Корабли прибрежной зоны типа «Freedom» и «Independence. Корабли прибрежной зоны «Freedom» и «Independence Корабль фридом

Капитан 1 ранга В. Спирин,
капитан 2 ранга Д. Василевский,
капитан-лейтенант Е. Леонов

В излагалась предыстория Программы создания многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны для американского флота - фрегатов (ФР) класса LCS, которой предшествовали в середине 90-х годов прошлого века и в начале 2000-х две другие - "Надводный корабль XXI века" (SC-21) и "Надводный корабль будущего" (FSC) по строительству эскадренных миноносцев и крейсеров УРО соответственно. Однако из-за жесточайшей экономии средств и сокращения бюджета ВМС они были свернуты или реализованы лишь частично.

Последнюю программу (LCS) зарубежные СМИ также не обошли вниманием из-за чрезвычайной дороговизны проекта, многочисленных проблем при проектировании, нестыковок в ходе строительства, особенно на начальном этапе. Зарубежные специалисты выражают озабоченность относительно низкой живучести корабля, его слабого вооружения и т. д.

Читателей прежде всего может заинтересовать анализ стоимости программы на различных этапах ее реализации, проведенный авторами статьи, а также стратегия руководства морского министерства по приобретению

Базовые проекты LCS

Данный проект, предусматривающий строительство первых 24 кораблей, известен как LCS мод. 0+. Однако два из них были построены по предыдущему - LCS мод. 0, мало отличающемуся от последнего.

Базовый проект фрегата типа "Фридом" (LCS-1) фирмы "Локхид-Мартин": 1 - кормовая аппарель для спуска и приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка; 3 - отсек для размещения модулей полезной нагрузки; 4 - зенитный ракетный комплекс RAM; 5 - ангар; 6 - 30-мм артиллерийская установка Мк 50; 7 - РЛС; 8 - ГКП; 9 - 57-мм артиллерийская установка Мк 110; 16 - каюты команды; 11 - газотурбинная установка МТ30; 12 - дизельные двигатели; 13 - главные редукторные передачи; 14 - водометные движители
Базовый проект фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирмы "Дженерал дайнэмикс": 1 - система спуска-приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка для двух вертолетов Н-60 или одного H-53; 3 - отсек для размещения модулей полезной нагрузки; 4 - ЗРК "Си RAM"; 5 - ангар для размещения двух вертолетов Н-60; 6 - антенные устройства радиоэлектронных средств; 7-носовая 57-мм - АУ; 8 - ГАС миноискания; 9 - ходовая рубка; 10 - каюты команды; 11 - лифт отсека для размещения модулей полезной нагрузки; 12 - вспомогательное оборудование модуля полезной нагрузки (контейнеры, стандартные системы сопряжения, аппаратные средства); 13 - аппарель для загрузки полезной нагрузки; 14 - два 12,7-мм кормовых пулемета левого и правого борта

Базовый LCS - относительно недорогой корабль. В отличие от других многоцелевых кораблей с присущими им возможностями он задумывался как корабль со сменными модулями оружия и РЭВ, включая необитаемые подводные аппараты (НПА). Один функциональный модуль в короткие сроки может быть заменен другим в зависимости от поставленной задачи с целью максимально эффективного ее решения. Такой подход, считают зарубежные специалисты, является наиболее перспективным, если учитывать, что техника и вооружение, как показывает практика, устаревают быстрее, чем заканчивается установленный срок эксплуатации кораблей.

Предполагается, что основные задачи фрегаты типа LCS будут решать в прибрежной зоне - борьба с малошумными дизель-электрическими подводными лодками, проведение противоминных операций, борьба с быстроходными катерами, в том числе действующими в составе больших групп. Они также могут привлекаться для ведения разведки, обеспечения безопасности судоходства (включая борьбу с терроризмом и пиратством), поддержки операций, проводимых морской пехотой и силами спецопераций, охраны территориальных вод. Второстепенные задачи LCS способны выполнять без использования специальных модулей оружия и РЭВ, однако некоторые из них эффективнее можно решить только с их помощью.

Водоизмещение LCS около 3000 т, что больше соответствует характеристикам корвета (либо легкого фрегата), а также корабля береговой охраны. Скорость полного хода более 40 уз, что превышает аналогичный показатель КР УРО и ЭМ УРО американских ВМС в среднем на 10 уз. Небольшая по сравнению с ними осадка позволяет ФР действовать на мелководье в непосредственной близости от побережья противника и использовать порты с небольшой глубиной.

Фрегаты типа "Фридам" (LCS-1)

Головной корабль фирмы "Локхид-Мартин" "Фридом" (LCS-1) был заложен 2 июня 2005 года, спущен на воду 23 сентября 2006-го и включен в боевой состав ВМС США 8 ноября 2008-го. В феврале 2010 года он ушел в первый поход, который состоялся на 2 года позже намеченного срока.

Корпус корабля - полуглиссирующего типа - обеспечивает высокие мореходные качества. Он изготовлен из стали. Надстройка выполнена из сплава алюминия. При проектировании корабля широко применялась технология "стелт".


Оборудование для ФР "Фридом" закупалось в том числе в европейских странах. В состав его комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установки входят две газовые турбины МТ-30 фирмы "Роллс-Ройс" (Великобритания), два дизельных двигателя совместного производства компаний "Фаирбанкс Морс" и "Кольт-Пилстик" марки 16PA6BSTC, а также четыре редукторные передачи компании MAAG (Швейцария).

Для обеспечения живучести ГТД располагаются в разных отделениях побортно. Главная редукторная передача (ГРП) и дизельные двигатели (ДЦ) размещены в следующих в корму двух отделениях главных механизмов с левого и правого борта отдельно от ГТД. Редукторные передачи располагаются в отделениях вспомогательных механизмов, следующим в корму от отделений главных механизмов также побортно.

Главные двигатели левого и правого борта работают на ГРП левого и правого борта. Далее энергия передается по линиям вала на редукторные передачи левого и правого борта, которые приводят в движение две группы движителей. В каждую группу входят два водометных движителя: с регулируемым направлением реактивной струи и ускорительный. Рули на корабле отсутствуют. Изменение курса осуществляется посредством водометных движителей с управляемым направлением реактивной струи.

