Бог дарует нам делать добрые дела, потому мы должны приписывать их Ему, а не себе

7 . Но могут ответить нам: «Почему же тогда сказано: Не уклоняйся ни направо, ни налево, хотя, кажется, скорее можно было бы сказать: «Держись правой стороны и не уклоняйся налево», если правые пути – пути добрые? Мы полагаем, что [сказано так], как раз поскольку правые пути добры таким образом, что уклоняться вправо – это все же что-то недоброе. Ведь следует думать, что тот уклоняется направо, кто те самые принадлежащие правым путям добрые дела желает приписать себе, а не Богу. И потому, когда сказал [пророк]: Потому что пути правые знает Господь, и превратны пути левые; ему как бы возразили: «Тогда почему ты не желаешь, чтобы мы уклонились направо?» – и он далее прибавил: Он же прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит. Потому так понимай то, что заповедано тебе, [а именно]: Сотвори правые стези ногам твоим и исправь пути твои, чтобы, сделав это, ты знал, что сделать это было даровано тебе Господом Богом. Поступая так, ты не уклонишься направо, хотя станешь ходить правыми путями, не полагаясь на свою силу, – и силой твоей станет Тот, Кто прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит.

Не следует уклоняться ни направо, ни налево

8 . Потому, возлюбленные, всякий, кто говорит: «Мне достаточно моей воли для совершения добрых дел», уклоняется направо. Напротив, те, кто полагают, что надлежит оставить добрую жизнь, когда слышат проповедь Божией благодати, побуждающую веровать и думать, что сама эта благодать делает человеческие воления из злых добрыми и сама она охраняет то, что сделала; [итак], те, кто по этой причине говорят: Станем делать зло, чтобы вышло добро , – они уклоняются налево. Потому и сказано вам: Не уклоняйся ни направо, ни налево, то есть не защищайте свободного решения таким образом, чтобы приписывать ему добрые дела, [совершаемые] без Божией благодати; и не защищайте благодать так, что, словно будучи уверены в ней, вы возлюбите злые дела, – пусть сама благодать Божия отвратит от вас подобное! Ведь предложив себе слова думающих таковое, апостол говорит: Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? И на эти слова заблуждающихся и не разумеющих благодати Божией людей он отвечает, как надлежит, говоря: Да не будет. Ведь если мы умерли для греха, как нам жить в нем? Ничего не мог сказать он лучше и короче. Ведь что более полезное представляет нам благодать Божия в нынешнем лукавом веке, чем то, что мы умираем для греха? И потому оказывается неблагодарным этой самой благодати тот, кто хочет посредством ее жить во грехе, тогда как благодаря ей он умер для греха. же, богатый милосердием , да даст вам мыслить неповрежденно и пребыть с постоянством вплоть до конца в добром своем намерении. Молитесь об этом непрестанно и бодрственно в братском мире и испрашивайте это для себя, для нас, для всех, кто вас любит, и для тех, кто вас ненавидит. Живите благополучно в Боге. Если вы соблаговолите что-либо написать мне, пусть придет ко мне брат Флор.

Это послание папе Иннокентию было написано пятью африканскими епископами: Аврелием, Алипием, Августином, Еводием и Поссидием после двух упомянутых соборов 416 г. Текст послания см. среди писем Августина – письмо 177 // РL Т. 33. ; а также в РL Т. 33.

11.05.2005

Чарльз Сперджен

12 проповедей о послушании

4. Послушание Иисуса Навина

...только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.

Иисус Навин 1:7

У Иисуса Навина не было недостатка в обетованиях, данных Богом, но несмотря на это и на то, что все они содержали в себе ободрение, Иисус не сказал: “Все в порядке. Господь обещал, Господь исполнит. От меня ничего не требуется”. Напротив, именно потому, что Богу было угодно завоевание этой земли, Иисус Навин обязан был повести людей на войну. Он не имел права использовать обещания Божии в качестве кушетки, на которую можно было бы уложить свою лень, вместо этого он использовал их в качестве пояса, чтобы препоясать свои чресла для дальнейшей борьбы.

Будем же всегда воспринимать Божии обетования в качестве стимулятора нашей деятельности. Слова: “Бог не покинет С воих, поэтому не мешайте мне грешить”, - являются свидетельством вопиющей неблагодарности и сами по себе греховны. Однако мысль: “Бог непременно исполнит С вои установления и спасет искупленные души, даст их Сыну в качестве награды, а посему, зачем нам суетиться?” - не менее греховна. Так говорят и думают не истинные дети Божии, а неучи, лентяи и притворщики, которые ничего не делают, а лишь суетятся, раздражая тем самым Бога имитацией активной работы. Мы призваны клятвой, обетованием, заветом и Кровью, запечатлевшей нас, непрестанно трудиться для Христа, поскольку спасены, чтобы служить Ему властью Святого Духа всеми силами, всем сердцем и душой.

Иисус Навин был призван к повиновению. Он был комбатом, но над ним стоял Главнокомандующий, направлявший его путь. Иисусу не было позволено идти на поводу своих собственных (а потому потенциально ошибочных) суждений, его путь сверялся по тому, что было записано в книге закона. Сказанное об Иисусе Навине, касается и нас, верующих. Мы не под законом, а под благодатью, но, тем не менее, существуют узы Евангелия, которыми мы связаны. Эти узы - закон Христа, и в Его законе верующий находит удовольствие. Нам не позволено строить служение по своим прихотям, ублажая собственные чувства. Нам также не позволено подгонять веру под свои представления о ней, ибо нам заповедано: “...что скажет Он вам, то сделайте”. Служители Христовы должны служить Христу, Его овцы должны следовать по Его стопам, ученики - повиноваться, а воины - выполнять приказы: “По плодам их узнаете их”. Если мы не послушны Христу, то, будьте уверены, мы не имеем Духа Христова.

I. В наших размышлениях относительно повиновения, которое предписывалось Иисусу Навину, я остановился бы на мысли, что повиновение является высшим проявлением храбрости .

Обратимся к нашему тексту: “...только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой”. Слова “только будь тверд и очень мужествен” предполагают, что будет тяжело и страшно, что предстоящее перед вами дело грандиозно. И этим грандиозным делом является соблюдение закона: “...тщательно храни и исполняй весь закон...” Главным делом жизни христианина является повиновение Христу. Это дело, братья, не может быть исполнено ни одним человеком, если только этот человек не уверовал во Христа и не отдал Ему всего себя, не возложил на Него свои немощи для того, чтобы получить силу через Духа Святого. Мир считает повиновение чем-то низменным, полагая, что свобода достигается противлением. Мы слышали, как люди говорят: “Я хозяин своей судьбы, воля моя приведет к победе”. Миру кажется, что свободомыслие ведет к славе, если бы мир мог трезво воззреть на свою глупость, то увидел бы собственное легко доказуемое заблуждение. Возьмите, например, воинскую часть. Кто в ней считается лучшим и храбрейшим солдатом? Не тот ли, кто выполняет приказы командира?

