Разъяснения относительно ограничений в три миллиона при участии на торгах. Законно ли требуют заказчики свидетельство СРО? Надо ли требовать сро по 44 фз

При осуществлении закупочных процедур по проведению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства у заказчиков зачастую возникает вопрос: насколько правомерно указание в закупочной документации требования о предоставлении участниками соответствующего свидетельства СРО?

Прежде чем приступить к подготовке закупочной документации, заказчику следует:

  • четко определить виды работ
  • изучить нормативный правовые акты, касающиеся закупаемых работ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Другие виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Иными словами, если предметом закупки является проведение работ, на которые согласно законодательству РФ требуется свидетельство о допуске к таким работам, организатору закупочной процедуры необходимо указать требование о предоставлении участниками в составе заявки соответствующего свидетельства СРО.

Из письма Министерства экономического развития РФ от 28 мая 2015 г. № Д28и-1542 следует, что участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд. Заказчику, работающему по 223-ФЗ (по аналогии с 44-ФЗ), необходимо указать в закупочной документации требования к участникам о предоставлении свидетельств СРО по пунктам, которые содержатся в приказе Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ № 624). Также организатор закупки устанавливает требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске в соответствии с п.33 Приказа № 624.

В свою очередь, потенциальные подрядчики вправе предоставить:

  • свидетельство о допуске (в соответствии с п. 33 Приказа № 624) в том случае, если будет привлекать субподрядные организации на выполнение каждого из видов работ;
  • свидетельство о допуске к каждому пункту требований, установленных организатором закупки согласно приказу № 624, в том случае, если участник самостоятельно планирует выполнить работы.

При непредставлении участниками закупки вышеуказанных разрешительных документов их заявки подлежат отклонению.

Виды работ, о которых говорится в ч.2 ст. 52 ГрК РФ, утверждены Приказом № 624.

Организаторам закупок следует заострить внимание на работах, которые влияют на безопасность объекта капитального строительства в случае выполнения таких работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, предусмотренных ст. 48.1 ГрК РФ. Такие виды работ в Приказе № 624 указаны со знаком «*» (для их выполнения необходима соответствующая пометка в свидетельстве СРО).

В ч.3 ст. 52 ГрК РФ говорится, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик, либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих требованиям лиц. Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, которое осуществляет строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией разрешающий документ - свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Ремонт: капитальный и текущий

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой:

  • замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
  • замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
  • замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные, улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (ст. 1 ГрК РФ).

О текущем ремонте говорится в ст. 55. 24 ГрК РФ, а именно: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

При проведении закупочной процедуры по отбору организации для выполнения работ по текущему ремонту объектов капитального строительства свидетельство о допуске к определенным видам работ не нужно и требование заказчика о предоставлении участниками закупки такого документа в составе заявки будет являться неправомерным.

Допуск СРО

Вступление в СРО является требованием современной действительности и единственным шансом получить допуск к производству работ, который значительно увеличивает возможности подрядчика. Однако для того, чтобы его получить, требуются денежные вложения (взносы). Согласно 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Подрядчик вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые являются членами СРО, не вправе выполнять виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если они не соблюдают хотя бы одно из требований указанной СРО к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержится в приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ №624).

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается СРО без ограничения срока и территории его действия. В том случае, когда закупаемые заказчиком работы содержат хотя бы один вид работ, для выполнения которого согласно Приказу № 624 необходимо свидетельство СРО, заказчик обязан прописать требование о наличии у подрядчика допуска к организации работ.

Минимально необходимые требования к выдаче СРО свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства указаны в приложении № 4 к постановлению Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельство допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Данные требования затрагивают кадровый состав подрядчиков (заявителей) в зависимости от:

  • опыта и профессионализма работников;
  • стоимости договора строительства;
  • системы повышения квалификации и аттестации сотрудников, специалистов, а также руководящего звена;
  • имеющегося собственного имущества и разрешительных документов.