Энергетическая установка комбинированная, с совместной работой маршевых дизельных и форсажных газотурбинных двигателей на режиме полного хода. Мощность ЭУ около 100 тыс. л. с. В состав ЭЭС корабля входят четыре генератора электроэнергии с приводом от ДД производства компании "Изотта Фрасчини" марки V1708. Система управления и защиты ГЭУ разработана фирмой "DRS текнолоджиз" (США). В качестве движителя выбраны четыре водомета серии SII фирмы "Камева", входящей в состав фирмы "Роллс-Ройс". Выбранная архитектура корпуса и компоновка ГЭУ позволяют развивать скорость более 40 уз и обеспечивают высокую маневренность.

Корабельное оружие

Размещение оружия на фрегате типа "Фридом"

Вооружение фрегата типа "Фридом" включает: ЗРК RAM Mk 31 с ПУ Mk 49, разработанный фирмой "Рейтеон", и 57-мм АУ Mk110 производства "Юнайтед дефенс" (США), которая может поражать цели на дальности до 17 км. Также побортно в носовой части надстройки предусмотрены площадки для крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов. Еще два будут размещены в районе ВПП.

Кроме того, на корабле типа "Фридом" будет базироваться вертолет MH-60R или MH-60S мод. 2А (В), а также два беспилотных летательных аппарата (БЛА) MQ-8B "Файрскаут". БЛА оборудован телевизионными камерами, системой инфракрасного обнаружения, лазерным дальномером, аппаратурой передачи данных, РЛС с синтезированной апертурой "Линкс", а также может иметь аппаратуру РЭБ, РТР и ретрансляции. "Файрскаут" обеспечивает ведение разведки на глубину более 200 км (радиус действия). В варианте MQ-8B он может быть вооружен управляемыми ракетами (УР) класса "воздух - воздух" "Стингер", "Хеллфайр", а также суббоеприпасами "Локаас" или "Вайпер Страйк".

Система взлета и посадки летательных аппаратов разработана фирмой "Мак Таггарт Скотт" (Великобритания). Площадь взлетно-посадочной площадки (ВПП) в 1,7 раза больше, чем у эсминцев типа "О. Бёрк" и в 1,5 чем у фрегатов УРО типа "Перри".

В кормовой части надстройки предусмотрены места, а под ангаром и ВПП расположен отсек, где будут размещаться сменные модули полезной нагрузки с оружием и обеспечивающими их функционирование системами. В зависимости от характера выполняемых задач это могут быть: 30-мм АУ Мк 46, буксируемые антенны гидроакустического комплекса 2087, вертолеты, беспилотные летательные и противоминные необитаемые подводные аппараты, спуско-приемные устройства для катеров (в том числе без экипажных типа "Спартан"), а также другие системы, входящие в состав модулей полезной нагрузки.

Радиоэлектронное вооружение

Корабль оснащен радиолокационной станцией TRS-3D (фирма EADS, Германия), которая может в автоматическом режиме обнаруживать и сопровождать до 300 воздушных и надводных целей.

Также в состав радиоэлектронного оборудования войдет автоматизированная система боевого управления COMBATSS-21 (фирмы "Локхид-Мар-тин" и "Рейтеон", США) и система постановки помех и ложных целей ("Терма", Дания).

Фрегаты типа "Индепенденс" (LCS-2)

Второй корпус этого корабля планировалось достроить в апреле 2008 года, однако реально это произошло в декабре 2009-го. В боевой состав ФР введен 16 января 2010 года.

Принципиальная схема ГЭУ фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2): 1 - водометный движитель с изменяемым направлением реактивной струи; 2 - редукторная передача; 3 - водонепроницаемая переборка; 4-разъемная муфта; 5 - дизельный двигатель; 6 - водопровод; 7 - редукторная передача; 8 - газотурбинный двигатель
Размещение оружия на фрегате типа "Индепенденс" (LCS-2)
Состав оружия и радиоэлектронного вооружения LCS-2 базового проекта фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирмы "Дженерал дайнэмикс": 1 - система спуска-приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка для двух вертолетов МН-60 или одного МН-53; 3 - ангар для размещения двух вертолетов МН-60; 4 - ЗРК SeaRAM; 5 - размещение радиоэлектронных средств на мачте (а - антенна системы спутниковой связи (3-30 ГГц); б, н - антенны системы спутниковой связи (0,3-3 ГГц); в, г - антенна системы связи (диапазон 3-30 МГц); д - датчик системы связи инфракрасного диапазона; е - антенна системы связи (диапазон 30-3000 МГц и 10-300МГц); ж - антенна системы распределения тактической информации JTIDS; з - антенна системы РРТР; и - антенна пиитической системы связи AN/SQR-4; к - оптоэлектронная система; л - антенна РЛС обнаружения воздушных/ надводных целей "Си Жираф"; м - антенна системы радиосвязи SINCGARS (30-300 МГц); о - антенна навигационной РЛС; п -камера системы видеонаблюдения; р - прожектор; с - антенна системы спутниковой связи INMARSAT); 6 - носовая 57-мм АУ; 7 - ГАС миноискания; 8 - два 12,7-мм пулемета по левому и правому борту; 9 - ПУ системы постановки ложных целей SRBOC; 10 - ПУ системы постановки ложных целей "Нулка"; 11 - два кормовых 12,7-мм пулемета по левому и правому борту; 12 - система противоторпедной обороны

При строительстве фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирма "Дженерал дайнэмикс" значительное внимание уделила увеличению скорости его движения. Были проведены масштабные исследования по определению оптимальных обводов корпусов, обладающих улучшенными гидродинамическими характеристиками.

Все фрегаты типа LCS фирмы "Дженерал дайнэмикс" будут строиться на кораблестроительной верфи "Аустал Ю-Эс-Эй". В создании этого корабля задействованы следующие компании: "Дженерал дайнэмикс эдвансд инфор-мейшн системз оф Орлингтон"; "Арма-мент энд текникал продакт"; "Электрик боут дивижн"; "Дженерал дайнэмикс Канада"; "САЕ оф Лисбург"; "Би-Ай-И системс"; "Мэритайм эпплайд физике", а также "Нортроп-Грумман электроник системз". Как и в проекте LCS-1 фирмы "Локхид-Мартин", для изготовления корпуса корабля была выбрана сталь, а надстроек - сплавы алюминия.