Существует легенда, дошедшая до нас со времен наполеоновских войн. Вы, полагаю, слышали ее неоднократно, но тем не менее суть ее я повторю. Часовой стоял на посту, охраняя вверенный ему объект. Ночью, мучимый бессонницей, к нему подошел император. Солдат остановил его:

Но я должен пройти, - сказал император.

Нет, - ответил часовой, - если вы были капралом, то должны понять меня.

С этими словами часовой препроводил императора к старшему караула согласно устава. Бдительный солдат впоследствии был награжден, и весь мир признал его мужество. Этот случай и сотни подобных, о которых мир говорит с одобрением, свидетельствуют, что повиновение исходящим свыше командам в некоторых случаях рассматривается миром с положительной стороны. И если в подчинении главкому нет ничего зазорного, то почему же зазорно подчиняться Всевышнему Главкому, Тому, Кто “есть Господь господствующих и Царь царей”? Тот, кто, стиснув зубы, хладнокровно делает все, что от него требуется, намного мужественнее того, кто ради славы бросается на амбразуру. Да, друзья, позволю себе добавить, для того, чтобы беспрекословно повиноваться всю жизнь, требуется больше смелости, чем восходящему на костер мученику.

В случае с Иисусом Навиным , полное повиновение влекло за собой неимоверные трудности. Ему было заповедано завоевать для евреев всю землю за Иорданом. Для этого ему требовалось осадить города, окруженные стенами до небес, и воевать с царями, воины которых ездили на железных колесницах, оборудованных страшными косами. Первые стычки были страшными. Если бы Иисус не был смелым и одаренным воином, то отказался бы от борьбы. Но дух повиновения поддерживал его. Хотя у нас нет ни евеев , ни иевусеев , чтобы сражаться с ними, нет городов, предназначенных к осаде, и нет железных колесниц, все же нам не легко повиноваться истине. Взвесьте все основательно, вы, вставшие под знамена Христа, перед вами не детская площадка, и никто не собирается забавляться в следовании “за Агнцем, куда бы Он ни пошел”. Не стоит надевать белые одежды и пачкать их нечистотами лишь для того, чтобы время от времени омывать покаянием. Не стоит каяться для того, чтобы снова грешить. Многие начинают христианский путь набожностью, а кончают в отчаянии. Христианство некоторых сводится лишь к нескольким шагам вслед за Иисусом со взятым на плечи крестом. “Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха”. Называть себя христианином просто, а вот жить христианской жизнью - нет. Для этого нужна сила Самсона, чтобы, подняв “двери городских ворот с обоими косяками” убрать их с пути, дабы не мешали, чтобы оберегать венец славы от посягательства внешних.

Но не только трудности, с которыми должен был встретиться Иисус Навин при исполнении повеления Божьего, стояли на его пути. Ему предстояло нажить много врагов. Так оно и случилось. Как только стало известно о падении Ие рихона и разрушении Гая, местные цари объединились против Иисуса. Царям стало ясно, что, не останови они Иисуса, Иисус уничтожит их. Христианин находится в подобном Навину положении. Он непременно убедится, что нажил врагов даже из числа бывших друзей. Однако потеря друзей не будет большой потерей потому, что его Друг на небесах восполнит утрату сполна. Вы, взявшие крест, разве вы забыли, что сказал ваш Господин: “Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей”? Христос - великий Миротворец, но миру Он несет войну. С приходом света тьма должна удалиться. Где обитает правда, там нет места лжи. Совместное пребывание порождает конфликт, но поскольку истина неизменна, то под ее напором ложь должна пошатнуться. Если вы пошли за Христом, то псы всего мира устремятся за вами с одной лишь целью, - ухватить за пятки. Если вы обходите острые углы, пасетесь с зайцами и хотите дружить с гончими, то сможете оставаться христианином и другом миру в некотором роде; но если вы держитесь истины непреклонно, мир не признает вас. Тот, кто водит дружбу с миром, рано или поздно поймет, что он - враг Богу. Но если вы верны и преданы Всевышнему, люди восстанут против вас, потому что ваша стойкость обличает их в аморальности. Не бойтесь последствий, поступайте правильно. Когда ваш друг станет вашим гонителем, вам понадобятся решительность и храбрость льва, но ради любви к Иисусу вы должны пойти на это. Ради истины вам понадобятся силы, которые может дать лишь Дух Святой. Не поворачивайтесь спиной к опасности, подобно трусу, но действуйте как муж, встречая ее лицом к лицу.

Иисусу Навину для того, чтобы повиноваться, требовалось много храбрости, потому что он приступил к делу, которое требовало терпения на многие годы. Захватив один город, он должен был осадить следующий. Однажды ему не хватило дня для того, чтобы завершить сражение, и он попросил солнце остановиться. И солнце остановилось. Когда же этот длинный день прошел, утро застало воина с мечом в руке. Иисус Навин походил на рыцарей древности, которые спали в доспехах. Он не прекращал борьбы. Его меч, наверно, был весь в зазубринах, а броня часто орошалась кровью. Вся жизнь - война. Это верно и в отношении христианина, его жизнь - война. Как только вы омылись Кровью Христа и облачились в Его праведность, вы должны были начать прорубать свой путь через шеренги врагов, не останавливаясь до самого трона Вечности. Бороться придется за каждую пядь земли, сатана не уступит ни одного ее клочка. Вы должны продолжать бороться ежедневно. “Претерпевший же до конца спасется”, не новичок, уповающий на свои собственные силы, а потому скоро выбивающийся из них, а тот, кто препоясался поясом божественной благодати, кто осенен Духом Бога Живого. Такой никогда не оставляет поле битвы, пока не услышит слов: “Хорошо, добрый и верный раб!” Пусть те, которые говорят, что жизнь христианина скучна и лишена мужественности, научатся мудрости, поскольку из всех людей наиболее храбр последовательно верующий. Вы, которые хвастаетесь своей храбростью оттого, что купаетесь во грехах, вы уступаете противнику в ней. Огрызаясь, вы напоминаете мне злобных шавок , удирающих прочь, поджавши хвост, при малейшей опасности. Вы, пребывающие в миру , у вас не достает мужества расстаться с ним. Вы идете на поводу сатаны и собственных похотей, топя страх во грехах. Все, на что вас хватает, так это назвать отважного христианина трусом. Тем самым вы умножаете свои пороки!

Если мы следуем за Христом, нам часто придется сталкиваться с обычаями мира, и для того, чтобы им противостоять, потребуется немало мужества. С миром вы столкнетесь не только на торговой бирже, но и дома, если жена ваша и дети не спасены. Дети ваши столкнутся с мирскими обычаями в школе, а лавочники - на рынке. Истинному христианину необходимо храброе сердце. Я расскажу вам историю о докторе Адаме Кларке. В юности он работал в лавке. Накануне ярмарки они перемеряли рулоны ткани. В одном из рулонов ткани оказалось меньше, чем должно было быть. Хозяин лавки сказал:

Адам, бери-ка за этот конец, а я - за другой, потянем. Должно сработать.