Разрешение на строительство

Разрешение на строительство - это документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, исключая случаи, которые предусмотрены ст. 51 ГрК РФ. В п.17 названной статьи упомянут случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, например, при:

Строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); - строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования и др.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

ФАС о предоставлении лицензии

Из разъяснений ФАС России следует, что если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением 1 . В том случае, когда предметом закупки является выполнение работ, требующих предоставления и свидетельства СРО согласно Приказу № 624, и лицензий (например, на вывоз мусора), заказчик не вправе прописывать в документации требование о предоставлении указанных лицензий в составе заявки на участие в закупочной процедуре (данное правило применяется только тогда, когда разрешен субподряд).

На заметку

При формировании требований к участникам закупки, касающихся предоставления свидетельства СРО, заказчику следует изучить приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». В названном НПА содержатся нормы, касающиеся предельной цены одного договора по осуществлению работ: она должна быть указана в свидетельстве СРО, которое предоставит участник в составе заявки на участие в закупке. В том случае, если цена, предложенная подрядчиком в ходе закупочной процедуры, больше той, что прописана в свидетельстве СРО, такой подрядчик не вправе заключить договор. с заказчиком. Также заказчику стоит прописать в закупочной документации, что заявка участника будет отклонена в случае если предложенная цена будет превышать цену, указанную в свидетельстве.

Примеры из практики

1. В антимонопольный орган поступила жалоба участника закупки ООО «Ц» на действия заказчика ОАО «З» при проведении запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ на право заключения договора на обустройство кабельной канализации, прокладке кабельных линий и строительство встроенной трансформаторной подстанции для ОАО «З».

По мнению заявителя, заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя по причине отсутствия в представленном Заявителем свидетельстве СРО №3254.03-2015-7725720626-С-047 видов работ №13.1, 13.2, 13.3 «Устройство кровель».

Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что действующим градостроительным законодательством РФ предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Заказчик вправе требовать от участника закупки исключительно свидетельство на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

ОАО «З» в закупочной документации установлено, что потенциальный участник закупки в составе заявки должен представить свидетельство СРО, в том числе с наличием разрешения на работы по устройству кровель, что не обосновано и нарушает принципы закупок, изложенные в ст. 3 Закона о закупках. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган признал жалобу заявителя на действия заказчика обоснованной. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-1580/77-16 от 05.09.2016) 2

2. В УФАС поступила жалоба ООО «С» на действия закупочной комиссии заказчика ООО «П» при проведении согласно 223-ФЗ открытого запроса предложений ОЗП 506/16 - Строительство ВОЛС («последних миль») до ГЭС-9, ГЭС-10, ГЭС-14, ГЭС-16 .

Заявитель считает неправомерными действия закупочной комиссии, отклонившей его заявку на участие.

Изучив материалы дела, антимонопольный орган установил, что заявка ООО «С» была отклонена, так как в ее составе не представлено СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно техническому заданию участники закупки должны иметь соответствующие СРО в соответствии с приказом Министерства Регионального развития РФ № 624 ОТ 30.12.09.

Комиссия УФАС установила, что в составе заявки ООО «С» представило СРО, выданные в отношении ЗАО «К». В соответствии с документацией участники могут привлекать субподрядчиков (соисполнителей) при условии соблюдения требований к субподрядчикам (соисполнителям), установленных документацией. Согласно п. 1.5.5 документации участник должен представить в составе своей заявки документы, подтверждающие соответствие предложенного субподрядчика требованиям, указанным в документации. Пакета документов, поименованного в документации в отношении ЗАО «К», в составе своей заявки ООО «С» не представило.

Комиссия УФАС не нашла нарушений в действиях закупочной комиссии организатора торгов. Заявка ООО «С» была отклонена правомерно как не соответствующая требованиям, установленным в документации. По итогам рассмотрения данного дела жалоба ООО «С» была признана антимонопольным органом необоснованной (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 31.08.2016 по делу № Т02-511/16) 3 .

