План совместных работ на выполнение окр пример. Выполнение окр или договор подряда? Используемые сокращения при выполнении НИР и ОКР в сфере ГОЗ

Комплекс работ по конструированию нового продукта обычно включает три относительно самостоятельные стадии ОКР (табл.1): 1) подготовительную; 2) разработку проектной документации; 3) разработку рабочей документации.

Таблица 1 Стадии и этапы ОКР

Стадия

Этап

Основные задачи и состав работ

Подготовительная

Разработка ТЗ на ОКР

Составление проекта заказчиком

Проработка проекта исполнителем

Установление перечня контрагентов и согласование с ними частных ТЗ

Согласование и утверждение ТЗ

Разработка проектной документации

Техническое предложение

(является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта)

Выявление дополнительных или уточненных требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ:

  • -проработка результатов НИР;
  • -проработка результатов прогнозирования;
  • -изучение научно-технической информации;
  • -предварительные расчеты и уточнение требований ТЗ

Эскизное проектирование

(служит основанием для технического проектирования)

Разработка принципиальных технических решений:

  • -выполнение работ по этапу технического проектирования, если этот этап не проводился;
  • -выбор элементной базы разработки;
  • -выбор основных технических решений;
  • -разработка структурных и функциональных схем изделия;
  • -выбор основных конструктивных элементов;
  • -метрологическая экспертиза проекта;
  • -разработка и испытание макетов

Техническое проектирование

Окончательный выбор технических решений по изделию в целом и его составным частям:

  • -разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем;
  • -уточнение основных параметров изделия;
  • -проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте;
  • -разработка проектов ТУ на поставку и изготовление изделия;
  • -испытание макетов основных приборов изделия в натуральных условиях

Разработка рабочей документации

Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца

Формирование комплекта конструкторских документов:

  • -разработка полного комплекта рабочей документации;
  • -согласование ее с заказчиком и заводом-изготовителем серийной продукции;
  • -проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию;
  • -изготовление в опытном производстве опытного образца;
  • -настройка и комплексная регулировка опытного образца

Предварительные

испытания

Проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и определение возможности его предъявления на государственные (ведомственные) испытания:

  • -стендовые испытания;
  • -предварительные испытания на объекте;
  • -испытания на надежность

Государственные

(ведомственные)

испытания

Оценка соответствия требованиям ТЗ и возможности организации серийного производства

Отработка документации по результатам испытаний

Внесение необходимых уточнений и изменений в документацию

Присвоение документации литеры О1

Передача документации заводу-изготовителю

Первая стадия - подготовительная. На подготовительной стадии конструирования нового продукта обосновывается необходимость его создания и согласовывается состав его основных технико-экономических параметров. На этой стадии изучается рыночная ситуация, проводятся маркетинговые исследования, анализируется и прогнозируется спрос на новый продукт, устанавливаются технологические ограничения на условия производства нового продукта.

Результаты расчетов и согласований отражаются в утверждаемом техническом задании (ТЗ) на разработку. Этот важнейший документ содержит наиболее существенные характеристики проектируемого продукта, детализируемые по следующим аспектам: состав изделия и требования к его комплектации, показатели назначения, требования к надежности, безопасности, технологичности, унификации и т.д. На подготовительной стадии осуществляется регламентация процесса выполнения проекта: определение состава этапов и работ, последовательности и календарных сроков их выполнения, установление состава исполнителей и распределение заданий между ними, выявление контрагентов и планирование кооперации. Планирование и организация работ по проекту включает определение организационной формы проведения работ (самостоятельно или сторонней организацией), формирование рабочих групп, составление календарных графиков работ по проекту, расчет потребных ресурсов и их обеспечение и т.п. управление опытный конструкторский разработка

Вторая стадия - - предусматривает выполнение комплекса работ, определяющих концептуальные решения по новому продукту. Эта стадия проектирования продукта включает выполнение трех этапов разработки 1) технического предложения, 2) эскизного проекта и 3) технического проекта.

Вторая стадия - разработка проектной документации . Эта стадия предусматривает выполнение комплекса работ, определяющих концептуальные решения по новому продукту: выбор принципа действия, общую компоновку продукта, требования к составу узлов и функциональных блоков, инженерный и стоимостной анализ функциональной структуры продукта, проведение экспериментальных работ и испытаний отдельных узлов и компоновочных решений и т.д. Эта стадия проектирования продукта включает выполнение трех этапов разработки 1) технического предложения, 2) эскизного проекта и 3) технического проекта.

