Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему "Перелётные птицы". Конспект НОД в старшей группе детского сада

Задачи: 1) формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

2) упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными, в подборе прилагательных – антонимов.

3) обогащать словарь путем введения слов: зимующие, перелетные.

4) воспитать любовь к птицам, желание помогать им.

Развивающая среда: предметные картинки, схемы отлета птиц, кормушки, корм для птиц.

Ход занятия:

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем».

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

– Не слышно птиц. Почему?

Улетели в теплые края.

– Чем питались птицы летом?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

– А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

– Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

– Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).

– После ласточек и стрижей улетают те птицы,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

– Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг?

Перелетные птицы.

– Еще каких перелетных птиц вы знаете?

– Лебеди, скворцы, кукушки.

– Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

– Журавли клином (ставлю картинку клином)

– Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

– Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря!

3) Игра «Сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м). Утки летят вереницей?

– Ребята, сосчитайте птиц по порядку.

Первая утка, вторая утка…

(ставлю картину)

– Первый гусь, второй гусь…

(ставлю картину)

4) Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку..

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму

принесли. Эта птица появляется тогда, когда снег выпавший уже

не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
5) Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.

– Ребята, назовите птиц, которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

– Как мы их называем?

+ Зимующие птицы. (повторяют 2 раза)

Лебедь, дикие утки, журавль, голубь (картинки)

– Как мы их называем?

Перелетные птицы.

Ворона, сорока, воробей, ласточки (картинки)

– Какая птица лишняя?

Ласточки и т.д.

5) Игра «Скажи наоборот» – закончи предложение.

– Птицы у нас разные по внешности, размеру, пению!

Аист большой, а соловей … (маленький) (повтори предложение)

У соловья серая грудка, а у ласточки …

У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

6) Итог. Игра «Улетает – не улетает»

– Встали в круг

– Ребята, о ком, чем говорили на занятии?

О зимующих и перелетных птицах (с мячом)

– (Я называю птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.)

7) Оценивание

– Ребята, молодцы, все хорошо занимались. (кормушку)

– Сегодня мы с вами повесили вот эти кормушки и насыпали корм для разных птиц,
поможем птицам.
– А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять – сады, парки.

– А этот мешочек с сюрпризом передала сорока – белобока.

(Раздаем угощения детям)

Елена Солодова
Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по теме «Перелетные птицы»

Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по лексической теме «Перелетные птицы »

Цели :

1. Расширение представлений детей о перелетных птицах , их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме , употребление предлогов;

2. Коррекционно-развивающие : развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных,

3. Закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.

4. Упражнять в образовании сложных прилагательных.

5. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование : Обучающая презентация «Перелетные птицы » , картинки с изображением перелетных птиц , мяч.

Ход занятия

1)Организационный момент

Воспитатель : Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо, в котом я обнаружила картинки незнакомых ему птиц . Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними ? (Ответы детей.)

Давайте посмотрим и назовем их : ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь.

Опустел скворечник, улетели птицы ,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят….

Видно тоже в теплый край улететь хотят.

(И. Токмакова)

2) Беседа о птицах

Скажите, о чем говорит нам стихотворение? (Ответы детей) .

Как можно назвать одним словом всех этих птиц ? Перелетные .

Почему их так называют? Потому что птицы улетают в теплые края.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно .

Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах . Воспитатель рассказывает, а затем несколько дети по желанию рассказывают о понравившейся птице .

Расскажите мне, где живут птицы ?

Без рук, без топоренка построена избенка

Дети : гнездо.

Правильно, ребята, птицы живут в гнезде . Они осмотрятся на месте и принимаются за работу.

Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку.

Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Есть в лесу одно важное правило : не разорять птичьи гнезда.

Если притронуться к яйцу, то птица , почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.

Слайд 12-13

– Как же птицы добирались на юг , как они возвращаются в родные места? (Ответы детей) .

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , «клином» в виде треугольника, некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Ребята, а кто знает, чем питаются птицы ? (Ответы детей) .

Лебедь водоплавающая птица , живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.

3) Игра «Назови части тела птицы » .

Воспитатель : У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению , внешнему виду, величине.

Ребята, рассмотрите изображение птиц , скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением :

У птиц есть голова . У птиц есть два крыла .

У птиц есть две лапы . У птиц есть хвост .

У птиц есть клюв . Тело птиц покрыто перьями .

У птиц есть перья и крылья . Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску

4) Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют» ,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. Приседают и клюют.