При создании тримарана "Индепенденс" за основу взят проект грузопассажирского парома австралийской фирмы "Аустал". Выбранный архитектурно-конструктивный тип обеспечивает улучшенные мореходные качества и увеличенную вместимость корабля. Так, площадь вертолетной площадки и ангара (около 1 450 м 2) почти в 2 раза больше, чем у LCS типа "Фридом". Это позволяет размещать на нем два средних вертолета MH-60R/S и до трех БЛА MQ-8В "Файрскаут" одновременно (на LCS типа "Фридом" БЛА могут быть только вместо одного из двух вертолетов).

Корабельная энергетическая установка

В состав главной ЭУ кораблей типа "Индепенденс" входят: два ГТД LM2500 производства "Дженерал электрик" суммарной мощностью 52 500 л. с; два 20-цилиндровых V-образных ДД компании MTU марки 20V 8000 суммарной мощностью 22 298 л. с; четыре водометных движителя с изменяемым направлением реактивной струи серии LJ-E, разработанные фирмой "Вяртсила-Липс". Для улучшения маневренных качеств корабля при швартовке применяется подруливающее устройство. Все агрегаты ГЭУ расположены в среднем корпусе тримарана - в отделениях, разделенных водонепроницаемыми переборками. Такая компоновка установки и архитектура корпуса позволят LCS развивать скорость полного хода свыше 40 уз.

Корабельное вооружение

В состав вооружения входят: 57-мм АУ Mk 110 (в носовой части корабля), ЗРК SeaRAM (над ангаром), а также четыре 12,7-мм пулемета (по левому и правому борту).

В состав вооружения ФР также войдут различные модули для решения задач ПМ и ПЛО, борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями. Модули оружия включают гидроакустический комплекс, вертолеты, беспилотные летательные и необитаемые подводные аппараты в противоминном или противолодочном варианте и еще ряд других систем.

Модернизированный проект LCS (для последних 12 кораблей, с LCS-33до - 44).

Проанализировав возможные угрозы на ТВД до 2025 года, командование американских ВМС выдвинуло дополнительные требования к усовершенствованному проекту, который намечается использовать для строительства 12 последних единиц в серии. Несмотря на то что работы по созданию кораблей базового проекта продолжаются, существуют планы их поэтапной модернизации.

Начиная с 2017 финансового года этот проект должен включать дополнительные технические средства (стационарные, а не сменные модули) или улучшенные существующие для борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями, ДЭПЛ противника, а также для обеспечения ПВО. Кроме того, должна быть снижена заметность и устойчивость корабля к боевым повреждениям. Его водоизмещение, по всей видимости, несколько увеличится, а скорость полного хода уменьшится.

Для компенсации этих негативных моментов предлагается снизить массу ряда систем корабля, и прежде всего уменьшить площадь отсеков для размещения полезной нагрузки (ранее были зарезервированы под модули оружия и РЭВ) по сравнению с базовым проектом. В этой связи не предполагается использовать последние 12 кораблей для ПМО, а их основными задачами станут: борьба с быстроходными малоразмерными надводными целями и малошумными ДЭПЛ на мелководье. Кроме того, модернизированные LCS смогут выполнять второстепенные задачи, присущие кораблям, построенным по базовому проекту.

По предварительным оценкам, повышение возможностей LCS не приведет к росту закупочной стоимости более чем на 20%

Таким образом, модернизация существующего базового проекта LCS будет проводиться по следующим направлениям:
- установка модернизированной трех-координатной РЛС ОВЦ;
- наращивание возможностей корабля по ведению ПВО, включая ЗРК SeaRAM;
- установка дополнительных противокорабельных ракет (ПКР) для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями;

Фирма из Флориды надеется найти инвесторов для своего уникального проекта стоимостью 10 миллиардов долларов США – плавающего города длиной 1,4 километров. Судно, получившее имя «Freedom Ship» («Корабль Свободы»), должно стать самым большим из когда-либо построенных человечеством и не имеющим аналогов. Оно спроектировано, чтоб стать полностью автономным местом для того, чтобы жить, лечиться, работать, учиться, отдыхать и развлекаться.

Проект подразумевает оборудование на борту «Freedom Ship» апартаментов, клубов, картинных галерей, парка, цирка, водоемы с водопадами, большие морские аквариумы и множества других всевозможных мест для развлечений и отдыха. Здесь будет самая большая беспошлинная торговая зона с гигантским торговым центром. Надстройка судна, состоящая из 25 палуб, предоставит место для библиотек и школ, спортивных секций и фитнес-центров, больниц и медицинских пунктов, магазинов и банков, офисов и предприятий легкой промышленности.

Оставаясь круизным лайнером, «Freedom Ship» будет непрерывно следовать по одному и тому же маршруту вокруг земного шара, посещая большинство прибрежных районов по всеми миру. Оборудованные на его верхней палубе взлетно-посадочная полоса и аэропорт для встречи и обслуживания вертолетов и небольших частных самолетов, а также собственный парк яхт, катеров и подводных лодок помогали бы пассажирам легко переправляться с берега или на берег.


Согласно плану, город будет иметь длину 1 370 метров, максимальную ширину 229 метров, высоту 107 метров и водоизмещение порядка 2,5 миллионов тонн. На его борту разместятся 100 000 человек, включая 80 000 пассажиров и гостей, а также 20 000 членов экипажа и обслуживающего персонажа. Отели обеспечат постоянное проживание 10 000 человек.

Разработчики полагают, что вся идея проекта автономного плавающего города должна базироваться на четырех основных составляющих. Прежде всего, это коммерческий район с необходимым количеством рабочих мест, способный удовлетворить потребности и интереси всего населения на борту корабля. Второе – соответствующая транспортная инфраструктура для обеспечения ежедневного перемещения товаров и людей. Третье – мощный всеуровневый образовательный сектор с высококвалифицированными профессионалами. Наконец, на борту плавающего города должна быть организована система здравоохранения с достаточным количеством медицинских пунктов и клиник. Если территория «Freedom Ship» получит эти четыре «ключа», город будет жить и процветать, а стоимость бизнеса и жилья в нем будет расти в геометрической прогрессии.

Говоря о безопасности судна столь беспрецедентных габаритов, разработчики уверяют, что, благодаря плоскому корпусу длиной 1 370 метров и шириной 229 метров, «Freedom Ship» будет обладать непревзойденной стабильностью, обеспечивающей гладкую поездку в самых грубых морях. В качестве дополнительных мер предусматривается оборудование внутри корпуса порядка 600 изолированных и индивидуально управляемых секций с водой и воздухом.