1 Письмо ФАС от 07 Июля 2011 г. N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства"

2 moscow.fas.gov.ru

3 spb.fas.gov.ru

Требование наличия допуска от СРО на произведение работ по 44-ФЗ: что это значит в случае проведения закупки на право осуществления строительных работ? Когда заказчик наделен правом установить подобное требование в документации? Рассмотрим вопрос подробнее.

Что такое СРО и как получить допуск

Деятельность саморегулируемых организаций регулируется Законом № 315-ФЗ . Все строительные и проектные компании в РФ обязаны вступить в одну из таких организаций и получить соответствующее свидетельство о профессиональном допуске к работам. Поставщику при этом совершенно необязательно вступать в СРО в собственном регионе - ни территориально, ни по времени действия допуск СРО не ограничивается законодательно равно как и число СРО, в которые может вступить одна компания (для выполнения разных видов работ).

Однако, если строитель получает допуск на аналогичные виды работ от другой СРО, его предыдущий допуск может быть аннулирован (в ч. 2 ст. 55.8 ГрК РФ прямо указано, что лицо может иметь только одно свидетельство о допуске СРО для работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства).

СРО и проектная документация

Свидетельство о допуске, которое получено участником от саморегулируемой организации, входит в число требований, которые госзаказчик устанавливает к участникам закупки, сообразуемых с п. 1 ч. 1 . В рамках данных требований закон устанавливает перечень документов, которые участнику необходимо будет предъявить заказчику для подтверждения своих полномочий производить работы, требуемые в случае конкретной закупки.

Ввиду того, что речь в данном случае идет о строительных работах, нам следует обратиться к Градостроительному кодексу РФ , который и регулирует эту сферу. В п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ приводится подробное определение того, какие именно виды работ можно считать работами по капитальному ремонту объектов капстроительства: речь идет о не касающихся несущих конструкций (кроме их отдельных элементов) работах, замене и налаживанию инженерных систем, и.т.д.

Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, те виды работ, производимых в рамках капремонта данных объектов, которые напрямую влияют на их безопасность, могут выполнять только лица, которые обладают выданным СРО свидетельство о допуске к таковым работам. Соответственно, при отсутствии у участника закупки такого свидетельства, его поданная заявка может быть с полным правом отклонена госзаказчиком.

С другой стороны, если у непосредственного исполнителя работ есть выданное СРО свидетельство о допуске к вышеупомянутым работам, он может проводить их самостоятельно, или привлекать субподрядчиков, также обладающих таким свидетельством.

Требования к допуску СРО

Как указано в ч 3.1 ст. 52 ГрК РФ, в том случае, если производимые на объекте капстроительства работы включены в так называемый Перечень № 624 (описывающий виды опасных работ), организатор строительства должен иметь допуск на генподряд. При этом производимые работы необходимо соотнести с одним из видов, упомянутых в перечне.

СРО и ФАС

Правомерность прямого требования со стороны госзаказчика наличия допуска СРО на строительные работы в закупочной документации является неоднозначной. Так, позиция ФАС по данному вопросу в прецедентах на протяжении нескольких лет оставалась вполне четкой: в письме, от 23.05.2011г. № ИА/19714 (относящегося еще к Закону №94-ФЗ) антимонопольный орган разъяснял свою позицию следующим образом, утверждая, что требование заказчика от участника наличия свидетельств о допуске к конкретным видам «опасных» работ по капстроительству, неправомерно, поскольку не соответствует ч.3 ст. 52 ГрК РФ.

Сейчас, относительно Закона №44-ФЗ, эта позиция сохранилась: в письме ФАС от 02.11.2015 № АЦ/60557/15 утверждается аналогичная точка зрения. Меж тем, существуют арбитражные постановления с диаметрально противоположными выводами касательно правомерности установки требования о наличии свидетельства СРО.

