Христианская жизнь. Пророк Иона - пророк поневоле

Было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня».

И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня. И пришёл в Иоппию, и нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошёл в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от неё. Иона же спустился во внутренность корабля, лёг и крепко заснул.

И пришёл к нему начальник корабля и сказал ему:

Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему. Может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.

И сказали друг другу:

Пойдём, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда.

И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда сказали ему:

Скажи нам, за кого постигла нас эта беда? Какое твоё занятие, и откуда идёшь ты? Где твоя страна, и из какого ты народа?

И он сказал им:

Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

И устрашились люди страхом великим и сказали ему:

Для чего ты это сделал? - ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.

И сказали ему:

Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? - ибо море не переставало волноваться.

Тогда он сказал им:

Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.

Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море всё продолжало бушевать против них. Тогда воззвали они к Господу и сказали:

Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную. Ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!

И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал:

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: «Отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой». Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшёл, земля своими запорами навек заградила меня. Но Ты, Господи Боже мой, изведёшь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!

Иона. Миниатюра из Минология Василия II (976-1025). Ватиканская библиотека. Рим.

История о том, как человека проглотил кит – одна из самых необычных в Библии. Это случилось в восьмом веке до Рождества Христова. Глас Божий указал пророку Ионе отправиться в столицу Ассирийского государства, город Ниневию и призвать ее жителей к покаянию. Но пророк испугался. Ведь Сам Господь сказал, что жители Ниневии творят страшные злодеяния. Идти в это осиное гнездо Ионе совсем не хотелось, и он бросился бежать, а точнее сел на корабль, чтобы уплыть как можно дальше от этой ужасной Ниневии и ее жителей.

Устроившись в трюме, пророк сладко спал, когда на море разыгралась настоящая буря. Моряки молились, но шторм не стихал. Тогда капитан судна спустился в трюм, разбудил пассажира и попросил его помолиться вместе с командой. Иона не обладал отчаянной храбростью, но был человеком честным. Он сразу понял, что буря разыгралась из-за него, и признался в этом. «Возьмите меня, и бросьте в море!» - смирено сказал он морякам. Те долго не решались на этот шаг, но буря не утихала, а пророк настаивал. Наконец, моряки бросили пророка за борт. Море тут же успокоилось.

Пророк Иона не погиб. В Библии говорится, что Господь повелел большому киту поглотить его. Иона провел во чреве кита три дня и три ночи, и все это время незадачливый беглец горячо молился, прося Бога простить его за непослушание. И Господь внял его молитве. В третий день зверь подплыл к берегу и изверг пророка на сушу.

Многие из тех, кто читал «Книгу пророка Ионы» задавались вопросом: можно ли быть проглоченным китом и выжить? Оказывается, можно. В апреле 1947 года американский журнал «Естественная история» опубликовал статью, которая приковала внимание зоологов.

Комментарий эксперта:

В статье приводился рассказ китобоев о том, как в 1891 году огромный кашалот потопил у берегов Аргентины шлюпку с китобойного корабля «Звезда Востока». Когда матросы потопленной шлюпки добрались до корабля, оказалось, что один из них исчез. Китобои не собирались прекращать охоту и, в конце концов, убили кита. А на следующий день, разделывая его тушу, они обнаружили в ней своего товарища. Он был жив! Несчастный находился без сознания, а кожа на открытых местах стала белоснежной под действием желудочного сока животного. Впрочем, больной вскоре пришёл в себя, а через месяц окончательно поправился.

В «Книге пророка Ионы» не указано, какой именно кит проглотил человека. Зоологи утверждают, что это не мог быть голубой кит. Крупный объект просто не пролезет ему в глотку. Более вероятным кандидатом выглядит кашалот. Среди моряков до сих пор жива легенда о живом человеке, извлеченном из тела кашалота в 1758 году в Средиземном море. И все-таки, по мнению ученых, человек, проглоченный кашалотом, неизбежно должен умереть если не от едкого желудочного сока, то по крайней мере от недостатка воздуха. Может быть, у зоологов есть другие версии?