Техническое предложение - совокупность конструкторских документов, содержащих технико-экономическое обоснование разработки необходимой документации изделия на основании анализа ТЗ, различных вариантов возможных конструкторских решений, патентных исследований и т.д. Документам присваивается литера «П ».

Эскизный проект включает документы, содержащие принципиальные конструкторские решения, которые дают представление об устройстве и принципе работы изделия, а также данные, определяющие его основные параметры и габаритные размеры. Документам присваивается литера «Э ».

Технический проект - совокупность документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве изделия, и исходные данные для разработки рабочей документации. При необходимости изготавливаются и испытываются макеты экспериментальных образцов. Документам присваивается литера «Т ».

Завершение каждого из перечисленных этапов сопровождается, как правило, подготовкой соответствующей Проектной документации, проведением согласований с заказчиком по достигнутым промежуточным результатам.

На третьей стадии - разработке рабочей документации - осуществляется подготовка комплекта конструкторской документации, необходимой для материального воплощения проектируемого изделия. Рабочая конструкторская документация разрабатывается отдельно для опытного образца, для единичного, серийного и массового производства. При единичном типе производства рабочим конструкторским документам присваивают литеру «И ».

Рабочий проект предусматривает наиболее полную детализацию разрабатываемой конструкции, обеспечивающую возможность изготовления, контроля и приемки отдельных деталей и узлов, а также сборки, испытания и эксплуатации продукта у потребителя. Рабочая документация включает подготовку рабочих чертежей деталей, сборочных единиц и узлов изделия, производственной и эксплуатационной документации (паспорт изделия, описание для пользователя, инструкция по эксплуатации, документы сервисного обслуживания, гарантийная документация и пр.). При проведении инженерных расчетов обосновывается выбор системы допусков, проверяются размерные цепи, оптические, механические, электрические и прочие параметры, характеристики отдельных деталей и узлов. На этой стадии, среди прочей документации, составляются сводные спецификации деталей и узлов проектируемого изделия, необходимые для организации его производства, осуществляется кодирование конструктивных элементов нового продукта и конструкторской документации.

Спецификации составляются в виде специальных ведомостей деталей и узлов изделия, а также могут быть представлены в графической форме, отражающей иерархическую структуру построения изделия. Графическое представление спецификации выполняется в форме иерархической схемы узлового и по детального состава изделий. Конструкторские спецификации нового продукта являются важнейшим результатом ОКР, широко используемым в производственном менеджменте для организации нового производства, календарно-плановых расчетах в производственных подразделениях и планировании поставки по кооперации комплектующих деталей и узлов.

    Введение…………………………………………………………………….3

    НИР………………………………………………………………………….4

      Понятие…………………………………………………………........4

      Виды НИР……………………………………………………………4

      Регулирующие документы………………………………………….5

    ОКР………………………………………………………………………….7

    1. Понятие………………………………………………………………7

    2. Регулирующие документы………………………………………….7

    Организация НИОКР………………………………………………………9

    Значения НИОКР в развитии страны……………………………………11

    НИОКР в России, инвестиции…………………………………………...15

    Проведение НИОКР в России. Мифы и реальность…………………...16

    Заключение…………………………………………………………18

    Список литературы………………………………………………...19

Введение:

Постоянная модернизация и оптимизация производства просто необходима и сулит предприятиям не только рост прибыли, но и выпуск уникальной, превосходящей аналоги продукции, что приведет к лидирующему положению на рынке. Однако, интерес к НИОКР в нашей стране ничтожно мал, по сравнению со странами запада. Государство выделяет сотни миллионов на научные исследования и все равно результат почти не заметен. Нам, как сутдентам чья будущая работа тесна связана с инновациями, необходимо понимать: на каком уровне на данный момент находится эта система, какие на это причины и существуют ли перспективы в ее развитии.

Научно-исследовательская работа (НИР): Комплекс теоретических или экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания или модернизации продукции.

Основанием для выполнения НИР служит техническое задание (далее: ТЗ) на выполнение НИР или контракт с заказчиком. В роли заказчика могут выступать: технические комитеты по стандартизации, организации, предприятия, объединения, ассоциации, концерны, акционерные обществ и другие субъекты хозяйственной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности и подчинения, а также органы государственного управления, имеющие непосредственное отношение к разработке, производству, эксплуатации и ремонту продукции.