5) Игра с мячом “Назови детеныша»

Давайте поиграем. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу . Вы будите ловить мяч, называть всех членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач (грачонок - грачата) .

Скворец (скворчонок - скворчата) .

Кукушка (кукушонок - кукушата) .

Аист (аистенок – аистята) .

Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) .

6) Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами . Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

7) Игра «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)

У какой птицы самая длинная шея ? (У лебедя) ;

Какие птицы подражают пению других? (Скворцы) ;

У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста) ;

Какие птицы лучше всех поют ? (Скворцы) ;

Какие птицы не вьют себе гнёзда ? (Кукушка) ;

Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач) ;

Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки) .

8) Игра «Узнай по описанию» (использование мнемотаблиц)

Слайд 15-16

Ребята, сейчас я расскажу вам о птице , а вы постарайтесь догадаться , что это за птица .

Птица небольшого размера . Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Красиво поет. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми Клюв его мощный. На голове черный хохолок. Он делает себе гнезда из веток на деревьях.

Продолжается игра с 2 - 3 детьми.

9) Подведение итога занятия .

Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с перелетными птицами и проводили их в теплые края.

Чем на занятии мы сегодня занимались?

Что нового мы с вами узнали?

Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитатель: Марченкова М.Ф. ГОУ комбинированного вида д /с № 1174 Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц. 3. Упражнять детей: - в образовании сложных прилагательных; - в составлении сложноподчиненных предложений. 4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. Перелетные птицы Старшая группа

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? -Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? - Назовите перелетных птиц? Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца, Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла. А.Плещеев

Соловей немного крупнее воробья. Обитает в светлых лесах, садах и парках, обычно по сырым местам. Питается насекомыми. Песня - набор повторяющихся свистов и щелканий. Каждый элемент песни (колено), число которых может достигать 12, повторяется несколько раз. Крик - низкое “ фюить-трр ”. Кто без нот и без свирели, Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей) Соловей – соловушка, Светлая головушка. Только солнышко взойдёт, Звонко песню пропоёт. Громко заливается. Для друзей старается. Оживает всё кругом. С песней счастье входит в дом.

Кукушки довольно рано отправляются на места своих зимовок в Среднюю и Южную Африку, на юг Аравии и Азиатского материка. К концу августа у нас в средней полосе уже не остается взрослых кукушек. Молодые отлетают позднее старых и встречаются под Москвой до половины сентября. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Трудно представить лес без птиц, без их пения, но ещё труднее без кукушки. Громкое «ку-ку» самца и характерную булькающую трель самки каждый из нас неоднократно слышал.

Это ласточка. Она живет в селе и в городе. Может жить на берегах рек. Эта птица питается насекомыми. На зиму она улетает. Ласточка – перелетная птица. Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. /Ласточка/

Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/

Перелет птиц. Одни летят днем (аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи), а другие ночью (мухоловки, славки, трясогузки, а некоторые и летят и идут пешком, например, коростель-дергач. А)Птичий клин - построение перелётных птиц при дальних перелетах. Клиновой строй используют журавли, гуси и многие другие виды птиц для облегчения утомительных дальних перелетов. Б) Прямым фронтом (шеренгой, цепочкой) или же гуськом – летят гуси, утки, чирки. В) Скученной беспорядочной стаей - летят кулики, врановые, мелкие воробьиные, скворцы, дрозды и другие мелкие птицы.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - О каких новых перелетных птицах вы узнали? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе.

тема: «Перелетные птицы»

Воспитатель Марченкова М.Ф.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (соловей)

Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Самым активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)


Конспект НОД для детей старшей группы «Перелетные птицы»


формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, расширять представления о перелетных птицах, закреплять знания об осени, осенних изменениях в природе, упражнять в технике складывания бумажных фигурок (оригами). Развивать познавательную активность, логическое мышление, память, связную речь, творческое воображение, моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к жизни птиц, выдержку.
Материал: картинки, бумага для оригами, фломастеры.Воспитатель читает стихотворение М. Ивенсен «Осень»
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Об осени.
- Почему вы так решили?
Ответы детей.
Игра «Да и нет не говори!»
* Осенью опадают листья? (опадают).
* Осенью идет снег?(не идет).
* Осенью висят сосульки? (не висят).
* Осенью люди загорают у реки? (не загорают).
* Осенью звери готовятся к зиме? (готовятся).
* Осенью птицы улетают в теплые края? (улетают)
- Что еще бывает осенью?
- Осенью часто идут дожди, люди берут зонтики.
- Осенью день становится короче, а ночь длиннее.
- Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Осенью в лесу вырастают грибы и грибники их собирают.
- Осенью насекомые прячутся под кору деревьев.
- Осенью дуют холодные ветры.
- Хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня?
- Да.
- Отгадайте загадку: Они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это?
- Птицы.
- Назовите части тела птиц (голова, клюв, туловище, ноги, крылья, хвост).
Чем покрыто тело птиц? (перьями)