Комментарий эксперта:

Теоретически это может быть финвал, второй по величине вид кита. Финвал, достигающий 26 метров в длину, дышит воздухом, поэтому в голове у него есть воздушная камера, являющаяся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить предмет, кит проталкивает его в эту камеру. Об этом пишет в своей книге «Тайны четырех океанов» моряк и писатель Владимир Шигин. В этой камере вполне может поместиться взрослый человек. Но есть и более интересная деталь. Если в такую воздушную камеру попадает предмет слишком крупный, чтобы пройти дальше, то финвал изрыгает его обратно. Именно это и произошло с Ионой.

Есть и другой кандидат на роль живой подводной лодки – косатка. Это крупнейшее плотоядное млекопитающее семейства дельфиновых. Косатка запросто заглатывает тюленя весом в три центнера, а ее желудок устроен так, что имеет предварительную камеру, своего рода склад, где хранится добыча до того, как пойдет в пищу.

История пророка Ионы долгое время воспринималась как чудо. Но ученые убеждены, что с научной точки зрения в ней нет ничего невероятного. Человек действительно может выжить, побывав во чреве кита. Впрочем, смысл самой истории от этого не меняется. Пример Ионы учит нас тому, что у Господа все возможно. Главное – не отказываться от пути, предначертанного нам Богом, и тогда Он непременно услышит нас и не оставит Своей милостью.

Антоний Виерикс. «Кит извергает Иону на сушу», конец XVI-начало XVII века.

Пророк Иона. Миниатюра 15 века.

Джулио Пиппи. Пророк Иона, извергаемый китом.

Пророк Иона и кит. Иран, 14 век. Лист из сборника летописей.

Поль Гюстав Доре. Пророк Иона выходит из пасти кита.

Ян Брейгель Старший (1568-1625). Иона выходит из пасти кита.

Иона пророк в чреве кита. Византийская миниатюра 9 века.

Сюжет «пророк Иона в чреве кита» описывается в Книге пророка Ионы (ивр. יוֹנָה‎) — девятнадцатая часть Танаха и пятая часть «малых пророков» Ветхого завета Библии (Ион.1:1-16, 2:1-10)

В Музей Техногенной Магии эта история помещена как пример позитивного узнаваемого описания путешествия в деревянном наборном корабле, очень большом по сравнению с использовавшимися в то время долблеными лодками-однодеревками и вязаными из тростника, папируса бунтовыми судами.


Согласно Библии, Иона плыл по Средиземному морю на корабле в Фарсис. Во время шторма будто бы выброшен командой корабля за борт. Иона описывает обычное утопление «вверг меня в глубину», «объяли меня воды», «морской травой обвита голова моя». Далее повествуется о необычном спасении "И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи." А затем был выпущен китом на берег в Ливане.

Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита (3 Макк.6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов.14:8). Затем Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.

Оригинальное название пожирателя Ионы — «большая рыба», «даг гадол», было переведено на греческий как «кетос мегас», что потом было сокращено до просто кита. В славянские языки термин «кит» попал из греческого, в котором Ketos, или Keto сперва означало древнегреческую богиню глубин, а позже — любое морское чудовище.

Ближе всего к разгадке подошла Е.П. Блаватская, которая предположила, что выражение "великий кит" происходит от слова Keto — имени Дагона, бога рыб. Иона, по ее мнению, был в действительности помещен в каюту, выдолбленную внутри гигантской статуи Дагона.

Такие древние иллюстрации сюжета на первый взгляд могли бы быть намеком на показанную ниже триеру, но кораблик маловат для поражения воображения и вообще "пасть кита" находится не на носу, а на корме, что будет показано далее . Опять же, доски на современной реконструкции слишком идеальные и не внахлест, поэтому и не напоминают рыбью чешую.