Выделяют следующие типы НИР:

    Фундаментальные НИР: научно-исследовательская работа, результатом которой являются:

    Расширение теоретических знаний.

    Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области;

    Научные основы, методы и принципы исследований.

    Поисковые НИР: научно-исследовательская работа, результатом которой являются:

    Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники;

    Открытие путей применения новых явлений и закономерностей.

    Прикладные НИР: научно-исследовательская работа, результатом которой являетются:

    Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий.

    Определение возможности проведения ОКР(опытно-конструкторской разработки) по тематике НИР.

Научно-исследовательская работа регламентируется следующими документами:

    ГОСТ 15.101 в нем отражены:

    общие требования к организации и выполнению научно-исследовательских работ;

    порядок выполнения и приемки НИР;

    этапы выполнения НИР, правила их выполнения и приемки

    ГОСТ 15.201 в нем отражены:

    Требования к ТЗ

    ГОСТ 7.32 в нем отражены:

    Требования к отчету о научно-исследовательской работе

Использующие . строго определено. производится затратным методом с возможным использованием аналогов. При определении величин затрат необходимо учитывать .
В госконтракт на выполнение НИР и (или) ОКР для оборонного заказа включаются условия о правах собственности на результаты интеллектуальной деятельности и работ.

Порядок выполнения опытно-конструкторских работ оборонного назначения

Порядок выполнения ОКР Гособоронзаказа определяет 15.203-2001. Данный стандарт принят взамен ГОСТ В 15.203 – 79 и ГОСТ В 15.204 – 79 советского времени.
Каждый отдельный этап ОКР объединяет работы, направленные на получение определенных конечных результатов, и характеризующиеся признаками их самостоятельного целевого планирования и финансирования.
При выполнении опытно-конструкторских работ по военной тематике устанавливают следующие этапы:
  • разработка эскизного проекта
  • разработка технического проекта
  • разработка рабочей конструкторской документации (РКД) для изготовления опытного образца изделия
  • изготовление опытного образца изделия и проведение предварительных испытаний
  • проведение государственных испытаний (ГИ) опытного образца изделия ВТ
  • утверждение РКД на изделие для серийного промышленного производства
Для организации и контроля выполнения НИОКР назначают руководителя темы. По НИР – научного руководителя, по ОКР – главного конструктора.

Аванпроекты в разработке военной продукции

В тех случаях, когда не проводились научно-исследовательские работы или отсутствуют достаточные исходные данные для составления задания на опытно-конструкторские работы выполняется аванпроект .
Аванпроект – это комплекс теоретических, экспериментальных исследований и проектных работ по обоснованию технического облика, технической и экономической возможности и целесообразности разработки сложной военной продукции.
Целью выполнения аванпроекта является обоснование возможности и целесообразности создания изделия, обеспечение его высокого технического уровня, а также определение вероятности воплощения концептуального замысла решения функциональных задач.
Основными задачами аванпроекта являются подготовка проекта ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР, сокращение сроков и снижения расходов на разработку оборонной продукции.

НДС по НИР, ОКР и ТР Гособоронзаказа

При определении цены и величин калькуляционных статей затрат при выполнении НИР и ОКР необходимо учитывать налогообложение реализации данных работ налогом на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии со статьей 149 Налогового Кодекса выполнение научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и технологических работ (РТ), относящихся к оборонному заказу, освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость .
Исполнитель Гособоронзаказа в соответствии со статьей 170 Налогового Кодекса обязан вести раздельный учет (раздельно учитывать суммы «входного» НДС, которые используются в облагаемых и необлагаемых НДС операциях).
Бухгалтерский учет НИР и ОКР оборонного заказа ведется в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

Нормативно-правовая база НИОКР оборонных заказов

Порядок выполнения НИР и ОКР в сфере гособоронзаказа определяют .
Методические рекомендации по утверждены Министерством науки и технической политики России 15 июня 1994 года N ОР-22-2-46 и протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года N 13 .
Порядок определения состава затрат на НИР и ОКР оборонного назначения утвержден приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 и протоколом ВПК от 26 января 2011 года № 1с .

Особенности калькуляции цены НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа

Новое Постановление о государственном регулировании цен оборонного заказа, вступившее в силу с начала 2018 года , существенно изменило законодательную базу в сфере ценообразования . Однако, .