Можно сформулировать так: в случае, когда заказчик устанавливает в документации требование конкретно о том, чтобы у участника закупки было свидетельство о допуске СРО на генподряд, участники, которые его не имеют, однако вправе и могут исполнить указанные работы своими силами, скорее всего, успешно обжалуют действия заказчика.

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вряд ли кто-то поспорит с тем фактом, что закупки, связанные со строительством, проектированием, инженерными изысканиями являются одними из самых сложных для составления документации и подачи заявки.

Начиная от надлежащего, объективного описания объекта закупки, заканчивая установлением требований к разрешительным документам, процесс требует от сторон наличия специализированных узких знаний в сфере строительства, а также в сфере законодательства о закупках.

Свидетельство СРО

При проведении упомянутых закупок, основным разрешительным документом для потенциальных участников является свидетельство саморегулируемой организации. В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса, только организация, обладающая таковым имеет право выполнять упомянутые работы.

Само собой, в документации Заказчик обязан установить требование о наличии свидетельства.

Существует небольшая особенность при составлении такой аукционной документации. Как известно, в государственных закупках могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Данное указание содержится в документации. Вместе с тем, при проведении закупки, требующей от участников наличие свидетельства , физические лица исключаются из списка возможных участников.

Дело в том, что согласно с требованиями градостроительного законодательства, свидетельство выдается только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Следовательно у физ.лиц возможность участия автоматически исключена.

Требование о выполнении работ лично

Исходя из потребности Заказчиков, выполнение работ, предусмотренных контрактом может выполняться как лично Подрядчиком, так и с привлечением сторонних субподрядных организаций. При этом, стоит обратить внимание на то, что требования документации не должны противоречить друг другу.

В том случае, если работы должны быть выполнены лично, требование о наличии свидетельства должно содержать весь перечень видов работ, которые должны быть прописаны в свидетельстве. В том случае, когда работы могут быть выполнены с привлечением иных организаций, следует предусмотреть оба варианта, которые возможно будут выбраны победителем закупки. В данном случае прописывается требование о наличии свидетельства со всеми видами работ, в том случае, если участник принимает решение о личном выполнении. А также допускается возможность наличия свидетельства, разрешающего организацию выполнения работ, в случае, когда участник планирует привлечение субподрядных организаций.

Кроме того, следует отметить, что в случае, когда выполнение работ необходимо проводить собственными силами, проект контракта должен обязательно содержать данное условие. В противном случае, как следует из норм Гражданского Кодекса, если контракт не содержит условия о личном выполнении работ, то есть если контракт в принципе не отражает данного условия, Подрядчик имеет право на привлечение сторонних организаций.

Разумеется, Заказчику, в случае установления требования о личном выполнении работ, стоит заранее позаботиться о том, что в случае необходимости ему необходимо будет обосновать свою потребность и отсутствие ограничения конкуренции.

Свидетельство и иные разрешительные документы

Речь идет о тех случаях, когда выполнение работ требует не только наличия свидетельства, но также лицензии на осуществление той или иной деятельности (к примеру, частным случаем является необходимость наличия у участника лицензии МЧС).

В данном случае единственным возможным остается вариант с возможностью привлечения субподрядной организации, для отсутствия признаков ограничения конкуренции при проведении закупки.

В данном случае Заказчику необходимо предоставить участнику возможность выбора. Во второй части заявки могут быть предоставлены либо свидетельство, разрешающее организацию тех или иных работ без необходимости предоставления лицензии или иного разрешительного документа, либо наличие свидетельства с конкретным перечнем разрешенных видов работ в совокупности с лицензией или иным документом, предусмотренным законодательством.

Ограничение по сумме контракта

Свидетельство содержит условие о предельной сумме контракта, который может быть заключен на организацию работ.

При этом, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке перед Аукционной комиссией возникает вопрос о том, какая сумма должна входить в определенный свидетельством разрешенный диапазон.