Кстати, даже в 13 веке н.э. кита изображали по-рыбьему, видно не было рисовальщиков среди китобоев. Зато процесс вытапливания китового жира (ворвани) показан вполне реалистично:

Кит. Картинка из бестиария Харли (Англия, 13 век)

В качестве ликбеза дадим несколько пояснений об общем устройстве морского судна, корабля, называемого Блаватской «гигантской статуей бога рыб».

По чисто техническим причинам корма изначально стала главной частью судна, поскольку там располагался кормчий (рулевой), управлявший кормилом (рулевым веслом). На больших парусных судах именно на корме уютно размещался «мозг» - капитан с помощниками, рулевое колесо, компас и пр. оттуда хорошо видно все паруса, направление движения судна и вообще всю обстановку на палубе.

Кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы называется «ют» (от нидерл. hut). Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Поначалу каюты были только на юте, и только для начальства. А всякие матросики расползались спать и кушать как тараканы по разным щелям - куда придется.

В противоположность корме носовая часть корабля была наименее почетная, именно там находился гальюн (туалет) и поэтому красивые ростральные, носовые фигуры корабля также именовались гальюнными фигурами.

Отсюда видно что даже физиология «большой деревянной рыбы» вполне совпадает с живыми организмами, только двигается «хвостом вперед».

На верхнем изображении "морда большой рыбы" достаточно выразительная, особенно если представить вечернюю подсветку фонарями, и даже чем-то похожа на фантазийную гравюру:

Теперь можно сравнить с первыми иллюстрациями, где Иона без всякой паники со свитком в руках выглядывает из пасти "огромной рыбы", несущей его в море и представить как выглядел Иона на балконе ЮТа, где он не просто приЮТился, а уЮТно устроился в каЮТе:

Старинное название располагавшихся на корме шканцев и юта — ахтерзейль-кастель (от jacht - яхта, zee - море, kasteel - замок) - "замок морского судна". Действительно дворец, снаружи несколько устрашающе, но внутри очень комфортно:

Для непосвященных такие морды покажутся страшноватыми, особенно размерчики

Теперь рассмотрим внутреннее строение кита Ионы без "чешуи" внешней обшивки:

"Скелет кита Ионы" называются судовым набором , "рёбра кита" называются шпангоутами

Старинный судовой набор и современная игрушечная модель:

Тема: Иона убегает от Бога.

Истина: Бог видит нас везде.

Цель: Учить детей не огорчать Бога плохими поступками.

Догматика: Бог всевидящий и вездесущий.

Христианская этика: Не делаем плохие поступки.

Заинтересованность:

Игра «Умеете ли вы слушать».

— Я включаю магнитофон (кассета с шумами), вы должны угадать, что это за звук. Условия: кто угадал, поднимает руку.

Молодцы, слушать умеете, а теперь посмотрим, умеете ли вы слушаться.

Игра «Слушай-делай».

Я говорю каждому из вас, что нужно делать, а вы показываете, как это делать. Например (показывает):

Света, помой, пожалуйста, посуду.

Коля, ложись спать.

…., убирай игрушки.

…., вытри со стола,

…., встань в угол,

…., покачай малыша,

…., сядь, полистай книжку с картинками,

…., не разговаривай на уроке в воскресной школе,

…., садись, порисуй и т.д.

Молодцы, ребята, какие вы послушные. А также ли вы дома слушаетесь родителей? Если мы не слушаемся родителей, значит, мы не слушаемся Бога.

Библейская история.

  1. Бог посылает Иону в Ниневию.
  2. Иона не слушается.
  3. Иона на корабле.
  4. Буря на море. (Разминка «Корабль тонет».)
  5. Иона во чреве кита.
  6. Покаяние Ионы, берег.

Разминка «Корабль тонет». Говорит учитель: «Буря на море» — дети взмахивают ручками. «Корабль тонет» — дети садятся на корточки.