Ценообразование НИР и ОКР по Постановлению №1465

В соответствии с действующим Положением, утвержденным Постановлением №1465 , основополагающим методом определения цены НИР и ОКР является затратный метод . Причем в последующие годы сформированная цена работ не подлежит индексации (п. 21 Положения), и не может быть определена методом индексации по статьям затрат (п. 27 Положения).
Цена научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ есть сумма обоснованных затрат на выполнение данных работ, включаемых в себестоимость, и прибыли .
Допускается формирование цены НИР и (или) ОКР посредством . При этом должна быть определена зависимость цены выбранной работы - аналога от ее основных потребительских параметров. Расчет цены работ необходимо производить с учетом отличий в отношении технических характеристик, сложности, уникальности и объемов выполняемых работ.
Основой формирования цены работ, отдельных видов затрат или трудоемкости работ могут служить экономико-математические модели.

Ценообразование НИОКР гособоронзаказа до 2018 года

Цена опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в сфере оборонного заказа может быть определена несколькими способами: методом калькулирования, методом индексации статей затрат , , , а также комбинацией перечисленных методов.
Калькулирование является основным методом расчета цен на НИР и ОКР .
Цены на НИОКР, срок выполнения которых превышают один год, определяются индексированием по статьям затрат исходя из сумм затрат на весь период работ, рассчитанных раздельно по каждому этапу в условиях каждого года их выполнения.

А также на . Аналоговый метод ценообразования применяется в комбинации с методами калькулирования и индексирования.

Применяется для определения цены на выполненные работы при отсутствии возможности ее установления методами калькуляции, индексирования, аналогов или их комбинаций.

Цена опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ формируется исходя из обоснованных затрат на выполнение работ и величины прибыли. Цена НИОКР в целом определяется путем суммирования цен этапов работ, проводимых в соответствии с тактико-техническим (техническим) заданием.

Аналоговый метод формирования цен НИР и ОКР

Расчет цены опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ аналоговым методом производится исходя из состава и величины фактических затрат ранее выполненных аналогичных работ с применением соответствующих «коэффициентов новизны».
При этом рекомендуется отдельно оценивать трудоемкость ранее выполненных аналогичных работ, состав и квалификацию непосредственных исполнителей.
Плановая калькуляция цены НИР или ОКР аналоговым методом составляется для каждого этапа работ.

Аналоговый метод ценообразования для военной продукции

Цена единицы продукции определяется на основе цены аналогичной по своему функциональному назначению продукции. В расчетах учитываются отличия в технических характеристиках, сложности и уникальности видов и объемов работ, а также уровень квалификации рабочих и специалистов.
Требуется установить зависимость цены на него от основных потребительских параметров. Определение цены на модернизированную продукцию аналоговым методом осуществляется исходя из приращений цен, обеспечивающих достижение заданных значений различных (в том числе новых) параметров продукции (геометрических, физических, химических, весовых, прочностных и других параметров).

Метод экспертных оценок расчета цен НИОКР гособоронзаказа

Предметом экспертной оценки могут как общая цена, так и затраты по отдельным статьям калькуляции или этапам работ.
Основанием для принятия решения об определении цены может быть экспертное мнение научно-технического совета или руководителя темы (научного руководителя НИР, главного конструктора ОКР).

При формировании цены на НИР и ОКР методом экспертных оценок следует учитывать все факторы, которые могут оказать влияние на выполнение работ и позволят обосновать полученный результат. Для этого необходимо отдельно оценивать состав и квалификацию единственных исполнителей НИР и ОКР, наличие материально-технической базы, трудоемкость выполнения работ, потребность в материальных ресурсах, состав и квалификацию исполнителей, планируемых к привлечению единственными исполнителями НИР и ОКР для выполнения составных частей НИР и ОКР.

Расчет цены НИР или ОКР экспертным методом целесообразно производить по каждому этапу НИР или ОКР и в комбинации с другими методами определения цены.

Состав комплекта РКМ по военным НИОКР

Как правило, срок выполнения НИР и ОКР по оборонному заказу превышает один год. Поэтому обоснование цены работ оформляется по формам, позволяющим представлять данные по каждому году выполнения работ раздельно. Нумерация таких типовых форм РКМ использует букву «д ».
Кроме того, для обоснования затрат и цены научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ информация представляется отдельно по каждому .