Для чего нужны перья? (чтобы птицы не мерзли и не поранили свои тела)
- Для чего нужен хвост? (помогает держать равновесие, поворачивать в полете)
- У всех птиц одинаковое строение, у всех есть голова, клюв, перья, крылья, хвост, но почему же люди их называют по-разному?
Ответы детей.
- Птицы отличаются внешним видом, оперением, размером.
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Воспитатель показывает картинки и рассказывает о птицах.
* Ласточка – меньше воробья, окрас перьев темный, грудка белая, крылья широкие, хвост раздвоенный. Ласточки ловит комаров, мошек и других насекомых.
* Скворец – крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. Клюв прямой, длинный, помогает добывать из земли червячков.
* Грач – птица среднего размера, черного цвета с фиолетовым отливом. Истребляет вредных насекомых.
* Журавль – крупная птица с серебристо-серым оперением. Крылья большие, сильные. Длинные тонкие ноги, длинный клюв и шея необходимы журавлю для жизни на болоте. Когда ночи становятся длиннее и холоднее, журавли собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
* Лебедь – красивая, грациозная, гордая птица. Оперение ослепительно белое. Клюв красный, на лапах перепонки, чтобы легче плавать. Лебеди питаются листьями, стеблями растений, травой, мелкой водяной живностью. Когда водоемы покрываются льдом, лебеди улетают на юг.
* Дикая утка – среднего размера, серо-коричневого цвета. Окраска селезня яркая и нарядная. Живет на озерах и реках. Питается ряской, жучками, червячками, личинками. Утки улетают последними, когда реки и озера замерзают.
Игра «Закончи предложение»
- Утка серая, а лебедь…
- Журавль большой, а ласточка…
- Лебедь белый, а скворец…
- Грач – перелетная птица, а ворона…
Физминутка «Ласточки летели…»
- Ребята, а вы знаете, почему птицы улетают в теплые края? (наступают холода, трудно искать пищу, зимой нет насекомых)
- Как вы думаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно?
Предположения детей.
- Некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Перед полетом на юг они совершают пробные полеты, много едят, накапливают жир – в полете им подкрепиться негде. Птицы ориентируются на звезды, а если небо затянуто тучами и не видно звезд, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
- Ребята, как вы думаете, почему в народе говорится:
* Всякая птица своим пером гордится.
* У каждой пташки свои замашки.
* Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
Дети высказывают свое мнение.
Игра «Четвертый лишний»
* журавль, грач, курица, ласточка.
* медведь, лиса, лебедь, заяц.
* утка, скворец, ворона, лебедь.
* голубь, воробей, ласточка, синица.
- Птицы улетели в теплые края, но чтобы нам не было грустно, давайте сделаем из бумаги красивых птичек. Но прежде давайте подготовим наши пальцы.
Пальчиковая игра «Птичка»
1. Положите перед собой квадрат углом вверх. Согните его пополам, поднимая нижний угол.



2. Получился треугольник, «косыночка», перегните его пополам.


3. Разверните, опустите один угол (первый слой «косыночки»), чтобы он немного выходил за нижнюю сторону.


4. Согните деталь пополам.


5. Отогните углы (крылья) в разные стороны.


6. Дорисуйте глаз, клюв.






- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось больше всего? Что вы расскажете родителям, когда придете домой?




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»

Пустобаева Н.А., воспитатель

НОД в старшей группе «Перелетные птицы».

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах;

Формировать умение внимательно слушать вопрос, отвечать на вопросы

распространенными предложениями, делать простейшие выводы, излагать

свои мысли понятно для окружающих;

Развивать умения обобщать;

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

Формировать умение составлять небольшие рассказы по картинкам с

последовательно развивающимся действием.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, внимание, мышление;

Расширять словарный запас у детей;

Воспитательные задачи:

Обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

Воспитывать дружеское отношение, навыки взаимодействия и

сотрудничества.

Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до

Воспитывать доброжелательность, интерес к познанию нового.