Вопросы:

Дети по очереди вынимают по одному вопросу из шапки (вопросы лежат по порядку стопочкой).

  • Куда должен был пойти Иона по слову Божию?
  • Что сделал Иона вместо того, чтобы подчиниться Богу?
  • Что началось на море?
  • Каким оно стало, когда Иону бросили в море?
  • Что случилось с Ионой в море?
  • Что делал Иона во чреве кита?
  • Как он чувствовал себя во чреве кита?
  • Почему Иона туда попал?
  • Что понял Иона?
  • Как Бог спас Иону?
  • Почему нельзя скрыться от Бога?
  • О чем молился Иона? (просил прощения за непослушание)

— А как мы можем не слушаться Бога?

Поделка «Иона во чреве кита».

Золотой стих.

«Слушайтесь гласа Моего, чтобы вам было хорошо» Иер. 7:23.

Заучиваем с движениями:

«слушайтесь» — приставить руку к уху;

«гласа моего» — поднять руку вверх;

«чтобы вам» — показать на других детей;

«было хорошо» — обнять себя руками.

Применение

  1. Беседа.

Видит ли нас Бог, когда мы:

  • убегаем от папы и мамы?
  • Пролили воду на стол, а сказали, что это сделали сестричка или братик?
  • Когда ушли далеко от дома, никому ничего не сказав?
  • Когда идем в ВШ?
  • Помогаем маме накрывать на стол?
  • Играем с сестрой или братиком?

2. Игра «Иона во чреве кита»

Цель: В нашей жизни мы часто делаем то, что неугодно Богу, т.е. мы не подчиняемся тому, что говорит Господь.

  • Что произошло с Ионой, когда он не подчинился Господу? (был наказан, ему стало плохо)
  • А если мы слушаемся Господа, подчиняемся Его воле, как своим родителям, то нам будет хорошо.

Оковы греха так окутывают нас, что порой тяжело снять их. И только с Божьей помощью возможно освобождение от греха. В данной игре дети практически смогут ощутить, как тяжело порой бывает справиться с оковами греха.

Правила игры: Дети делятся на две команды. Каждому игроку первой команды связывают ноги в области голени на бант (ни в коем случае на узел). Для безопасности детей можно усадить на стулья. Игроки этой команды стараются освободиться от завязанной ленты, в то время как игроки другой команды говорят вслух:

Кит Иону проглотил.

Он внутри там долго был.

Весь морской травой обвит,

Кто его освободит?

Ой, как страшно,

Ой, как жутко

У кита сидеть в желудке.

За неверие пророк

Получил такой урок.

Игроки первой команды должны освободиться к тому времени, как закончится стих. Несправившиеся игроки выбывают из игры. Потом команды меняются местами.

  1. Бывает, грех опутывает нас. Справиться мы можем только с Божьей помощью. Скажите, как можно разорвать эти оковы. (В скобках даны места Писания для учителя, дети могут их сказать своими словами.)
  • Мама просит сходить в магазин, а тебе не хочется./Дети, будьте послушны родителям /. Колоссянам 3:20.
  • Ты пришёл в гости друг к другу. Тебе понравилась игрушка, и ты захотел ее взять./Не кради /. Исход 20:15.
  • Разбил нечаянно чашку и сказал, что это сделал не ты./Признавайтесь друг другу в проступках /. Иакова 5:16.
  • Съел конфеты и сказал, что это сделал младший брат./Участь лжецов в озере, горящим огнем и серою /. Откровение 21:8.

Традиционно в праздник святого пророка Божьего Ильи полные храмы народа. Но кроме Ильи Церковью прославлены ещё ряд святых библейских пророков, о существовании которых люди если и знают, то уж практически не почитают.

Один из таковых пророков праздновался 5 октября, это пророк Иона, о котором многие знают легунду, когда пророка проглотил кит.

У пророка Ионы есть несколько замечательных особенностей от других пророков.