Формы РКМ по НИР и ОКР до 2018 года

Комплект РКМ для обоснования цены НИОКР по оборонному заказу, выполняемых более одного года, оформляется по формам Приложений N 1д – 15д к приказу ФСТ от 09.02.2010 N 44-а или же по формам приказа ФСТ от 24.03.2014 N 469-а (Форма N 1 НИОКР, Форма N 2 НИОКР, Форма N 3 НИОКР, Форма N 4 НИОКР, Форма N 4.1 НИОКР, Форма N 5 НИОКР, Форма N 5.1 НИОКР, Форма N 5.2 НИОКР, Форма N 5.3 НИОКР, Форма N 6 НИОКР, Форма N 6.1 НИОКР, Форма N 7 НИОКР, Форма N 8 НИОКР, Форма N 9 НИОКР, Форма N 9.1 НИОКР, Форма N 9.1.1 НИОКР, Форма N 9.2 НИОКР, Форма N 9.3 НИОКР, Форма N 10 НИОКР, Форма N 10.1 НИОКР, Форма N 11 НИОКР).
Формы документов, введенные в действие Приказом уже расформированного ФСТ России от 24.03.2014 №469-а, разработаны в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года №1119, которое утратило силу 7 марта 2017 года (Постановление Правительства РФ от 17.02.2017 №208).
Тем не менее, действие форм документов Приказ №469а отменено не было. Из утвержденных форм этого приказа в тот год была отменена только форма запроса о прогнозных ценах (Приказ ФАС России от 17.07.2017 №947/17).
Действие типовых форм, утвержденных приказами ФСТ №44 и №469-а, отменено в марте 2018 года .

Действующие формы РКМ по НИОКР

Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 утверждены новые типовые формы. Приказ вступил в силу 3 марта 2018 года .
В типовых формах Структуры цены и Калькуляции затрат для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусмотрено две специальные статьи: «затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ» (5) и «затраты по работам, выполняемым сторонними организациями» (13), включая «затраты сторонних организаций по выполнению составных частей» (13.1) и «другие работы и услуги, выполняемые сторонними организациями» (13.2).
Кроме того, Приказом №116/18 для НИОКР введены отдельные типовые формы расшифровок: Форма №7 (7д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат по работам (услугам), выполняемым организациями-соисполнителями»; Форма №9 НИР (ОКР) «Расшифровка основной заработной платы»; Форма №15 (15д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат на специальное оборудование»; Форма №15.1 (15.1д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат на изготовление специального оборудования собственными силами».
Представление информации для обоснования цены НИОКР и затрат на их выполнение производится по типовым формам в отдельности по каждому этапу работ и по годам выполнения работ. Допускается определение трудоемкости работ в чел/часах.

Вид цены НИОКР

Порядок и условия применения вида цены на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ установлен Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства от 02.12.2017 №1465) .
Выбор вида цены осуществляется с учетом вида работ, их продолжительности и наличия исходных данных для определения экономически обоснованной цены .
При заключении контракта на проведение НИР и (или) ОКР по перспективным направлениям разработки новых образцов военной продукции, на проведение поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ, применяется ориентировочная (уточняемая) цена или цена, возмещающая издержки .

Используемые сокращения при выполнении НИР и ОКР в сфере ГОЗ

Российские военные стандарты по НИР и ОКР

Российские государственные национальные военные стандарты обозначают литерами «РВ» (ГОСТ РВ). Новые стандарты вводятся взамен советских, обозначаемых литерой «В» (ГОСТ В).

Обоснование цены «неГОЗовских» НИОКР

Приказом Минпромторга России №1788 от 11.09.2014 утверждена Методика определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов (НМЦК) на выполнение научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и технологических работ (ТР). Данная методика накладные для ОКР и ТР – 250% от ФОТ
  • накладные для НИР – 150% от ФОТ
  • прочие прямые – 10% от ФОТ
  • рентабельность для ОКР и ТР – 15% от себестоимости
  • рентабельность для НИР – 5% от себестоимости
  • "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 16

    Общество выполнило опытно-конструкторские работы (ОКР) в рамках государственного оборонного заказа по техническому заданию иностранного заказчика (китайской компании). Специфика данной сделки заключается в том, что, учитывая специальное регулирование отношений в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, она была заключена не напрямую с зарубежным партнером, а в рамках договора комиссии с государственным посредником по экспорту (импорту) продукции военного назначения.