Завершив многолетний этап проектирования, в настоящее время команда «Freedom Ship» пытается найти инвесторов для реализации этого экстраординарного проекта. «Это будет очень трудно капитализируемый проект, и мировая экономика в последние несколько лет не отличалась большим интересам к бездоказательным прогрессивным проектам подобных нашему», сказал руководитель проекта «Freedom Ship» Роджер М. Гуч. «[Но] за последние шесть месяцев мы наблюдаем большой интерес к проекту, и мы надеемся, что заработаем 1 миллиард долларов США, чтобы начать строительство». Полная стоимость проекта оценивается в 10 миллиардов долларов США.

© Текст: Егор Ланин, Журнал ruYachts, 2014
© Источник фото: пресс-материалы

Строительство плавающего города началось в 2002 году.

На «Корабле Свободы» есть все необходимое для жизни и отдыха. После того как грандиозный проект увидел свет, некоторые стали всерьез утверждать, что со строительством плавающего корабля-города может начаться постепенное переселение с суши на воду.

Идея плавающего корабля пришла в голову инженеру Норманну Никсону, который сам добился получения лицензии на строительство «стальной конструкции, предназначенной для гражданских лиц». Руководит расчетами компания Никсона «Engineering Solutions» («Инженерные решения»), расположенная во Флориде. Этой же компании принадлежит завод, который делает все детали «Корабля Свободы». Раньше предприятие располагалось в одном из городов Японии, теперь оно перебазировано в Саудовскую Аравию.

Сначала Никсон планировал построить просто плавающий центр отдыха, но впоследствии проект разросся до мегаполиса.

По подсчетам компании все строительство должно занять 40 месяцев, а обработка внутренних помещений - еще 12 месяцев. Таким образом, плавающий город должен выйти в океан уже в 2006 году.

Строится корабль в Гондурасе. В строительстве участвует более 15 000 рабочих, которые работают посменно, таким образом, работа идет круглосуточно.

Корабль Свободы по плану должен быть очень большим: в длину - более километра, в ширину - приблизительно 300 метров. Здесь планируется разместить не менее 25 палуб. Вес плавающего города - 3 миллиона тонн. Рекордно водоизмещение будущего гиганта - 2,7 миллиона тонн.

По расчетам создателей, в городе на воде будет «проживать» не менее 100 000 человек, из них 20 000 - обслуживающий персонал и небольшая армия, которой предстоит следить за порядком на корабле.

Планируется, что 80 % жильцов будут иметь собственные «квартиры», а остальные 20 % - снимать номера в отелях на корабле. Весь корабль будет представлять город, аналогичный населенному пункту на суше.

Несмотря на то, что корабль еще не совершил ни одного маршрута, рекламная компания идет полным ходом - создатели с точностью расписывают предстоящее путешествие и продают квартиры. Владельцы обещают, что все жилые помещения будут совершенно разными - каждый покупатель может подобрать себе апартаменты по вкусу.

Хотя корабль и позиционируется как город, в котором может жить каждый желающий, удовольствие это не из дешевых. Самая простенькая квартирка на Freedom Ship стоит приблизительно $800 000. Хотя и сооружение гигантского плавающего города - дорогое занятие. На проект было перечислено более $9 миллиардов, причем из них $22 миллиона ушли только на возведение строительной площадки. Но инвесторы, вложившие такие большие деньги в проект, уверены в том, что все эти затраты окупятся сполна. В этом не стоит сомневаться: корабль-город еще не спущен на воду, а 20 000 жилых помещений на «Корабле Свободы» уже проданы (большая часть покупателей - жители Британских островов).

Есть мнение, что интерес к жилой площади возрастет раз в 10 после того, как корабль поплывет. Владельцы думают, что спрос на квартиры на корабле даже будет превышать предложение. Они собираются даже устраивать аукционы, так что покупатели еще поторгуются за место на корабле.

На Корабле Свободы при желании можно будет жить, не возвращаясь на сушу. Здесь будут библиотеки, магазины, кинотеатры, компьютерные залы с доступом в Интернет, колледжи, университеты и больницы, где будут работать квалифицированные специалисты. На палубах расположатся банки, рестораны, казино, бассейны и стадионы. Компания обещает, что с концертами будут приглашаться самые известные люди мира. В общем, скучать не придется.

В плавающем городе будет не только своя армия, но даже заводы и мастерские. 200 акров «земли» отдано под парки, сады и пролески. Собаководы будут гулять со своими питомцами, которых можно будет взять с собой в новый «город», в специально отведенных для этого местах.

Если вдруг по какой-то причине кому-то понадобится срочно сойти на берег, не ждать ближайшей остановки не придется: на корабле оборудуют маленький аэропорт.

По палубам будут разъезжать маленькие трамвайчики. Кроме того, в распоряжении жителей корабля будут катера и подводные лодки.

Помимо «местных жителей», на корабле будут еще туристы. Их разместят в отелях, для них будут проводиться специальные экскурсии по палубам.

За весь год корабль должен совершить не менее двух круизов. На протяжении всего путешествия корабль будет много раз останавливаться рядом с городами на суше, куда жители плавающего города могут добраться на катерах. Каждая стоянка продлится до 4 дней.

Поначалу проект вызывал недоверие у защитников природы. Однако создатели обещают, что плавающий город будет экологически чистым: в строительстве используются натуральные волокна. На самом корабле будут практиковать безотходное производство: бумага, стекло, металл и пластик будут перерабатываться, а материалы, недоступные для рециркуляции - сжигаться. Энергия сжигания будет использоваться для работы генераторов, а вода станет циркулировать по кругу. Повсюду будут расположены электростатические фильтры, уничтожающие пыль, бактерии и вирусы.

Само собой, что у проекта гигантского корабля есть и противники. В частности, многие считают, что «Корабль Свободы» может повторить судьбу «Титаника», который в свое время тоже рекламировался, как непотопляемый город на воде. Дело в том, что в основе «Корабля Свободы» лежит технология, применяемая на плавающих нефтяных вышках. Она считается надежной, но ведь эти вышки не плавают с большой скоростью, а находятся на одном месте. Правда, конструкторы корабля говорят, что все точно рассчитано. Даже если поддерживающие элементы выйдут из строя, судно погрузится в воду не глубже, чем на один фут. Ремонтные работы будут сразу проведены, так что беспокоиться нечего. Владельцы даже отмечают, что «Корабль Свободы» будет, чуть ли самым надежным местом на нашей земле. Ведь ему совершенно не страшны пожары - по всей площади размещены мощные распылители, а в штат входят свои пожарные. Кроме того, корабль оснащен стабилизационной системой, которая позволяет совершенно не волноваться по поводу сильных океанических волн и ураганов.