К примеру, Заказчик проводит закупку с начальной (максимальной) ценой контракта 10 миллионов рублей. Предложенная участником цена контракта составляет 5 миллионов рублей, при этом свидетельство ограничивает цену одного контракта 5 миллионами. Встает вопрос, каким образом Аукционной комиссии следует применить данное ограничение – к НМЦК или к предложенной участником цене?

РЕШЕНИЕ

05.03.2018 Дело № 14 759/03-2018

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

Заместителя руководителя управления Попова К.Ю.;

членов

в присутствии

Ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.,

Ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

- от МБУ «Стройзаказчик»:

А<….>

Х <….> (доверенность б/н от 11.01.2018 г.),

- от ООО «Росстройком»:

Б <….> (доверенность № 01/2018 от 22.02.2018 г.),

рассмотрев дело № 14 759/03-2018 по жалобе ООО «Росстройком» (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0168200002418000028 заказчик - Муниципальное бюджетное учреждение «Стройзаказчик», далее - заказчик; уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, далее - уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта -518 436 960,00 руб.; дата подведения итогов аукциона - 21.02.2018 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 933 от 26.02.2018 г. и вх. № 949 от 27.02.2018 г., в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Росстройком» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0168200002418000028 (вх. № 980 от 28.02.2018 г., поступила аналогичная жалоба, перенаправленная из ФАС России).

Содержание жалобы составило указание на следующее.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.02.2018 г. аукционной комиссией было принято решение о несоответствии заявки ООО «Росстройком» требованиям документации по причине того, что в составе представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 23.01.2018 г. № 26/18 указано, что участник аукциона имеет второй уровень ответственности (предельный размер обязательств не превышает 500 млн.).

По мнению заявителя жалобы, отклонение заявки по указанным основаниям является незаконным и необоснованным, так как участником в составе заявке были прикреплены документы, соответствующие требованиям документации. Никаких дополнительных требований к выписке из реестра членов саморегулируемой организации в документации установлено не было. Представленная выписка содержит указание на то, что ООО «Росстройком» имеет третий уровень ответственности (предельный размер обязательств не превышает три миллиарда рублей), что соответствует требованиям части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).

Фактически совокупный размер обязательств общества по договорам строительного подряда заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров соответствует предельному размеру обязательств, исходя из которого ООО «Росстройком» был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Вх. № 979 от 27.02.2018 г. и № 1040 от 01.03.2018 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Росстройком» поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Саморегулируемой организации «Ассоциация строителей Мордовии», членом которой является заявитель.

В отношении указанного ходатайства Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет, что рассмотрение жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок на основании Закона о контрактной системе осуществляется в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14, согласно которому не предусмотрено привлечение третьих лиц.

На заседании Комиссии 02.03.2018 г. представители ООО «Росстройком» поддержали доводы, изложенные в жалобе и пояснили, что несоответствие уровня ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда не может является основанием для отклонения заявки, так как участник закупки вправе повысить уровень ответственности указанного фонда до заключения контракта, в случае, если он станет победителем и требование о соответствии уровня ответственности указанного фонда предложению участника не было установлено в документации.

Кроме того, представители ООО «Росстройком» отметили, что протокол подведения итогов указанного электронного аукциона содержит некорректное, вводящее в заблуждение основание для отклонения заявки.

Представитель заказчика на заседании Комиссии 02.03.2018 г. с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (исх. № 279/03-08 от 01.03.2018 г.) содержащие, в том числе, указание на следующее.

Уровни ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств ограничивают разные параметры, а именно:

Уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда определяет максимальную стоимость работ по одному (любому) договору строительного подряда;

Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств определяет максимальный совокупный размер обязательств по всем договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Таким образом, если член СРО уплатил взнос в компенсационный фонд возмещения вреда по второму уровню ответственности, а в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств по третьему уровню, то максимальный размер обязательств по каждому из заключаемых им договоров не может превышать 500 млн. руб.