    Споры с контролерами по вопросу определения места реализации указанных работ в целях обложения НДС дошли до Президиума ВАС РФ. Забегая вперед, скажем, что резолютивная часть решения на момент опубликования данного материала уже известна. Заинтригуем читателя - не будем сразу ее озвучивать. Считаем, что необходимо поэтапно разобраться в этой запутанной истории.

    Обстоятельства спора

    Итак, государственное предприятие заключило контракт с китайской компанией по импорту и экспорту продукции, приняв на себя обязательства по обеспечению военно-технического сопровождения работ.

    В силу того что данный контракт был заключен в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, предполагалось, что сделка будет осуществлена предприятием как государственным посредником по экспорту (импорту) продукции военного назначения от своего имени, однако (!) за счет компании, с которой это предприятие заключило договор комиссии , в соответствии с условиями которого компания обязуется выполнить опытно-конструкторские работы по техническому заданию иностранного заказчика и передать комплект документации и опытный образец на условиях, предусмотренных контрактом , заключенным государственным предприятием с иностранным заказчиком .

    Особенности сферы взаимодействия

    Прежде чем углубиться в сам спор, явившийся предметом судебных разбирательств, считаем необходимым отметить следующее. Сфера взаимодействия обозначенных выше трех контрагентов (иностранный заказчик, исполнитель и компания-комитент), а именно военно-техническое сотрудничество, весьма специфична и непроста. В ней возможно осуществление только тех видов деятельности, которые прямо разрешены, и теми лицами, которым это прямо разрешено.

    Отношения в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, государственное регулирование и финансирование работ в ней, порядок участия в осуществлении данного сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения устанавливает Закон N 114-ФЗ <1>, в соответствии со ст. 1 которого под военно-техническим сотрудничеством понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения, которой признаются вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области. К ней относятся и результаты ОКР по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники (абз. 17 ст. 1 Закона N 114-ФЗ).

    <1> Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".

    В соответствии с положениями Государственного военного стандарта РФ ГОСТ РВ 15.203-2001 <2> (далее - Стандарт) ОКР признается комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия военной техники (ВТ), изготовлению и испытаниям опытного образца (опытной партии) изделия ВТ, выполняемым при создании (модернизации) изделия ВТ по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика) (п. 3.1.1 Стандарта).

    <2> "Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей". Вступил в силу 01.01.2003.

    Статья 12 Закона N 114-ФЗ закрепляет право организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, на участие в военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами. Так, согласно п. 1 данной статьи внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения могут осуществлять федеральные государственные унитарные предприятия (государственные посредники), созданные по решению Президента РФ, акционерные общества, 100% акций которых принадлежат РФ или госкорпорации, а также государственная корпорация "Ростехнологии" <3>.

    <3> Создана РФ на основании Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии".

    Примечание. Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности российскими физическими лицами (п. 4 ст. 6 Закона N 114-ФЗ).

    Данную деятельность могут осуществлять и иные российские организации, но при соблюдении ряда условий: во-первых, это должны быть разработчики и производители продукции военного назначения; во-вторых, данные лица должны получить право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; в-третьих, не менее 51% акций (долей) таких лиц должны принадлежать РФ.

    Обратите внимание! Субъектами гражданско-правовых отношений в области экспорта продукции военного назначения могут быть не любые, а строго определенные лица, получившие на это право в установленном порядке.

    Действующие лица

    Как можно отметить, чужих в данной сфере не бывает. Итак, действующие лица нашей истории:

    • китайская компания (далее - иностранный заказчик);
    • федеральное государственное унитарное предприятие (далее - исполнитель). Действительно, предприятие "Рособоронэкспорт", заключившее контракт с иностранным заказчиком, является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (п. 1 Устава предприятия <4>), в соответствии со ст. 1 Закон N 114-ФЗ являющейся продукцией военного назначения в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и получения прибыли от этой деятельности (п. 10 Устава предприятия);
    • общество, с которым исполнитель заключил договор комиссии и которое является главным действующим лицом, поскольку в результате проведенной выездной налоговой проверки в отношении его и возникли споры с контролерами, приведшие к череде судебных разбирательств. Согласно договору комиссии общество (комитент) обязано выполнить ОКР, изготовить и поставить конструкторскую документацию на специзделие, его математическую модель и опытный образец <5> на условиях, предусмотренных контрактом, заключенным исполнителем с иностранным заказчиком <6>.
    <4> Указ Президента РФ от 06.01.2001 N 8 "Об утверждении Устава федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт".
    <5> Опытный образец изделия ВТ - изделие ВТ, изготовленное в ходе выполнения ОКР по вновь разработанной рабочей конструкторской и технологической документации для принятия на вооружение (снабжение, эксплуатация, использование по назначению) и постановки на производство (п. 3.1.11 Стандарта).
    <6> Государственный контракт на выполнение ОКР - контракт, заключаемый заказчиком и исполнителем ОКР, предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение ОКР (п. 3.1.17 Стандарта).