Некоторые противники проекта «Корабль Свободы» говорят, что раз этот плавающий город будет оторван от суши, то здесь может установиться абсолютная анархия. На это у компании есть противоположное мнение: на каждых пятнадцать пассажиров будет приходиться один охранник, за всеми апартаментами будет вестись круглосуточное наблюдение, а на самом борту будет собственная тюрьма. Майк Блюстоун, консультант по безопасности из Лондона утверждает, что преступникам на корабле будет даже тяжелее, чем на суше, так как в плавающем городе нет никакого шанса скрыться - все на виду.

У проекта плавающего города немало и защитников. Во-первых, теоретически это выгодно, так как корабль будет плавать практически по всему земному шару, здесь любой может спокойно заниматься коммерцией. Живя в городе-корабле, не нужно платить никаких налогов (а ведь люди на корабле, могут работать, то есть иметь доход), что становится очень привлекательным для многих бизнесменов. Во-вторых, на корабле создаются самые лучшие условия. Владельцы даже говорят, что, возможно, некоторые люди будут жить на корабле не один год. Следовательно, «Корабль Свободы» можно считать попыткой апробировать водную гладь как новую среду обитания.

Никсон уже не раз повторял, что если город-корабль будет иметь популярность, то в последствии его можно преобразовать в плавающее государство, со своей символикой, флагом, гимном, валютой, где можно будет избирать своего президента и будет создана собственная конституция.

Пока ведутся споры, по поводу того, какой стране будет подчиняться «Корабль Свободы». Владельцы компании отмечают, что это будет точно не США, скорее всего, корабль будет плавать сразу под флагами двух европейских стран, каких именно - пока решается.

Сами владельцы Freedom Ship в успехе не сомневаются. Несмотря на то, что первый корабль-город еще не спущен на воду, уже ведутся разговоры о том, что к 2010 году будет построено еще 5 подобных плавающих городов.





P.S. 4 декабря 2013.

Компания Freedom Ship International объявила о возобновлении проекта по строительству "плавающего города". Речь идет о самом большом корабле в мире, на котором смогут жить до 50 тысяч человек. Работы начнутся после того, как авторам идеи удастся найти хотя бы 1 миллиард долларов.

В 2003 году завершится строительство плавающего города, граждане которого могут никогда не сходить на берег, но будут обеспечены всем необходимым. По прогнозам, с этого колоссального корабля начнётся новая эра мореплавания и эпоха переселения с суши на воду.

Похоже, многомиллиардное население нашей планеты созрело к освоению океанических просторов.

Это, без преувеличения, восьмое чудо света назвали банально и скупо: Freedom Ship («Корабль Свободы»). Это рабочее название, которое, видимо, и будет дано кораблю. Хотя старые и суеверные люди рекомендуют быть скромнее и назвать корабль в честь Посейдона, например, напоминая размашистым кораблестроителям об истории непотопляемого «Титаника». Но кто ж будет слушать людей из прошлого, если проект всецело и полностью обращён в будущее?

Итак, факты и ничего кроме фактов. Freedom Ship будет иметь 25 палуб, длина — более километра, ширина — приблизительно 300 метров. Водоизмещение — 2,7 миллиона тонн (для сравнения: водоизмещение самого большого на планете супертанкера — Jahre Viking — 564,739 тонн). Вес плавающего города — 3 миллиона тонн.

На борту постоянно будет находиться около 70 тысяч человек, из них — 50 тысяч «островитян», владеющих недвижимым имуществом на корабле, и 20-25 тысяч персонала, включая службу безопасности и небольшую армию.

Кроме того, на борту могут находиться туристы, которые будут жить в отелях. Итого, на Freedom Ship могут безо всякого стеснения расположиться более ста тысяч (100 000) человек. Это сопоставимо с количеством населения, например, Рейкьявика. Или двух Горно-Алтайсков, к примеру.

Несмотря на то, что корабль еще не пущен на воду, его создатели поспешили поведать публике о предстоящих маршрутах.

Стоимость проекта — $9 миллиардов, причём на оснащение только строительной площади уже выделено $22 миллиона. На сегодняшний день продано уже 20 тысяч жилых апартаментов, стоимость каждого — от 80 тысяч до 6 миллионов фунтов (средняя цена в долларах — $800 тысяч). Большая часть будущих жильцов — граждане Европы (включая Британские острова).

Как гласит реклама сайта плавающего города, предусмотрено как минимум 50 архитектурных и дизайнерских стилей для жилых помещений. Здесь будут библиотека, университет, компьютерные залы с доступом в Интернет, колледж с углублённым изучением инженерии, медицины и всевозможных наук, больница.

Плюс банки, рестораны, стадионы, казино, корты, бассейны, гостиницы, несколько предприятий (лёгкая и перерабатывающая промышленности, цеха и мастерские), и, конечно, аэропорт. Кроме того, выделено 200 акров «земли» под парки, сады и пролески, где собаководы будут гулять со своими питомцами.

По борту будут ездить модифицированные троллейбусы, трамваи и другой рельсовый транспорт. Кроме того, в распоряжении граждан корабля — небольшие самолёты, прогулочные подводные лодки, катера и паромы. Плюс ангары и гавани для шлюпок.


Великолепный белый лайнер должен стать раем для разыскиваемых налоговой полицией.

Итак, график работы следующий: плавающий остров каждый два года будет совершать кругосветные круизы, заходить в порты, где на борт будут подниматься местные жители, которым будет позволено пользоваться благами «Корабля Свободы» — покупать товары, например, и так далее. Между тем, граждане, не задействованные в товарообороте могут осматривать окрестности, фотографировать диких обезьян и местных чумазых детей.

Во время стоянок, которые будут длиться от одного до четырёх дней, каждые полчаса на берег и обратно будут отходить катера — сам корабль будет стоять в открытом море, на расстоянии 12 миль, и почти никогда не будет входить в акватории портов.