Предварительная работа:

Чтение стихов, рассказов о птицах;

Рассматривание с детьми альбома «Перелетные и зимующие птицы»;

Дидактическая игра «Скажи наоборот»;

Оборудование:

Плакат с изображением дерева и пятью конвертами, картинки перелетных и

зимующих птиц, мольберт, картинки-схемы, мяч, цветные карандаши, листы

с заданием для индивидуального выполнения.

Организационный момент:

Воспитатель: «Ребята, послушайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?»

Дети: «Весной!»

Воспитатель: «Правильно! А кто к нам прилетает весной?»

Дети: «Перелетные птицы!»

Воспитатель: «Правильно. Посмотрите, ребята, на наше деревце. Что вы

Дети: «Конвертики!»

Воспитатель: «Правильно, ребята! В конвертиках у нас задания, если мы

правильно выполняем задание, то на наше деревце прилетает птичка! »

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: «Ребята, вы хотите узнать, какие птицы к нам прилетают?

Справимся со всеми заданиями?»

Дети: « Да!»

Воспитатель: «Откроем первый конверт и посмотрим задание! А в конверте

картинки! Ребята, кто нарисован на картинках?»

Дети: «Зимующие птицы!»

Воспитатель: « Почему вы так думаете?»

Дети: « Эти птицы остаются зимовать в наших краях».

Воспитатель: « А как можно описать этих птиц? Какие они?»

Дети: «Снегирь - красногрудый, толстоклювый. Воробей - маленький,

шустрый, прыгающий. Сорока - белобокая, длиннохвостая, стрекочущая.

Ворона - черная, каркающая. Голубь - серый»

Воспитатель: «Молодцы! Справились с заданием! А на деревце прилетела

птица! Как она называется?»

Дети: « Грач!»

    Грач - Перья у грача черные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое.

Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким

клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Воспитатель:

Посмотрите ребята тут еще много разных перелетных птиц. Как они называются?

    Утка - птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

    Журавли - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

    Ласточка. Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

    Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чѐрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Воспитатель: «Правильно! Посмотрим следующий конверт. Ребята,

внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ!»

(Дети рассматривают картину А. Соврасова «Грачи прилетели» и

рассказывают рассказ)

Воспитатель: «Правильно! Вы славно потрудились, давайте немного

отдохнем».

Физкультминутка:

« Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными».

Воспитатель: «Посмотрим, что нас ожидает дальше. Открываем следующий

конверт. Ребята, а тут какой-то беспорядок. Перепутанные предложения. Я

вам буду зачитывать предложения, а вы подумайте и скажите, как нужно

правильно составить предложение. Слушайте. Солнце греет, потому что тают

сосульки. Солнце печет, потому что на деревьях набухают почки. Наступила

весна, потому что проснулся медведь. Стало теплее, потому что прилетели

птицы. Солнце греет жарче, потому что растаял снег. Снег растаял, потому

что появились первые цветы».

Дети: «Тают сосульки, потому что солнце греет. На деревьях набухают

почки, потому что солнце печет. Проснулся медведь, потому что наступила

весна. Прилетели птицы, потому что стало теплее. Растаял снег, потому что

солнце греет жарче. Появились первые цветы, потому что снег растаял».

Воспитатель: Заглянем в следующий конверт! Ребята, а в конверте мяч.

Поиграем с вами в игру, я называю слово, а вы говорите мне

противоположное по значению! Поиграем?

Дети: «Да!»

Воспитатель: « Веселый, маленький, старый, худой, сухой, белый, идти

Плакать, отдыхать, подниматься, умный, острый, молчать, встать, чистить,

бежать, тупой, добрый, длинный, быстрый, далекий».

Дети: «Грустный, большой, молодой, мокрый, черный, стоять, смеяться,

работать, спускаться, глупый, тупой, говорить, сесть, пачкать, стоять,

острый, злой, короткий, медленный, близкий!»

Воспитатель: «Правильно! Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите какие

из птиц перелетные».

Воспитатель: «Почему вы так думаете?»

Дети: «Эти птицы улетают зимовать в теплые края, а весной возвращаются

обратно!»

Воспитатель: «Правильно! Ребята, давайте вспомним какие задания вы

сегодня выполняли?»

Дети: «Мы сегодня рассматривали зимующих птиц, составляли рассказ по

картине, в перепутанных предложениях восстанавливали порядок.

Воспитатель: «Молодцы, справились со всеми заданиями!»

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.