    Позиция налогоплательщика

    Общество, полагая, что выполняет ОКР в рамках исполнения обязательств перед иностранным заказчиком, исходило из того, что местом реализации этих работ территория РФ не признается (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ) и, соответственно, данные операции не являются объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).

    Напомним читателям, что вышеуказанными нормами установлено правило определения места реализации работ (услуг). Здесь главным критерием выступает место осуществления деятельности покупателя. Так, территория РФ считается местом осуществления деятельности покупателя в случае его фактического присутствия на территории РФ на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство) (абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть, если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ, местом реализации работ признается территория РФ и, соответственно, сумма НДС подлежит уплате в бюджет РФ. Данное положение применяется, в частности, при проведении ОКР. Таким образом, в случае если покупателем указанных услуг является иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг территория РФ не признается и, соответственно, эти услуги НДС в РФ не облагаются (Письма Минфина России от 08.09.2011 N 03-07-08/276, УФНС России по г. Москве от 19.05.2011 N 16-15/49161).

    Позиция налоговиков

    Контролеры, напротив, пришли к выводу о неправомерном применении обществом положений ст. 148 НК РФ, определяющих место реализации работ (услуг), посчитав, что результатом исполнения налогоплательщиком обязательств явилась поставка на экспорт через комиссионера комплекса имущества военного назначения (технической документации и опытного образца). Полагаем, основанием для подобных выводов послужило следующее. Исполнитель (в соответствии с договором комиссии - комиссионер) в рамках договора принимает на себя, в частности, обязательства по:

    • обеспечению юридического и банковского сопровождения экспортных операций, связанных с выполнением работ, поставкой имущества и документации заказчику;
    • обеспечению за счет комитента получения экспортной лицензии на выполненные работы, поставляемое имущество и документацию, а также оформлению паспорта сделки;
    • регистрации силами таможенного брокера экспортной лицензии в таможенном органе, таможенному оформлению имущества и документации;
    • организации наземной обработки имущества и документации в аэропорту отгрузки, а также организации авиаперевозки и экспедированию имущества и документации.

    Учитывая специфику нормативно-правового регулирования в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, проанализировав условия представленных в рамках налоговой проверки контракта и договора комиссии, а также изучив имеющиеся в деле документы (счета-фактуры, ГТД и т.д.), инспекция установила, что исполнителю по контракту было выдано заключение на экспорт продукции военного назначения, поставляемой по договору комиссии. Вывоз технической документации оформлялся лицензиями на вывоз продукции военного назначения. В контракте сторонами согласованы условия поставки продукции, требования к процедуре ее доставки, таре и упаковке. По мнению контролеров, грузовыми таможенными декларациями подтверждается вывоз на экспорт документации технического проекта.

    Налоговики заострили внимание еще на одном немаловажном моменте. Согласно положениям ст. 1371 ГК РФ исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при исполнении договора на выполнение ОКР, предоставляются заказчику при условии наличия в договоре соответствующего условия. При отсутствии такого условия исключительные права принадлежат исполнителю. В этом случае заказчик вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать созданные таким образом изобретение, полезную модель или промышленный образец в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента без выплаты за это использование дополнительного вознаграждения.

    В рассматриваемом случае исключительные права в отношении интеллектуальной собственности, полученной в ходе ОКР по договору с иностранным заказчиком, остались на территории РФ. Как следует из материалов дела, предприятие передало иностранному заказчику документацию и опытный образец изделия, однако (в соответствии с договором) не передало исключительных прав на результат интеллектуальной собственности. Более того, в силу особенностей заключенной сделки данные права остались за исполнителем, то есть на территории РФ. Дело в том, что в соответствии с заключенным контрактом все исключительные права на интеллектуальную собственность, в том числе изобретения, образцы и другие научно-технические результаты, принадлежат исполнителю.