«Плавающий остров» будет гораздо более экологически чистым, чем любое другое существующее судно. Для этого на корабле будут использоваться высокотехнологичные туалеты (стоимость каждого — $3 тысячи), перерабатывающие сточные воды. Вода будет циркулировать по кругу: после употребления (например, мытья) сможет снова поступать на стол, как питьевая.

На судне будет налажена рециркуляция (переработка) бумаги, стекла, металла и пластика. Материалы, недоступные для переработки, будут сжигаться, а энергия сжигания будет использоваться для работы генераторов. В строительстве уже используются краски на водной основе, природные волокна и натуральное дерево. Кроме того, максимально сокращено использование пластиков и материалов на основе нефти. Повсюду будут расположены электростатические фильтры, уничтожающие пыль, бактерии и вирусы.

Корабль строится в Гондурасе. По замыслу, он будет собран на воде из 600 стальных фрагментов. К строительству планируется привлечь 15 тысяч рабочих, которые будут работать практически круглосуточно — в несколько смен.

Царь и Бог, автор идеи и её же разработчик, глава команды — рядовой архитектор и инженер Норман Никсон (Norman L. Nixon), которому для того, чтобы начать городить город в океане, достаточно было получить «лицензию на разработку и строительство конструкций, предназначенных для гражданских лиц».

Все расчёты ведёт компания Никсона, расположенная в Сарасоте (Флорида) — «Engineering Solutions» («Инженерные решения»). Основной поставщик материалов для строительства «водного мира» — завод, недавно разобранный в Японии и собранный в Саудовской Аравии, который также принадлежит компании.


По словам Никсона, технология, которая позволит держать эту махину на плаву, уже широко применяется на плавающих нефтяных вышках. Правда, какую скорость эти вышки развивают? «Отцы корабля» говорят, что если 98 процентов внешних модулей, из которых сконструирован город, выйдут из строя, судно погрузится в воду не глубже, чем на один фут.

Кроме того, «доподлинно известно», что судно сможет противостоять любому урагану и волнам, а также смерчам и прочим морским неприятностям. О цунами — ни слова... Зато «Свобода» — судно «практически несгораемое», так как оснащено автоматической системой спринклеров (распылителей).

По подсчётам Никсона, на строительство уйдет 40 месяцев, включая сборку в море плюс как минимум год — на обустройство и строительство «внутренностей» корабля. По словам инженера, поначалу была мысль построить обычный плавающий дом, не предназначенный для путешествия. И даже выбрали «место швартовки» — один из Багамских островов — East Caicos. Думали, будет обычная гостиница на плаву — экзотично и весело.

Однако теперь всё гораздо серьёзней. Как ни странно, размер в этом проекте имеет не самого большого значения. Во-первых, «Freedom Ship» — это территория duty-free и зона свободной торговли, а смысл существования его граждан — занятия небольшой коммерцией, налаживание деловых связей по всему миру.

Во-вторых, это эксперимент по созданию общества нового типа в новых условиях. «Новизна» складывается из двух факторов: отсутствия на корабле налоговых сборов и невозможность сбежать с корабля. В-третьих, это попытка апробировать водную гладь как новую среду обитания — выявить плюсы и минусы обитания на борту. В-четвёртых, это полностью антиамериканский проект, хотя по этому пункту можно и поспорить.

Самое интересное — это, конечно, пункт два: налоги и безопасность. Ни один гражданин корабля не будет платить ни подоходный (а ведь они там будут работать, соответственно — иметь доход), ни налог на недвижимость, на продажи, на животных, ни пошлинные сборы — в общем, никаких налогов .

Теперь насчёт агорафобии (страх открытого пространства), клаустрофобии (страх замкнутых помещений) и преступности. С точки зрения пассажиров-жителей, которые думают, что они «вырвались на Свободу», название корабля прозвучит несколько иронично и зловеще. На каждых пятнадцать пассажиров будет приходиться один охранник, за каждым апартаментом будет вестись круглосуточное наблюдение, на борту будет тюрьма, а капитан будет иметь практически неограниченные полномочия, полиция будет вооружена огнестрельным оружием и так далее.

Кроме того, на борту будет действовать что-то наподобие разведывательного подразделения, а на фоне борьбы с терроризмом, возможно, что меры безопасности будут ужесточены.

Майк Блюстоун (Mike Bluestone), консультант по безопасности из Лондона, контролирует создание структуры органов безопасности. По его словам — здесь всё будет так же, как и в обычном, «наземном» городе — мелкие хулиганы, воры, разводы, ссоры и тяжбы между соседями. Люди есть люди. Но — в любом случае — последствия маленьких бунтов в океане могут быть более неприятными, чем на суше.

С другой стороны, совсем лишить людей возможности жить нормальной жизнью — значит поставить под сомнение саму идею «Freedom». Ещё одна проблема — возможность нападения на корабль во время кругосветного круиза. Как мы уже писали выше, на плавающем острове будет маленькая армия, которая сможет «противостоять террористам» и отразить атаку пиратов.

Другая точка зрения принадлежит более скептичному Айвану Хорроксу (Ivan Horrocks) (это специалист по безопасности из Университета Лейчестера — Scarman Centre at the University of Leicester). Он считает, что космополитизм граждан острова может сыграть с устроителями восьмого чуда света злую шутку: "Когда вы создаёте искусственную среду, в которую помещаете людей с разными этническими, культурными, политическими представлениями и установками, вероятность формирования напряжённой обстановки резко повышается. Особенно — при невозможности «бежать с корабля». Хоррокс продолжает напускать «хоррора», говоря, что это уже будет не утопия, а дистопия.

Самый тёмный вопрос, который внятно нигде не разъясняется, это подданство жителей корабля. Сам Никсон говорит, что поначалу у него мелькала идея о создании независимого водного государства — со своей символикой, флагом-гимном, валютой и так далее, но он «пришёл к выводу, что это не только сложно, но и невыгодно — слишком много формальностей». Ещё более бессмысленной стала эта идея на фоне того, что большинство «поселенцев» — европейцы, и многие европейские страны хотят иметь отношение к «Кораблю Свободы» — здесь и политический, и экономический подтекст.

В общем, пока неясно, какая страна будет покровительствовать кораблю. Никсон принял соломоново решение: судно будет плавать как минимум под двумя европейскими флагами и ни в коем случае не станет подчиняться США. Причём страны эти должны непременно состоять в Европейском Союзе. Это притом, что компания Никсона расположена во Флориде. Каково?