На что Адам ответил категорическим отказом. Хозяин сказал, что из юноши никогда не получится торговца.

Молодой человек, вы ни на что не годны, идите домой, здесь вам нет места, - закончил он.

Сегодня такое плутовство невозможно, но для жуликов открылись иные возможности. Посмотрите на судебные отчеты о банкротстве. О банкротстве одного и того же человека объявляют по несколько раз кряду. О чем это говорит, если не о новом методе воровства? Это не устаревший разбой на большой дороге, который непременно приводил преступника на виселицу. Нет, это изощренное воровство, приносящее гораздо большие барыши, чем разбой, и не грозящее преступнику жизнью. Подлинному христианину придется сказать: “Нет, я не могу и не хочу иметь с этим дело”. Но ведь это придется сказать другу, отцу или брату. Какие бы последствия не грозили человеку, христианин должен поступать именно так. Поступайте так, даже если небеса грозят упасть на вашу голову, даже если сама нищета смотрит вам в лицо. Поступайте так, даже если над вами нависла угроза лишиться крова. С Богом вы не проиграете. И если вам придется пострадать ради правды, Господь благословит вас. Какое счастье принести в жертву собственное благополучие ради Христа! Ведь сегодня мы лишены возможности страдать за Него в узах и у позорного столба, где у наших братьев была возможность выразить свою любовь к Богу. Будьте мужественны, чтобы сделать то, что Господь Иисус требует от вас, и пусть мир насмехается над вами, ему не дано знать, что вы - истинный Рыцарь Креста.

II. Второе, на что мне хотелось бы обратить внимание при прочтении нашего текста, это то, что в точном исполнения требования проявляется сущность повиновения . “...т щательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево...”

Мир говорит: “Мы не должны быть педантами”. Лицемеры! Говоря это, вы имеете в виду отказ от закона Божьего, но поскольку открыто об этом сказать не можете, то прибегаете к уловкам, которые показывают вас в еще более омерзительном свете. Один человек сказал старому доброму пуританину:

Многие поступились своей совестью, разодрав ее надвое, не могли бы вы хоть чуть-чуть надорвать и свою?

Нет, - последовал ответ, - я не могу, поскольку моя совесть принадлежит Богу.

“Надо жить”, - сказал в свое оправдание любящий деньги лавочник. “Да, но всем придется умереть, - ответили ему, - и поэтому мы не можем так поступать”. Зачем жить, чтобы умереть, не лучше ли умереть, но остаться при этом живым?

Сущность повиновения, как я сказал, проявляется в точности исполнения требования. Вероятно, ваш ребенок иногда не слушается вас, но, как правило, он дисциплинирован в общем и делает все, что вы ему сказали сделать. Послушание проявляется в мелочах. Мир осуждает сам себя. Представьте себе, вот - честный человек, а люди говорят о нем: “Он настолько честен, что не украл ни одной лошади”. Однако подобное свидетельство не воспринимается миром. “Не украл лошади” не может быть мерилом честности. Вот если бы о человеке сказали: “Он не украл даже и булавки”, это стало бы совсем иным свидетельством. “Не украл и булавки” - это общепринятый критерий честности. В отношении Бога то же самое. Посмотрите на торговца, он хвастается: “У меня такой управляющий, что за полгода не пропадает ни пенни”. Эти слова имеют вес. Но что бы вы подумали, если бы услышали такое свидетельство: “У меня такой управляющий, что за полгода не пропадает и десяти тысяч фунтов”? Оценка дается по мелочам. Почему же мир обвиняет пуритан в мелочности и педантизме? Ведь пуритане требуют точности в малом. Если я утверждаю, что повинуюсь Господу Иисусу Христу, то оценивать меня следует по мелочам, и мне жаль, дорогие братья, что христианская церковь упускает это из вида. Сегодня столь многие церкви погрязли в пустословии, их члены называют себя христианами, извращая при этом смысл простых и ясных истин, что не является ничем иным как ложью перед Богом. Я знаю также членов церквей, которые говорят: “Я не разделяю вашего вероисповедания”, и при этом все же остаются членами церкви. Я этого не понимаю. Я не могу понять, как человек может принимать участие в жизни церкви, если он не разделяет ни ее действий, ни ее вероисповедания. Как можно закрывать глаза на то, что противоречит воле Божьей. Если бы я думал, что на любом из наших собраний мы делаем то, что противно воле Божией, то ноги моей здесь бы не было. Я действительно молю, чтобы мы, как церковь, всякий раз, допустив ошибку или сделав что-то неправильно, были обличены Святым Духом. Чтобы Дух Святой приводил нас ко Священному Писанию для нашего просвещения. Церковь может ошибаться во многом и все же быть принятой Богом, потому что совесть церкви не может просвещаться, но зато просвещена может быть совесть ее членов. Я молю, чтобы мы стремились к просвещению так, чтобы никто из нас не мог сделать что-либо противное Богу. Исполнять одно - два установления Христа недостаточно, необходимо стремиться к полному повиновению. Задумайтесь, всем ли установлениям Господа нашего мы повинуемся? Вы исполнили заповедь крещения и Вечери Господней? Именем Господа, молю вас отнестись серьезно к тому, что я говорю. “...Тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много”. Я не говорю сейчас об исполнении закона - христианин неподзаконен , но я говорю о повиновении в доме Христа, поскольку Христос - хозяин этого дома. И если в нем мы не будем послушны, то никогда не найдем полного утешения, никогда не окунемся в любовь Христа, но постоянно будем наказуемы до тех пор, пока не смиримся под крепкую волю Божию. Стремитесь ко Христу, не смотря ни на что, встаньте рядом с теми, кто поет:

На Христа взирая,

Труд свершай ты свой

И, свой день кончая,

В Нем найдешь покой.

Лишь те, которые имеют мир с Богом сегодня, будут прославлены на небесах. Они получат неувядаемые венцы славы. Точность исполнения заповедей Христа является сутью истинного послушания.

III. Третье, на что мне хотелось бы обратить внимание при прочтении нашего текста, это то, что путь повиновения - путь строго посередине , “...не уклоняйся от него ни направо ни налево...”.

Зачастую может показаться, что истина лежит по правую или левую руку, но, скорее всего, это не так. И там и здесь - крайности. Я полагаю, что это верно относительно десятков тысяч ситуаций в нашей жизни, и особенно - в духовной.