1) Святой пророк Иона был современником святого пророка Ильи и жил за 800 лет до Рождества Христова.По преданию, он был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Его матерью была та благочестивая вдова, к которой Бог послал пророка Илию во время трёхлетнего голода, когда поток Хорив пересох.

2) Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников. В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.
И вот этот пункт очень для нас показателен, что Бог приходит на помощь всем народам. А раз так, то по какому праву Православные храмы отказывают в поминании католиков или даже не христианам если у людей есть потребность к такой молитвы?
Бабушка за свящным ящиком неужели стоит выше Бога и решает за Него? Священник обязан молиться за всех, кто пожелал этой молитвы, будь он хоть католик, хоть мусульманин, хоть иудей, ибо молитва, это просьбв ко Господу, а примет молитву нашу или нет, это решит только Бог, а не бабушки и не батюшки!

3) Наказание за непослушание . Предание гласит, что Иона получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотил кит. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег.

Теперь вопрос, а мог ли кит прглотить целого человека живьём? На многочисленных рисунках, иллюстрирующих этот библейский миф, в качестве проглатывающей Иону „рыбы" изображен огромный синий кит - самое крупное в мире животное. На самом же деле через горло синего кита может пройти лишь маленькая рыбешка; эти гиганты питаются крилем - мелкими креветками. Более подходящей кандидатурой на роль проглотившей Иону „рыбы" был бы кашалот: китобоям приходилось наблюдать, как загарпуненный кашалот в огромных количествах изрыгает недавно проглоченную пищу. Однажды так был извергнут гигантский кальмар длиной 3 м и весом более 200 кг. В горле и желудке кашалота может свободно поместиться взрослый человек.
Кашалот не разжевывает, а глотает жертву целиком или же отрывает от нее крупные куски (например, щупальца гигантских кальмаров). Он способен проглотить попавшего в воду человека. До начала этого столетия, когда охота на китов велась с небольших гребных лодок, случаи проглатывания китобоев во время единоборства с кашалотом были не такими уж редкими.

Удивительная судьба молодого моряка, проглоченного кашалотом и оставшегося живым, стала известна многим, кто прочел в февральском номере журнала «Вокруг света» за 1959 год статью А. Ревина «Один шанс из миллиона». Сам А. Ревин не был свидетелем происшествия, а позаимствовал материал из популярного американского журнала «Естественная история» за апрель 1947 года. Рассказ оказался настолько сенсационным, что он был перепечатан многими нашими газетами, и в течение некоторого времени возможность остаться живым в чреве кита служила поводом для многочисленных споров и обсуждений. Вкратце история сводится к следующему.

В 1891 году один из вельботов китобойного судна «Звезда востока» был разбит и потоплен огромным кашалотом. Когда команда вельбота выбралась на судно, одного из моряков среди них не оказалось. Товарищи решили, что юноша матрос утонул во время катастрофы. Между тем охота на кашалота продол жалась с других лодок, и наконец кит был убит. На следующее утро приступили к его разделке. Каково же было удивление китобоев, когда, разрезав желудок добытого кашалота, они обнаружили в нем своего пропавшего товарища. Причем не полупереваренные останки, а живого человека. Правда, пострадавший находился в бессознательном состоянии, и врачу удалось только через месяц привести его в чувство, но матрос остался живым. Более того, он не оставил свою профессию. Как свидетельство страшного происшествия кожа на не защищенных одеждой частях его тела — на лице, шее и руках — стала белой как снег от действия желудочного сока кита.

Таким образом, библейское предание об Ионе получило убедительное подтверждение, другой вопрос, почему Иону не переварил желудочный сок кита...

4) И ещё одна особенность. На святой земле свой же Богоизбранный народ, практически всех святых пророков убивал побивая камнями. А пророк Иона на чужбине, в Сирии, среди дикого народа и народа многобожного языческого, умирает своей смертью.
О конце жизни пророка и его смерти мы узнаём из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.