А теперь насчёт «антиамериканизма». Детали производятся в Саудовской Аравии, строительство ведётся в Гондурасе, на борту — сплошь европейцы. Отсюда можно сделать один далеко идущий политический вывод: MacDonald’s’а на борту не будет.

Никсон решил, что представитель высшей власти в плавучем городе — капитан, который может издавать собственные законы. Но законы не должны противоречить законам стран, осуществляющих контроль над кораблем и берущих корабль под свою юрисдикцию.

О том, что всё вышеописанное — не сумасшествие отдельно взятого инженера свидетельствует то, что сейчас в Японии, в акватории Токийского залива, начинается строительство плавающего мега-аэропорта, который, аналогично, будет иметь километр в длину и 70 метров в ширину.

Конструкторы Freedom Ship, в свою очередь, настолько уверены в успешности проекта, что совершенно серьёзно планируют построить — уже «набив руку» — ещё три таких же «плавающих города». По словам Роджера Гуча (Roger Gooch), директора по маркетингу Freedom Ship, плавающие корабли — это не просто экзотичное жильё для любителей экстрима — это жильё будущего, и очень скоро — лет через десять — двадцать сотни таких плавающих обитаемых островов будут бороздить океанические просторы.

Корпорация Sea Structures делает ставку на искусственные острова.

Есть у Никсона и конкурент — Ричард Моррис (Richard Morris) из Free Nation Foundation, основатель корпорации Sea Structures, где также планируют построить нечто подобное. Но, сами понимаете, в таких делах есть первый и все остальные. Гагарин и все, кто после него.

Отдавая дань изобретательности инженера, отсутствию в нём патриотизма, а также понимая, что идея висела в воздухе, мы всё же склонны считать затею с этим конкретным «Горно-Алтайском» авантюрой. И вот по каким причинам. Во-первых, самый очевидный признак того, что вас надувают — это то, что Вы не видите в лицо того, кто это делает. Честность — лучшая политика, а фотографии Никсона — увы — найти невозможно.

Второй признак — излишняя детализация в мелочах, включая карту маршрута, при утаивании технических данных: из чего сделан корабль, по какой такой причине его называют непотопляемым? Данные о том, что, мол, 100-футовая волна сможет сдвинуть плавающий город лишь на один дюйм, конечно, впечатляют, однако сильно смахивают на трёп. Или взять хотя бы размышления о психологической совместимости обитателей. Вопрос, конечно, не праздный. Но сейчас проводить опросы психологов-социологов на эту тему как-то, по меньшей мере, несерьёзно.

В-третьих, что-то давно не слышно «новостей с полей». Заявление о 2003 годе было сделано несколько лет назад, а теперь — тишина. Неужели не нашлось спонсоров? Или, не дай Бог, с самим Никсоном что случилось? В общем, молчок. А так — идея хорошая.

Действительно, отчего людям не начать осваивать океан? Может, это, действительно, возможность решить проблему перенаселённости? А коли не Никсон, так найдётся ещё один «Прометей», а потом ещё и ещё... Идея-то, по сути, великая! И перспективная.

XXI век открылся непрекращающимся тайным соперничеством среди крупных стран в деле постройки идеального вида морской военной техники. Не последнее слово здесь принадлежит и конструкторам из Североамериканских Штатов, работающих по заказу ВМС США в деле постройки кораблей.
В последнее время в Америке был спроектирован, собран на заводских стапелях и прошел ходовые испытания корабль прибрежной зоны (КПЗ) новой генерации Independene – головной корабль II вида, созданный по проекту LCS (прибрежных кораблей, действующих в мелководных районах). Проведенные тесты определили ряд серьезных погрешностей военных кораблестроителей.

Проект LCS

Проект создания LCS (прибрежных кораблей, действующих в мелководных районах) считается на данный момент главной, подлежащей срочной реализации, задачей ВМС США, требующей незамедлительного ввода в действие более 50 скоростных и маневренных кораблей местного базирования, которые осснащены ударным, оборонительным вооружением и радиотехническими средствами, созданными по последнему слову техники. Они предназначены для ведения локальных боевых действий в прибрежных акваториях.

«Отцом» этой идеи и «генератором» последующих действии стал начальник управления военно-морских операций штаба ВМС США адмирал Вернье Кларк. Позиция адмирала такова, что литоральные корабли необходимы там, где нет смысла применения кораблей океанского типа по тактическим или финансовым соображениям.

Литоральные зоны

Это подразумевает ведение боевых действий в районе малых глубин. Однако в российской военно -морской литературе, да и сложившейся практике действий ВМФ РФ, такой термин употребляется несколько в переносном значении. Литораль- область дна моря или океана, подлежащая затоплению при приливе и образованию мелей при отливе. С позиции тактики действий ВМФ в «классике»- это совсем небольшая зона, чтобы для контроля ситуации в ней возводить новый класс кораблей. Западные военно- морские стратеги дефинируют литоральную зону, как область пересечения водной стихии и берега, включающую в себя берег моря, линию берега, береговой склон, находящийся под водой. В их понятии, все эти объекты могут достигать ширины от нескольких метров до нескольких километров. В российской военно-морской теории эта часть акватории обозначается, как «прибрежная морская зона» (от англ. «litoral» - прибрежный).

Поэтому, с наших позиций, корабли ВМС США типа Independene и Freedom необходимо рассматривать с позиции тактики действия кораблей ближней морской зоны.

Концепция действий кораблей ближней морской зоны

Как мыслят американские военные стратеги, концепция использования кораблей ближней морской зоны достаточно проста и размещается всего в двух основных директориях.

Первая- использование по прямому предназначению. Это применение против надводных малых и средних кораблей, небольших субмарин, береговой артиллерии, минных передвижных и стационарных комплексов. Таким образом, для выполнения этих боевых задач требуется создание военного корабля класса DD(X), который в случае необходимости мог действовать по второй директории, вплоть до использования в качестве корабля десанта для подразделений спецназа или служить базовым кораблем для пуска крылатых ракет.. Такой широкий спектр возможностей литорального корабля предполагает его быструю трансформацию в тот вид плавательного средства, которое будет необходимо для выполнения поставленной боевой задачи.

Особенностью создания таких кораблей явился принцип модульной сборки с внедренным вариантом т.н. «архитектуры открытого типа», который дает возможность применять последние технологии постройки наравне с современными стройматериалами.