Что касается доктринальных учений, то истина здесь тоже чаще всего лежит посредине. Есть фундаментальные учения, например, учения о божественном суверенитете, избрании и завете благодати. Некоторые люди настолько обожают эти истины, что не хотят видеть в богословии ничего, кроме этих истин. Эти истины настолько захватывают их внимание, что они просто перестают читать Библию там, где речь не идет о них. Вместе с тем есть и другие люди, которые везде и во всем видят человека в роли творца своего счастья. Грех человека для них очевиден, как и очевидна милость Божия, но все свое внимание они концентрируют на вопросе о свободной воле человека, поэтому читают в Библии лишь то, что отвечает их пониманию учения. Все другие учения они объявляют еретическими. Столкнувшись с учением о благодати, они считают его вредным и не желают не только слышать о нем, но и читать о нем в Писании. Истинное же учение, как мне кажется, лежит посредине. Спасение дается от Бога, а человек ответственен за грех. Ставить Божие избрание в зависимость от воли человека преступно, равно как и взваливать на Бога ответственность за отказ человека принять благую весть. Примите, дорогие друзья, все, что написано в Библии, как истину. Не бойтесь никаких стихов, пусть они не смущают вас, не противьтесь их учению, ведь они написаны Святой Рукой. Дорогие братья, когда вы переворачиваете страницы, я надеюсь, вас не посещает чувство сожаления, что этот стих нельзя переписать. Я полагаю, что вас не посещает желание сделать какой-либо стих более кальвинистским или более арминианским . Всегда стойте на том, чему учит вся Библия, а не отдельные стихи из нее, иначе вы исказите смысл Божьего учения. Путь истины лежит ни по правую, ни по левую руку, а посредине.

Эта истина верна и в отношении служителей церкви. Есть люди, которые говорят: “Служители от Бога - это проводники благодати”. Другие перебивают их, говоря: “Никакие они не проводники. Мы сами способны постигать истину, нам не нужны наставники”. Мне кажется, что истина лежит где-то посередине. Служитель - не священник, но все же Бог воздвигает пасторов по Своему усмотрению. Мы за служителей, но мы против возведения их в недосягаемый ранг. Не будем же принижать служение пасторов, но и раболепствовать перед ними тоже не станем.

Эта истина верна и в отношении таинств кр ещения и причастия. Некоторые считают, что крещение и участие в Вечере Господней спасают людей, другие полагают, что и то, и другое - пустые ритуалы. Безусловно, в свете послушания Богу, человек должен креститься и принимать участие в Вечере, кроме того, крещение и вечеря - видимые символы благодати Божией, они поучительны и посему полезны для святых. Ими нельзя пренебрегать. Но спасения они действительно не дают. Здесь я попросил бы вас не уклоняться “ни направо ни налево”.

Правило золотой середины, думаю, должно также применяться к нашей повседневной жизни. В отношении, например, к нашей речи. Нельзя быть чрезмерно многословным, с одной стороны, а с другой стороны, в скупости слов тоже нет ничего хорошего. Если перед нами грех, то молчание недопустимо, но неудержимый поток слов тоже не принесет ничего хорошего. Слова надо взвешивать, как надо взвешивать и мысли. “Время молчать, и время говорить...” Не следует советовать, когда в советах нет нужды, но так же не следует и трусливо молчать, когда надо свидетельствовать о Христе. Сказанное выше можно отнести и к вопросу о рвении. За границей есть такие люди, чьи головы чрезмерно горячи. Они хватаются буквально за все, делают и то, и это, и еще что-то кроме “этого”. Они говорят так, будто собираются вывернуть мир наизнанку, хотя следует вывернуть налицо их мысли. Они пытаются организовать пробуждения, которые не могут являться таковыми по сути. Это мыльные пузыри, они играют на человеческих страстях, превращая ревность по Боге в нечто недостойное. Их огонь сжигает дом дотла вместо того, чтобы обогреть его. Но разве подобное поведение должно лишить нас святого рвения? Упаси Господь! Мы не смеем впасть в другую крайность. Ведь есть такие среди нас, которые ворчат: “К чему вся эта шумиха? Бог сделает Свое дело, спасет тех, кого предопределил ко спасению. Не надо Ему мешать”. Братья, истинный курс лежит посредине. Рвение должно быть благоразумным, людей нельзя обратить ложью. Сеять надо то, что предусмотрено Богом. Божье семя - это проповедь Слова, а не истерические выкрики или сомнительные утверждения. Единственный путь ко Христу лежит через Голгофский Крест, и единственным проводником к нему является Святой Дух, ниспосланный с небес на землю. Итак, “не уклоняйся от него ни направо ни налево”.

Братья, не уклоняться, - наша обязанность. Опора для души христианина находится ни по левую, ни по правую руку. Спасение только в Иисусе, и больше нигде. Кто-то будет звать нас идти в одну сторону, кто-то в другую, но, братья, пусть Полярная звезда Господа указывает нам путь, а не блуждающие звезды человеческого измышления. Не забывайте слов апостола Павла: “...Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3:11). Положитесь на совершенный труд Христа, посмотрите на Него распятого, умершего и воскресшего ради грешников. Не удаляйтесь от Него.

Скажи, о Спаситель, к кому нам идти?

Лишь Ты слово жизни вещаешь.

Где силу усталому духу найти?

Лишь Ты нам покой обещаешь.

И в вопросах самой веры не будем уклоняться “ни направо ни налево”. Прочь самонадеянность! Не уподобляйтесь тем, которые считают, что достигли праведности.

Устало сердце, ноют ноги,

Спасенье мучались найти,

Но вы не знаете дороги,

Какой вам надобно идти.

Но с другой стороны, нельзя допустить, чтобы в сердце поселились сомнения.

Сомненье и боязнь Он удалил,

Он жало смерти смертью угасил;

В святой Крови меня Он убелил,

Меня, в грехах погибшего, Он возлюбил.

Будем просить Господа, чтобы Он помог нам оставаться посередине, чтобы мы могли петь: “Но я знаю, в Кого я верю”, не просто механически повторяя слова, а вдумчиво и молитвенно, уповая на обетование Господа Иисуса Христа. Будем держаться середины пути, не полагаясь на свои силу и свою праведность с одной стороны, и не ослабевая в вере в то, что Христос спас нас, с другой стороны.

Принцип этот верен и в нашем восприятии окружающего мира. Посмотрите на некоторых людей, они никогда не улыбаются. Дорогие мои! Эти люди напялили на себя слепоту. Им жалко, что цветы столь прекрасны, они с великой радостью положили бы белила на яркие цвета. Их мечта - сделать палисадники двухцветными. Я лично знаком с такими людьми. Один хороший брат, чьей обуви ремень я не достоин развязать, однажды сказал, что, плывя по Рейну, он не заметил утесов и замков на них, поскольку был занят другим.

Но почему?! Для меня природа - зеркало, в котором отражается Божий лик, наблюдая ее

Мой дух в смирении смолкает,

Признав величье Бога Своего.