Исходя из положений ГрК РФ предельный размер обязательств по одному договору определяется уровнем ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и наличие соответствующего взноса в указанный фонд является необходимым условием наличия у члена СРО права на выполнение работ по любому договору строительного подряда, не зависимо от способа заключения договора, соответственно второго уровня ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, имеющегося у ООО «Росстройком», не достаточно для соответствия требованиям аукциона.

На основании изложенного, заказчик считает жалобу ООО «Росстройком» необоснованной.

Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 02.03.2018 г. не согласилась с доводами жалобы, представила письменные возражения (исх. б/н от 01.03.2018 г.) содержащие, в том числе, указание на следующее.

ГрК РФ предусматривает формирование в СРО двух компенсационных фондов, которые не заменяют друг друга и по которым СРО несет различные виды ответственности. При этом не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет требований к СРО, а также освобождение члена СРО, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размеры взносов в компенсационные фонды в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены в частях 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Так размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда зависит от стоимости одного договора строительного подряда, а размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств определяет предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым на торгах.

Таким образом, представленная заявителем жалобы выписка из реестра членов СРО свидетельствует о том, что он имеет право принимать участие в конкурентных процедурах по итогам которых совокупно могут быть заключены контракты на сумму не более 3 млрд. руб, при этом стоимость одного такого договора строительного подряда не должна превышать 500 млн. руб. Учитывая, что по итогам аукциона предложение о цене контракта составило более 500 млн. руб. заявка ООО «Росстройком» была обоснованно отклонена комиссией.

Вх. № 1047 от 02.03.2018 г. в Ульяновское УФАС России от Саморегулируемой организации «Ассоциация строителей Мордовии» поступили письменные пояснения (исх. № 59-с от 01.03.2018 г.), в которых СО «Ассоциация строителей Мордовии» поддерживает позицию ООО «Росстройком» и выражает мнение, что аукционная комиссия ошибочно (неправомерно) в протоколе в качестве причины отклонения заявки ООО «Росстройком» указывает на то, что «участник аукциона имеет второй уровень ответственности (предельный размер обязательств не превышает 500 млн.), так как эта информация не соответствует действительности.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 05.03.2018 г. для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 1095 от 05.03.2018 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Росстройком» поступили возражения на отзыв МБУ «Стройзаказчик», содержащие указание, в том числе, на следующее.

ООО «Росстройком» соответствует всем требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ и для участия в закупке на право заключения договора строительного подряда в соответствии с законодательством о контрактной системе, член СРО должен подтвердить внесение взноса в сформированный СРО компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Указанная позиция поддерживается письмом Заместителя председателя Правительства РФ <….> (№ ДК-II 9-6702 от 09.10.2017 г.) и письмом Саморегулируемой организации «Ассоциация строителей Мордовии» (исх. № 59-с от 01.03.2018 г.). При этом, вносить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе вправе Правительство РФ.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 30.01.2018 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002418000028 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства муниципальной собственности города Ульяновска «Здание муниципального общеобразовательного учреждения города Ульяновска на 1000 мест» на земельном участке, расположенном по адресу: в квартале «Центральный» Заволжского района г. Ульяновска» (начальная (максимальная) цена контракта -518 436 960,00 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок участников открытого аукциона в электронной форме от 16.02.2018 г. на участие в указанном аукционе было подано 3 заявки, все заявки были допущены к участию в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона № 0168200002418000028 от 19.02.2018 г. ценовые предложения поступили от 2 участников закупки, цена была снижена на 1,00 %.