Тендер по созданию литоральных кораблей

Интерес к данному проекту проявили 6 компаний, в результате отбора, проведенной комиссией ВМС США, осталось три претендента: «Дайнэмикс», «Локхид», «Рэйтеон» - известные в США фирмы. Каждый концерн получил на руки контракт, «Дайнэмикс» на 9 млн.долл., остальные киты военной индустрии - на 10 миллионов долларов. Через год эскизы литоральных кораблей были представлены на рассмотрение комиссии.

Проект «Дайнэмикс», предполагал разработку боевого корабля по типу тримаран. Преимущества такого типа корабля наряду с высокими мореходными качествами заключались в большой скорости (свыше 50 узлов) и функционирование корабля с небольшим экипажем, около 25 человек. По замыслу создателей, он предназначен для решения задач по:
- противодействию морским пиратам и террористам
- противодействию катерам береговой охраны, даже при атаке в развернутом порядке
- организации поисковых мероприятий и уничтожения субмарин противника, находящихся в прибрежной зоне
-проведению противоминных действий
-оказанию помощи другим кораблям

Проект «Локхид» предполагал разработку и использование в строительстве корпуса корабля под наименованием «морской клинок», оп представлял собой вариант совмещения классических форм корабля с вариантом типа «глиссер». Такой формой постройки пользовались полуспортивные быстроходные суда, которые устанавливали скоростные рекорды в трансатлантических переходах. Для достижения успеха при принятии заказа военными моряками проектанты «Локхид» выполнили все требования заказчика, особенно условия по ваимозаменяемости и универсальности, при этом поставив модульное оборудование на свой образец.

И последний, проект« «Рэйтеон» предлагал решение задачи создания литорального корабля на основе малого ракетного катера «Skjold» (Норвегия). Здесь концерн «Рэйтеон» отвечал за создание, внедрение и взаимодействие систем корабля, а проект постройки корпуса судна проводила другая специализированная инженерная группа. Этот проект был отличен тем, что катер создавался на воздушной подушке, поэтому он не подошел ВМС США.

Использование других типов кораблей

Пока военное ведомство и законодатели занимались бумажными вопросами, готовясь к пуску программы по литоральным кораблям, морское руководство апробировало различные варианты применения модульных систем на нетрадиционных типах кораблей.

Одним из вариантов опытного применения стал корабль с небольшой площадью ватерлинии под названием «Sea Fighter», который уверенно действует в различных экстремальных ситуациях. Одним из основных требованиям к разработчикам при использовании базы этого корабля, должна была стать модульная система комплектации судна, причем такой кораблю должен служит базой для приема/посадки вертолетов, а также «маломерок», в т.ч. и «автоматов-беспилотников». Корабль в начале июня 2003 года был спущен на воду для проведения ходовых испытаний. В конце месяца, показав себя с лучшей стороны, корабль было введён в состав ВМС США.

Тактические характеристики «Sea Fighter»

Водоизмещение -950 т.
Длина – 80 м.
Ширина – 22 м
Осадка – 3,5 м
Дальность морского перехода -4400 миль
Экипаж -26 чел.
Силовая часть – комбинированная, в состав газоэнергетической установки входит 2 дизеля MTU 595 и 2 газотурбинных двигателя LM 2500

Остальная комплектация Sea Fighter

2 поворотных «водомета» применяются в качестве движителей корабля, располагаются по одному в каждом корпусе катамарана. При синхронной работе всех агрегатов корабля скорость корабля доходит до 50 узлов.

Корабль оснащен 2 палубами для посадки геликоптеров, на корме смонтировано приемно-выпускное устройство для различного рода подводных и надводных автоматизированных и других аппаратов, решающих широкий спектр задач, от разведывательно - диверсионных до противоминных.

Назначение и испытание корабля

Корабль с небольшой площадью ватерлинии Sea Fighter предназначен для решения двух главных проблем. Это изучение реальных внутренних ресурсов такой системы кораблей и запуск системы модульного построения морских судов, в том числе в комплектовании вооружением. Планировалось использовать т.н. контейнерный вариант комплектования надстроек судна по принципу блочной схемы электронных приборов. При этом каждый контейнер представляет электронный комплекс различных видов противодействия противнику.

Начальные тесты Sea Fighter сразу же дали позитивные результаты. Результаты опытов были учтены в программе разработки LCS обоих видов. В последнее время руководство ВМС США активно исследует вопрос об участии кораблей типа Sea Fighter в планируемых операциях, как ВМС США, так и применения этих кораблей в зонах экономических интересов Америки и при решении вопросов, касающихся внутренних проблем США на водных просторах. При оперативной целесообразности быстрого перемещения войск с помощью таких кораблей осуществляется перемещение воск в зоны национальных интересов США.

Результаты проведенных испытаний

В февраде 2004 года надзорный орган Конгресса США в целом одобрил проект, представленный ВМС США о целесообразности приобретения кораблей прибрежной зоны для нужд американского флота. В мае этого же года военно-морское ведомство США объявило результаты тендера, по которому концерны «Дайнэмикс» и «Локхид» получили контракты стоимостью около 80 млн. и 47 млн. долларов соответственно. «Дайнэмикс» будет строить корабли, получившие кодовое обозначение LCS 2 и LCS4, а «Локхид» будет строить корабли, получившие кодовое обозначение LCS 1 и LCS3. Общая стоимость контрактов на постройку всех кораблей будет составлять 540 и 425 млн. долларов соответственно. Вообще на постройку всех кораблей такого типа американцы готовы потратить более 4 млрд. долларов.

В начале июне 2005 года начато строительство головного литорального корабля типа LCS 1 Freedom, построен в 2006 году. В ноябре 2008 года он был введён в состав ВМС США.

В январе 2006 года «Дайнэмикс» начал строительство на верфи тримарана Inderpendence , в апреле 2008 года его строительство было закончено и в январе 2010 года на нем был поднят военно-морской флаг флота США.

После этого программа постройки кораблей прибрежной зоны была свернута. Изначально назывались причины роста цен по контракту, впоследствии программы были закрыты из-за отсутствия финансирования Конгрессом США.

С трудом построенные литоральные корабли LCS3 и LCS4 концернами «Дайнэмикс» и «Локхид» в ходе динамических испытаний показали неудовлетворительные результаты, было выявлено много дефектов и неисправностей.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.