Однако для моего брата любование красотами Рейна было делом, лишенным святости. Признаюсь, я не могу этого понять. Я не симпатизирую тем, кто не видит в окружающем нас мире ничего, кроме греха, как будто не Божья рука сотворила мир. Я думаю, что мы имеем право восхищаться красотой творения, становясь при этом ближе к Богу. Но, кроме крайности неприятия мира, есть и другая; бывает, что смыслом жизни для некоторых, называющих себя христианами, является любование природой. Ох уж эти крайности! Христианин, я полагаю, должен стоять между ними. Он должен радоваться, но не быть легкомысленным. Ему нельзя терять присутствие духа. У него всегда должно найтись доброе слово для любого человека и для всего, что его окружает. Спаситель мог присутствовать на пиру и радоваться с радующимися, но в то же время не идти на поводу у мира. Радость, счастье и веселье не должны покидать христианина. Но в то же время все это требует присутствия торжествующего Духа, удаляющего от верующего все, что может быть пошло и кощунственно.

Правило золотой середины применимо и к вашему участию в бизнесе. Некоторые ведут дела так, что с утра до ночи думают только о нем. Я оплакиваю жалкое положение тех христиан, которые, имея достаточно, не могут остановиться. Дело их отняло у них все силы не только физические, но и духовные. Материальные прибыли разорили духовное состояние, лишив сердце мира и покоя. Для Бога не осталось ни места, ни времени. Души таковых стали бесплодными. Другая крайность - пренебрежение своими обязанностями. Некоторые вместо того, чтобы стоять за прилавком, идут в церковь, другие сидят на молитвенном собрании, вместо того, чтобы штопать носки. Есть и такие, которые едут проповедовать в деревню, вместо того, чтобы заработать деньги для покрытия накопившихся долгов. Есть и такие крайности, но истинный христианин, оставаясь прилежным тружеником, не остывает духовно, стараясь сбалансировать противоположности. Верующий не должен кровью одного дела замазывать проплешины в другом.

Баланс - великое дело и обязанность христианина, у него должно быть время и на работу, и на церковь, и на семью.

А теперь обратимся к завершающим словам нашего текста: “дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих”. Не обманывайтесь мыслью, что если человек будет поступать благочестиво, то непременно будет вознагражден материально. Вероятно, что какое-то время прилежание такового будет способствовать его процветанию. Однако Бог не ставит благосостояние в зависимость от послушания. Напротив, часто случается, что на пути следования за Христом верующие какое-то время больше теряют, чем приобретают. Поэтому Священное Писание готовит нас к странствованию длиной в жизнь без гарантии материального благословения. Однако впоследствии нас ожидает истинное богатство. Если вы все же вы процветаете, хочу предостеречь вас: держитесь поближе к Слову, содержите совесть в чистоте, и вы приобретете лучшее богатство. Однако это богатство вы увидите вероятнее всего не через неделю или месяц и даже не через год. Я встречался с глазу на глаз с сотнями людей, которые спрашивали совета, как разрешить ту или иную проблему. Я заметил, что те люди, которые пытаются лавировать по краю греха, стараясь согрешить как можно меньше, часто оказываются в кювете, а выбравшись из него, тотчас попадают в другой. Их жизнь - это цепь непрекращающихся компромиссов, грехов и моральных падений. И если им все же случается добраться до небес, то добираются они туда здорово потрепанные. Но я встречал и других, которые шли прямо, отметая искушения свернуть направо или налево. Они были готовы скорее умереть, чем пойти на компромисс, и поэтому немало страдали. Некоторые страдали годами. И, пройдя через тернии, они говорили: “Благодарю Бога, что, несмотря на все жизненные перипетии, я не свернул с пути. Я счастливейший человек”. Иногда таковые становились настоящими богачами даже в этой жизни, честность - лучшая политика. Воришка избирает кратчайший путь к богатству, но это путь погибели, а тот, кто идет прямо по узкому пути, удостоверится, что этот путь - наикратчайшая дорога к процветанию и богатству и в этом мире, и в грядущем.

Я верю, дорогие друзья, если мы любим Христа, и исполнены Духом Святым, то можем обойтись и без богатства. Да, если нам суждено оставаться бедными, не беда, скоро все кончится, ведь на небесах не будет никакой бедности.

Если нам суждено страдать от голода и от того, что нечем прикрыть наготу, нам все же легче, чем апостолам, мужам более достойным, чем мы. Нам не будет хуже, чем мученикам, принявшим смерть за Христа. Неужели мы не рискнем ради Него? Разве можно считать воином отечества того солдата, который не готов умереть за Родину? А считать христианином того, кто не готов пострадать за Христа? Разве можно продавать истину ради благополучия? Если будем твердо стоять на пути правды, то почувствуем присутствие Господа, увидим улыбку пострадавшего, но царствующего Спасителя, обращенную к нам. И все невзгоды покажутся всего лишь незначительными неприятностями по сравнению с превосходящей славой, ожидающей нас.

Я, возможно, не слишком утешил вас, но если я все же сказал хоть несколько слов, которые помогут церкви быть послушной Господу, то я выполнил свою задачу. Есть много учений, о которых мы любим рассуждать, но все эти рассуждения должны вести к практическому благочестию. Больно встречать пустословов, утверждающих, что они христиане, но не подтверждающих это высокое звание послушанием. Их поведение делает церковь посмешищем в глазах мира. Таковые идут вослед чего угодно и кого угодно, оставляя нашего Господа в стороне.

Братья, будем же молить Господа, чтобы Он соделал каждого из нас послушником Его святой воли, и чтобы Дух Святой вел нас и довел до победного конца.

Царский путь путь рассудительной умеренности в борьбе со страстями и стяжании добродетелей, умение найти в любом делании середину между излишеством (уклонение направо) и недостатком (уклонение налево), например, между ревностью не по разуму - и теплохладностью, гордостью - и человекоугодием, стыдом - и бесстыдством, возвышеним себя во мнимую святыню - и впадением в слабости и пороки и т. п.

1. Священное Писание о царском пути

«Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево» (Втор. 5, 32).

« позволь мне пройти землею твоею; [мы пойдем дорогою,] не будем заходить в поля и виноградники, не будем пить воды из колодезей [твоих], а пойдем путем царским, доколе не перейдем пределов твоих» (Числ. 21, 22).

«Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Притч. 4, 26-27).

2. Спасительность царского пути

Святые отцы учат тому, что лишь царский, средний путь спасителен, а уклонение от него – это уклонение от добродетели, оно порождает страсть и грех.

Авва Дорофей объясняет, что такое царский путь в стяжании добродетелей:

«Так, если кто хочет приобрести добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным. …А иначе приступающие к сему делу не только не преуспевают, но и сокрушаются, неразумно утруждая себя. Ибо кто не внимает себе и не подвизается, тот легко уклоняется от добродетели: потому что добродетели суть средина, тот царский путь , о котором один святой старец сказал: "Ходите путём царским, и считайте поприща вёрсты".

Итак, добродетели , как я сказал, суть средина между излишеством и недостатком. Поэтому и сказано в Писании: «не совратитися ни на десно, ни на лево» (Втор. 5, 32).

…Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава. Нет, но душа, уклонившись от добродетели, делается страстною и рождает грех, потому и томится им, не находя в нём для себя естественного успокоения. И дерево разве имеет по естеству червей внутри себя? Но заводится в нём малая гнилость; от этой гнилости рождается червь, и сей самый червь съедает дерево. Также и медь сама производит ржавчину, и сама опять поедается ржавчиною. И одежды сами производят моль, и эта же моль, от них происшедшая, их съедает и портит. Так и душа сама производит зло, которое прежде вовсе не существовало, и не имеет, как я сказал, никакого состава, и опять сама мучится от зла; и хорошо сказал святой Григорий: "Огонь есть порождение вещества, и поедает вещество, как и злых зло". То же самое видим и в телесной болезни: когда кто живет беспорядочно и не бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от сего больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует. Так что и зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежащего здравия, которое есть добродетель. Потому мы и сказали, что добродетели суть средина: так, мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие - посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение - посреди стыда и бесстыдства, подобно сему и прочие добродетели.

Итак, когда человек удостоился приобрести сии добродетели, то он бывает благоугоден пред Богом, и хотя все видят, что он ест, пьёт и спит, как и прочие люди, но таковой благоугоден Богу за добродетели, которые имеет. А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим шествовали все святые».

Святитель Василий Великий:

«Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели».

Св. Димитрий Ростовский:

«Царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть...

Человеку необходимо опасаться того, чтобы не уклониться налево, то есть на прелести греховные; не уклониться и направо, то есть на излишние крайне суровые подвиги, и не прийти к гордости...

Таким образом, понемногу, от добродетели к добродетели, ты как по лестнице взойдешь на небо и будешь в раю».

Архимандрит Рафаил (Карелин):

"Средний" или "царский" путь состоит в знании своей меры при исполнении добрых дел.

3. Как найти царский путь

Царский путь – это путь умеренности и постепенности, говорят нам святые отцы. Они учат не брать на себя непосильный подвиг, но соразмерять его со своими духовными и телесными силами, имея целью постепенное очищение от страстей. Для того, чтобы идти по царскому пути спасения, необходимы рассуждение, трезвение, смирение при виде своих немощей, противостояние внушениям гордости, самолюбия, отчаяния, духовный совет с наставниками, чтение святоотеческих сочинений, соответствующих образу жизни.

Древний патерик:

Авва Вениамин говорил ученикам своим: ходите царским путем, измеряйте поприща и не будьте беспечны.

Авва Иосиф …спросил еще авву Пимена: как нужно поститься? Авва Пимен отвечал: можно, я думаю, есть каждый день, но есть немного, чтобы не быть сытым. А ты, - говорил ему авва Иосиф, - когда еще был молод, не постился ли по два дня? Точно, - отвечал ему старец, - постился я и по три дня, и по четыре, и по неделе, - и все это испытали старцы, как сильные мужи, и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и передали нам этот путь, ибо он есть путь царский и для нас удобный.

Святая Синклитикия:

От врага происходит чрезмерное усиленное подвижничество и его ученики так делают. Чем же отличим мы Божественное и царское подвижничество от этого тиранского и демонского? Ясно - умеренностью. Во все время жизни да будет тебе одно правило поста. Не постись четыре дня или пять дней с тем, чтобы потом через послабление разрешить на множество явств - это радует врага, потому что неумеренность всегда бывает гибельна. Не трать вдруг всего оружия, чтобы не остаться тебе безоружным и не попасть в плен во время войны. Старайся о том и другом на случай нужды. Пока ты молод и силен - постись, ибо придет старость, а с нею и немощь. Пока ты в силах, собирай сокровище, чтобы после не оказаться бессильным.

Преп. Исаак Сирин пишет:

"Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным".

Преп. Серафим Саровский:

«Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться надо, чтобы друг - плоть наша - был бы верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни вправо, ни влево: духу давать духовное, а телу телесное, потребное для содержания временной жизни».

Ученикам, порывающимся брать на себя чрезмерные подвиги, преподобный Серафим говорил, что безропотное и кроткое перенесение обид - это вериги наши и власяница.

Преп. Макарий Оптинский:

«Две крайности предстоят на пути нашем: или безвременное возвышение во мнимую святыню, или - от нерадения - впадения в слабости и пороки ; а средний путь не скоро обретаем».

«…Писание - что лес темный: в нем можно скоро заблудиться, когда примемся не по нашей мере и силе.

Книга "Добротолюбие" вся хороша, но ум ваш еще юн и не может принять твердой пищи, требует еще млеком деятельности питаться; и Господь говорил Своим ученикам: много имам глаголами вам, но не можете носити ныне (Ин. 16, 12). Советуем читать: главы святого Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова деятельные, Каллиста и Игнатия, клоняющиеся к деятельности, а касающиеся до умственного рано; Петра Дамаскина, Иоанна Карпафийского, Феодора Едесского, Илии Экдика и Кассиана. Из сих можете много воспользоваться и чрез деятельность сохранить и душевное свое устроение неповрежденным от десных и шуиих сетей и козней вражиих, во всем себя укоряя и смиряя.

Ты, как заметно, стремишься к совершенству, - и с соблюдением (а Царствие Божие с соблюдением не приходит) (Лк. 17, 20); и оттого предаешься смущению. Высоко не восходи и долу не преклоняйся, но иди средним путем: пекись о стяжании чистоты сердца, знамение чего есть - видеть всех святыми (Исаак Сирин, Слово 21), и "око благо не узрит лукава".

…Премилосердый Господь, хотящий всем спастися и в разум истины прийти, предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников монашеского жительства, оставил богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, дабы хотящие получить спасение держались правого разума, в учении их находящегося и, не уклоняясь ни на десно, ни на шуее, но правым путем идуще, сопротивлялись страстям и, при помощи Божией побеждая их, успевали в терпении и смирении, кротости и любви, и так бы достигали града Царствия Божия.

…Можно ли быть без брани, находясь в воинстве духовном? Брань невидимая и всегдашняя! К тому же враги злы, сильны, хитры и коварны; а еще более укрепляются нашею леностию и нерадением, а больше всего гордостию, чрез которую имеют смелый и дерзкий приступ... Как нельзя из рекрута вдруг или скоро сделаться генералом и, не быв на многих сражениях, быть искусным воином, так равно, а еще и более, не успевши вступить в поприще духовной брани, уже думать, что оной научилась; или желать скоро свободиться от страстей и лететь выспрь, день от дня возвышаясь. Не думай о себе, что будто бы ты уже и научилась духовной брани; нет, оная многообразна, и не надейся вскорости победить страсти: это требует многого времени, подвига, труда, смирения и помощи Божией. Но хотя бы мы имели подвиги, труды, но все без смирения и помощи Божией ничего не успеем. Смирение же не в одном только слове состоит, но залог чувства, в сердце хранящийся; человек тот <имеющий смирение>, при добродетелях, видит себя худша всех; при таком чувстве воспалится ли он на кого-либо? А как сего-то в нас нет, то и попутается смотрительно нам побеждаться немощами, чтобы познали свою немощь и смирились пред Богом и пред людьми. Но ведь это дело не одного дня или года, но многого времени потребно. Однако о сем не унывай, что не видишь в себе святыни <исправного жития>; это бы был верный знак гордости и прелести, когда бы ты утешалась мнимою своею святостию. Помни, что пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию, и что смирение, кроме дел, прощает много согрешений; а дела без смирения безполезны. Итак, опять повторяю: не малодушествуй от частости браней и побеждений <падений>; ибо и малодушие есть знак гордости. Читай святых отец учение, и со временем навыкнешь должному и избежишь прелести и во всем безмерия или оскудения, но царским путем да сподобит тебя Господь идти.

Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. N., по его занятиям и трудам, будет невыносимо, и физические силы изменят ему, хоть он и твердое намерение имеет следовать оному постановлению. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают (через то) в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. е. приготовляетесь к приобщению Святых Христовых Тайн, тут нужно и елей оставлять. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Кажется, не неуместно поступить так, как вы пишете.

Они [святые отцы]опасались своим разумом и волею руководиться, дабы избежать обеих крайностей: и оскудения, и преумножения, наносящих вред подвижникам, но шли средним царским путем.

О каких ты поминаешь подвигах? И смущает тебя, что вы не так живете, как должно в обители. Подвигов хощет от нас Господь посильных, служащих к обучению нас в добродетелях, но со смирением. А о жизни вашей, ежели бы вы видели, что живете как должно, исправляя все повеленное, все бы это не составило еще совершенства, а самолюбие твое могло бы увлечь тебя к обольщению. Лучше, видя свою нищету, всегда зазирать себя и повергать пред Богом со смирением, нежели видеть свои исправления. Держите путь средний, смиренный, а не восходите безвременно на высокий, не вашей меры путь. Зря свою нищету, никого не зазирайте, не осуждайте, считайте себя последнейшими всех; и когда случится от кого принять укоризну или презрение, считайте себя того достойными. Точно, мы не имеем и тени монашества, как жили прежде древние отцы; они имели и дарования большие, и сохраняли их смиренномудрием; ныне же мы, не видя примеров высокой жизни и дарований и читая только о них в книгах отеческих, не должны упадать духом и считать себя погибшими, но, по Лествичнику, подобно нищим, взирающим на царские сокровища, должны познавать более свою нищету и смиряться; но подвизаться против страстей всегда имеем и случаи и средства; о сем должны попещись и нудить себя, тогда обрящемся и нуждницы пред Господом и получим от Него силу и помощь в исполнении заповедей Его (Мф. 11, 12). Что нам говорить о совершенстве, когда св. Макарий Египетский сказал о себе, что "несть монах, но видел монахи". Итак, успокойся на сей счет и не смущайся; и в том, как явиться пред суд Божий, не надобно надеяться на свои дела, а на неизреченное милосердие Божие и бесценные Его заслуги; хотя бы мы и дела имели, но они не спасут нас без заслуг Спасителя нашего и без смирения, а смирение и без дел спасает, при надежде на милость Божию!

Не забивайтесь в гору, не ищите высоких дарований, но со смиренными ведитеся: яже глаголете - в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся (Пс. 4, 5), зазрите себя и укорите о неисправлениях, это лучше будет высоких ваших исправлений с самомнением о себе. Пока находимся мы на сей войне, не должно ни дерзать, ни отчаиваться. О сем много вам было писано; впрочем, да наставит вас благодать Божия, вся восполняющая».

Преп. Антоний Великий говорит, что по царскому пути ведёт добродетель рассуждения , о чём поведал нам авва Моисей:

«Помню, когда я еще в молодые годы находился в пределах Фиваиды, где обитал блаженный Антоний, старцы собрались к нему для рассуждения о совершенстве. С вечера до утра продолжалось собеседование, исследовали, какая добродетель больше всех, какая бы могла всегда сохранять монаха невредимым от сетей обольщений дьявола и вести прямым путем к верху совершенства. Каждый по своему понятию высказывал мнение. Одни видели это в усердии к посту и бдению, потому что посредством их утончается дух, приобретается чистота сердца и тела, и потому удобнее можно соединяться с Богом. Другие видели в нестяжании и презрении всех вещей, от которых отрешившись, как от задерживающих уз, дух свободнее приближается к Богу. Иные считали необходимым отшельничество, т.е. удаление в пустыню на уединение, в котором пребывающий может дерзновеннее молиться и лучше прилепляться к Нему. Некоторые утверждали, что надо исполнять обязанности любви или человеколюбия, потому что преимущественно за это Господь в Евангелии обещает Царство Небесное, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня» и пр. (Мф. 25, 34, 35). Когда таким образом каждый по-своему представлял различные добродетели, посредством которых человек удобнее может приблизиться к Богу, и уже большая часть ночи прошла в этом исследовании, блаженный Антоний наконец стал говорить: все это, о чем вы говорите, нужно и полезно ищущим Бога и желающим прийти к Нему. Но всем этим добродетелям отдать первенство не позволяют бесчисленные опыты и падения многих. Ибо некоторые часто жестоко сокрушали себя постом и бдением, пребывали в пустынном уединении, доходили до такой нестяжательности, что не оставляли себе и на один день пищи, и до того исполняли долг милостыни, что не оставалось у них средств для подаяния. Но после всего этого они жалким образом уклонились от добродетели и впали в порок. Что же было причиною их прельщения и падения? По моему мнению, не что иное, как недостаток в них рассудительности. Ибо она учит человека идти царским путем, сторонясь крайностей с обеих сторон: с правой стороны не допускает обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой - увлекаться к беспечности и расслаблению. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником души, как говорит Спаситель: «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6, 22, 23). Это потому, что рассудительность, исследуя все мысли и дела человека, отлучает и отстраняет всякое зло и неугодное Богу дело и удаляет от него всякое обольщение» .

Преп. Амвросий Оптинский
также объясняет, что средний спасительный путь – это путь умеренности:

«Смотри, Мелитона, - говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона.

… Держись более среднего тона, так будет благонадежнее и вернее.

…Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, - излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию».

Преп. Паисий Святогорец говорит о христианине::

«…рассуждение - это руль, который ведёт его безопасно, не позволяя уклоняться с прямого пути ни направо, ни налево».

Преп. Силуан Афонский советует:

"Надо понуждать себя на добро, но умеренно, и знать свою меру. Надо изучать свою душу, что ей полезно".

Прот. Валентин Свенцицкий:

"Всё доброе в нас имеет некую черту, перейдя которую незаметно обращается во зло".

4. Индивидуальность царского пути для каждого человека

Для каждого подвижника его царский, средний путь - свой, индивидуальный, он зависит от состояния именно его души и тела, и определяется при помощи добродетели рассуждения.