0168200002418000028 от 21.02.2018 г. заявка участника № 2 (ООО «Росстройком») была признана не соответствующей требованиям законодательства и документации.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Росстройком» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Извещением о проведении электронного аукциона № 0168200002418000028 в разделе «Требования к участникам», разделом 2 «Требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» и пункта 5.1 раздела 3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкция по её заполнению» документации установлены единые требования к участникам о соответствии части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе: документы подтверждающие, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, установленных частями 2.1, 2.2. статьи 52 ГрК РФ): выписка из реестра членов саморегулируемой организации (ч. 4, 5 ст. 55.17 ГрК РФ) и (или) информация о наименовании саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, адресе официального сайта саморегулируемой организации (ч.1, 2 ст. 55.17 ГрК РФ, ст. 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).

Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0168200002418000028 от 21.02.2018 г. заявка участника № 2 (ООО «Росстройком») была признана не соответствующей требованиям законодательства и документации на основании следующего: в составе представленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 23.01.2018 г. № 26/18 указано, что участник аукциона имеет 2 уровень ответственности (предельный размер обязательств не превышает 500 млн.).

При этом предложение ООО «Росстройком», в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0168200002418000028 от 21.02.2018 г., о цене контракта составляет 513 252 590,4 руб.

В ходе анализа аукционной документации и заявки на участие в аукционе ООО «Росстройком» Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что в качестве документа, подтверждающего соответствие участника аукциона требованиям установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 23.01.2018 г. № 26/18.

Пункт 5 указанной выписки содержит указание на то, что ООО «Росстройком» имеет второй уровень (предельный размер обязательств не превышает 500 млн.) ответственности по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым обществом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

В силу части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.

Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда , в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

На основании вышеизложенного, член СРО не может быть освобожден от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда.

Части 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ определяют размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и соответствующие взносам уровни ответственности участника СРО.

Из системного толкования статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения , а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.

Таким образом, даже если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложения в ходе проведения аукциона участник планирует осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт по указанной цене.

Следовательно, решение аукционной комиссии в части признания второй части заявки заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации на основании, указанном в протоколе подведения итогов электронного аукциона, является правомерным и жалоба ООО «Росстройком» является необоснованной.

Доводы заявителя о том, что уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда может быть повышен победителем на момент заключения контракта, а также о том что документация не содержала требований о соответствии ценового предложения участника уровню ответственности по фонду возмещения вреда не может быть принят во внимание на основании следующего.

Согласно положениям Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.

При этом, на основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность по проверке аукционной комиссией документов и сведений, представленных участниками закупки в составе заявки на участие, как в единой информационный системе, так и у заказчика. Решение о соответствии участника требованиям документации и законодательства принимается на основании документов, представленных участником закупки в составе заявки на участие в закупке.

При этом, аукционная документация содержит требование о предоставлении документов подтверждающих, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства а именно: выписки из реестра членов саморегулируемой организации и (или) информация о наименовании саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, адресе официального сайта саморегулируемой организации, то есть документов и сведений из содержания которых можно сделать вывод о том, что участник закупки соответствует требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся объектом закупки.

При этом, довод ООО «Росстройком» о наличии права повысить уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда на момент заключения контракта противоречит принципу обеспечения конкуренции, установленному в статье 8 Закона о контрактной системе, так как это может привести к созданию неравных условий между участниками закупки, одни участники, совершившие все необходимые действия (внесение взносов, повышение уровня ответственности) будут иметь уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда соответствующий их ценовым предложениям, а другие будут вправе его изменить после подведения итогов лишь в случае, если им это выгодно. Фактически данный довод заявителя делает бессмысленным требование о соответствии участников закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса РФ.

Доводы заявителя относительно содержания протокола подведения итогов электронного аукциона № 0168200002418000028 от 21.02.2018 г. также не могут быть приняты во внимание, поскольку заявителю жалобы доподлинно известно содержание представленной им выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 23.01.2018 г. № 26/18, что позволяет однозначно определить основание для отклонения заявки.

Учитывая, что жалоба ООО «Росстройком» признана необоснованной и в действиях аукционной комиссии не установлено нарушений Закона о контрактной системе, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки № 0168200002418000028.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА :

Признать жалобу ООО «Росстройком» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.