    В силу того что рассматриваемые договорные отношения не могут быть квалифицированы как выполнение ОКР, поскольку исключительные права на результаты работ иностранному заказчику не передавались, инспекция сочла, что в пользу его была осуществлена экспортная поставка изделия (конструкторская документация на специзделие, его математическая модель и опытный образец). Соответственно, местом реализации ОКР, по мнению налоговиков, является Россия, а сделка с иностранным контрагентом является экспортом товара, реализация которого облагается по ставке 0%.

    В итоге инспекция начислила обществу НДС по ставке 18% в связи с непредставлением по истечении 180 дней необходимых для подтверждения нулевой ставки документов (ст. 165 НК РФ).

    Борьба до победного конца

    Суды трех инстанций поддержали позицию контролеров о совершении обществом действий по экспортной поставке продукции. Тем не менее считаем: налогоплательщик максимально результативно для себя инициировал пересмотр этого дела в ВАС РФ, тем более что цена вопроса немалая - по данному эпизоду рассматриваемого дела она составила свыше 15 млн руб. Оспаривая выводы судов, общество "сыграло" на особенностях правового характера заключенного договора.

    Правовое регулирование отношений, связанных с созданием новых результатов интеллектуальной деятельности, осуществляется гл. 38 ГК РФ. Определение договора на выполнение ОКР дано в п. 1 ст. 769 ГК РФ, в соответствии с нормами которого исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик - принять работу и оплатить ее. Иными словами, договоры на выполнение ОКР оформляют отношения по созданию новых результатов интеллектуальной деятельности, прежде всего научно-технической продукции: новых материалов, устройств, технологий, а также непосредственно проведение самих исследований по их созданию. Исполнитель обязуется на основании технического задания заказчика разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, а заказчик - принять работу и оплатить ее. Далее, рассуждая в заданном ключе, общество разграничивает "договор на выполнение ОКР" и "договор поставки". По его мнению, главное различие заключается в том, что по договору поставки покупателю передается вещь, приобретенная у третьих лиц или изготовленная поставщиком, но не имеющая индивидуальных особенностей (серийная модель), в то время как по договору на выполнение ОКР разрабатывается образец нового изделия в соответствии с потребностями, определяемыми заказчиком в техническом задании. При этом выполнение ОКР всегда сопряжено с получением определенного результата, имеющего овеществленный характер, - образца нового изделия или конструкторской документации.

    Доказывая, что заключенный контракт по своей природе является договором на выполнение ОКР, местом выполнения которых признается место нахождения заказчика (в данном случае - территория иностранного государства), и мотивируя свою точку зрения условиями заключенного контракта, общество рассуждает следующим образом. Контрактом установлено, что для выполнения технического задания заказчика исполнитель выполнит работы , а также поставит ему документацию и имущество . Содержание данных терминов также определено контрактом:

    • под термином "работы" понимаются ОКР по разработке документации, изготовлению специзделия, услуги, оказываемые исполнителем заказчику по сдаче имущества и документации, а также консультации по результатам выполненной работы;
    • под термином "документация" понимается комплект конструкторской документации на специзделие и математическую модель, разработанный исполнителем для передачи заказчику;
    • под термином "имущество" имеется в виду образец специзделия, разрабатываемый исполнителем в соответствии с техническим заданием иностранного заказчика.

    Соответственно, заключенный контракт по своей природе является договором на выполнение ОКР, местом выполнения которых признается место нахождения заказчика (иностранного государства). А то обстоятельство, что исключительные права на результат работ иностранному заказчику не передавались, не может рассматриваться как основание для иной квалификации предмета контракта.

    Итог таков. Коллегия судей ВАС РФ в Определении от 10.05.2012 N ВАС-2296/12 о передаче данного дела в Президиум ВАС РФ, не согласившись с выводами нижестоящих судов, указала, что разрешение вопроса о принадлежности исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении ОКР, не влияет на квалификацию данного договора как договора подрядного типа.

    * * *

    На заседании, состоявшемся 17.07.2012, Президиум ВАС РФ отменил решения нижестоящих судов, не передавая дело на новое рассмотрение. Отметим, что на момент подготовки материала редакции была известна лишь резолютивная часть решения. Однако, чтобы сделать окончательные выводы в отношении данной ситуации, необходимо дождаться самого текста судебного акта, о появлении которого мы в обязательном порядке проинформируем читателя.

    Н.В.Фирфарова

    Редактор журнала

    "Актуальные вопросы

    бухгалтерского учета и налогообложения"

    2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.