Рассудительность покажет, что губительно брать на себя преждевременный, непосильный подвиг, глядя на более высокое делание других. Она примет в расчёт и духовный возраст, и состояние здоровья, и условия жизни. Рассудительность научит брать со святых пример в той мере, которая посильна, и не отчаиваться, а смиряться при понимании величия их подвига.

Именно поэтому, как мы видели, преп. Антоний Великий говорит, что по царскому пути ведёт добродетель рассуждения.

Св. Игнатий (Брянчанинов) приводит пример того, как выбор царского пути зависит от дарований и устроения каждой души:

Поучительно поведение преподобных Варсонофия Великого и спостника его, Иоанна Пророка, которые сами были затворниками в общежитии аввы Серида, относительно затворников и безмолвия. Все братия того монастыря, или по крайней мере большая часть братии, руководствовались наставлениями этих великих угодников Божиих, преисполненных Духа Божия; руководствовался их наставлениями и сам игумен Серид, которого Варсонофий Великий называл сыном. Серид и прислуживал святому Старцу, пребывавшему безвыходно в келлии, принимавшему к себе одного Серида и чрез него дававшему письменные ответы прочим братиям. Братия монастыря, руководимые назиданиями Боговдохновенных мужей, оказывали быстрое и обильное духовное преуспеяние. Некоторые из них сделались способными к затворнической жизни, к которой были призваны провидевшим способность их Богом. Так, великий Варсонофий предвозвестил Иоанну Миросавскому, что ему предназначено Богом безмолвие, и, приуготовив этого инока жизнию по евангельским заповедям среди иноческого общества, в горниле послушаний, в свое время, указанное Богом, ввел его в затвор. Из переписки великого Варсонофия с Иоанном Миросавским видно, что Иоанн и по вступлении в затвор обуревался страстными помыслами. Другие иноки, которым попущен был затвор, возмущались страстями еще более; но затвор им не воспрещался. Напротив того, преподобному авве Дорофею, отличавшемуся и мирскою и духовною мудростию, способностию руководить других иноков, доказавшему этот духовный дар на самом деле, духоносные старцы воспретили затвор, сколько он ни желал его. «Безмолвие, - говорили они ему, - дает повод человеку к высокоумию, прежде нежели он приобретет себя, то есть будет непорочен. Тогда только имеет место истинное безмолвие, когда человек уже понес крест. Итак, если будешь сострадать ближним, то получишь помощь, если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь. Не уклоняйся ни во внутрь, ни во вне, но держись средины, разумевая, что есть воля Господня, «яко дние лукави суть». «Слова мои значат: не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений: вот средний путь, безопасный от падения. В безмолвии должно иметь смирение, и при попечениях бдительность над собою, и удерживать свой помысл. Все сие не ограничивается каким-нибудь определенным временем. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его».

Преп. Варсануфий и Иоанн (Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием и Иоанном Пророком):

Вопрос 64. Того же: Объясни мне, Отец мой, что значит: не оставайся ни внутри, ни вовне, но держись середины? Не нужно ли некоторые дни назначать безмолвию и некоторые попечениям внешним?

Ответ Иоанна: Слова мои значат: не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений, - вот средний путь, безопасный от падения: в безмолвии должно иметь смирение, и при попечениях бдительность над собою и удерживать свой помысл; и всё сие не ограничивается определённым каким-нибудь часом, тем более днями. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его…

Преп. Иоанн Лествичник говорит о среднем пути монашеского подвига:

Все житие монашеское содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве; или в том, чтобы безмолвствовать с одним и много с двумя; или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии. Не уклонися, - говорит Екклезиаст, - ни на десно, ни на шуе (Притч. 4: 27), но путем царским иди. Средний из этих образов жизни многим приличен, ибо тот же Екклезиаст говорит… горе…единому, ибо если он падет в уныние, или в сонливость, или в леность, или в отчаяние, то нет человека воздвигнути его (Еккл. 4: 10). А идеже бо еста два или трие собрании во имя Мое, ту есмь посреде их, - сказал Господь (Мф. 18: 20).

5. Царский путь веры - верность Преданию Церкви

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Благодарю Господа и святую матерь мою, Церковь, непорочную и нетленную Невесту Христову, что она указала, уравняла, угладила мне верный путь ко спасению, отсекши на соборах вселенских и поместных все ереси и расколы, которые могли служить крайним преткновением и препятствием ко спасению в Боге, - что она мужественно, со славою победною отборолась со всеми гонителями веры и отстояла мне царский путь св. истины, вводящий в жизнь вечную…

Архимандрит Рафаил:

«Обычно "царским путем" называют средний путь между двумя крайностями; а я воспринимаю слова "царский путь" как путь святых отцов, то есть Предание Церкви».

Иером. Серафим (Роуз):

К сожалению …у некоторых создается ошибочное впечатление, что сегодня дело истинного православия - это экстремизм, что-то вроде «правой» реакции на официальные Православные Церкви. Такой политический взгляд на борьбу за истинное православие неправилен. Наоборот, среди лучших ее представителей - будь то в России, Греции или рассеянии - эта борьба приняла форму возврата к святоотеческому пути умеренности, среднего между двумя крайностями, именуемого святыми отцами царским путем.

… возможно, это учение яснее всего изложил великий православный отец V века святой Иоанн Кассиан. Он столкнулся с задачей, сходной с той, какая ныне стоит перед православием: изложить чистое учение восточных отцов народам Запада, которые тогда были духовно незрелы и еще не понимали глубины и тонкости духовного учения православного Востока. Применяя это учение к жизни, они были склонны или к расслабленности, или к излишней строгости. Святой Кассиан излагает православное учение о «царском пути» в своем собеседовании «О трезвении», в котором святой Иоанн Лествичник отмечал «прекрасную и возвышенную философию».

«Изо всех сил и со всем напряжением должны мы стремиться к тому, чтобы посредством смирения стяжать благой дар трезвения, который может сохранить нас неповрежденными от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят отцы, крайности существуют с обеих сторон - справа есть опасность быть обманутым излишним воздержанием, а слева - увлечься в беззаботность и расслабленность». А искушение «справа» даже еще более опасно, чем «слева». «Чрезмерное воздержание вреднее насыщения, потому что посредством покаяния от последнего можно перейти к правильному пониманию, а от первого - нет» (то есть потому, что гордость своей «добродетельностью» стоит поперек пути покаянного смирения, которое и может послужить делу спасения).

Прилагая это учение к нашим условиям, мы можем сказать, что «царский путь» истинного православия сегодня - это середина между крайностями экуменизма и реформации с одной стороны, и «ревностью не по разуму» - с другой. Истинное православие не идет «в ногу со временем» с одной стороны, но в то же время не делает «строгость», или «правильность», или «каноничность» (хорошие сами по себе понятия) извинением фарисейского самодовольства, исключительности или недоверия. Не следует путать эту истинно православную умеренность с теплохладностью и безразличием или же с любыми видами компромисса между политическими крайностями. …«царский путь» далек от экстремизма любого рода».

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.