Типы и формы интеграции. Что такое интеграция? Международная экономическая интеграция Формы международной экономической интеграции капитала

Итак, международная интеграция развивается на уровне предприятий и на уровне государств.

Институциональный тип интеграции, или интеграция государств, - это объективный и направляемый процесс взаимопроникновения, сращивания национальных процессов, в результате чего сближаются прежде всего экономические, затем социальные, политические, институциональные структуры объединяющихся государств. Формы, или виды, региональной интеграции характеризуются степенью обеспечения свободного перемещения факторов производства внутри интеграционной группы.

Рассматривая международную интеграцию с точки зрения обеспечения свободного перемещения факторов производства в интеграционном образовании, а также с позиции постепенного и последовательного развития - от простого к сложному, интеграционный процесс можно разложить по следующим этапам международной экономической интеграции (МЭИ):

  • - зона свободной торговли (ЗСТ);
  • - таможенный союз (ТС);
  • - общий рынок (ОР);
  • - экономический союз (ЭС);
  • - экономический и валютный

союз (ЭВС);

  • - полная экономическая и политическая интеграция.
  • 2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий, - интеграция капиталов и активов компаний:
    • - горизонтальная интеграция предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таки образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров;
    • - вертикальная интеграция - это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, но связанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

Формы частнокорпоративной интеграции:

  • - создание совместных предприятий (СП);
  • - осуществление международных производственных и научных программ.

В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками .

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - Политического союза. Он совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической валютно-финансовой политики. Главная особенность данной формы интеграции состоит в создании наднациональных структур управления и проведения единой социально-экономической политики.

Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежно облекается в определенные политические формы. Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".

Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, при котором правительство ориентируются на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками. Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс мало управляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и, по существу, не стимулирует развитие интеграции. Органы содружества в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников .

Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для сообществ характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.

Союз как форма организации предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство; преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование надгосударственных функций исполнительной, представительной и судебной властей союза.

Таблица 1

Сравнительная характеристика форм региональной интеграции

Таким образом, высшая ступень региональной интеграции - политический союз. Он предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование.

Интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

  • · зона свободной торговли,
  • · таможенный союз,
  • · общий рынок,
  • · экономический союз,
  • · политический союз.

У всех этих этапов, или форм, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль над внешнеэкономическими связями. В то же время каждая форма интеграции имеет специфические черты. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Зона свободной торговли - первичная форма экономической интеграции", при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. В условиях зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.

Специфическим видом региональной интеграции выступает таможенный союз. Таможенный союз - объединение государств для расширения взаимного экономического сотрудничества и проведения совместной внешнеэкономической политики. Создается на базе договора между двумя или более государствами и предполагает отмену таможенных пошлин и других барьеров на пути товаров во взаимоотношениях договаривающихся государств и формирование единого таможенного пространства. В отличие от зоны свободной торговли таможенный союз предполагает введение общего таможенного тарифа по отношению к остальным странам и проведение общей внешнеторговой политики. Участники союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Общий рынок - одна из форм экономической интеграции государств, предполагающая снятие барьеров в экономических отношениях между странами (в области движения товаров, капиталов, рабочей силы), создающими эту организацию, и проведение ими общей внешнеэкономической и некоторых элементов внутриэкономической политики, так как в условиях значительной роли государства в развитии экономики отмена барьеров во взаимных отношениях еще не ведет к реальному созданию единой экономической территории. Здесь все характеристики таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения. Четвертый этап интеграционного объединения - создание зрелого единого внутреннего рынка. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. Экономический союз - одна из форм экономического объединения государств, более развитая форма экономической интеграции, предполагающая не только снятие барьеров во взаимной торговле, как в зоне свободной торговли или таможенном союзе, но и проведение общей экономической политики. При этом наднациональное регулирование, связанное с функционированием экономического союза, предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в сферу производства. Это регулирование в условиях частного предпринимательства и действия закона стоимости как главного регулятора производства призвано вносить лишь определенные коррективы в механизм рынка в целях стимулирования процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, изменения межотраслевых пропорций, ослабления тех или иных социальных противоречий и т.д. Для этого может использоваться общая для всех стран налоговая политика, субсидирование развития отдельных производств или районов из общих фондов союза, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее, и в условиях экономического союза национальное государство сохраняет в своих руках такую важную экономическую функцию, как перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Сосредоточение в руках национального государства довольно значительной части создаваемого продукта является одной из существенных форм экономического обособления отдельных стран внутри союза, что составляет объективную основу для противоречий между ними.

Формирование экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка. Но оно идет. Этот этап предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства проведение общей экономической и социальной политики, а также унификацию законодательств в ключевых областях экономики. На этапе экономического союза возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.

По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Определение понятию интеграция (исходя из латинского integration - соединение) можно дать как процесс объединения частей в целое. Отсюда следует, что экономическая интеграция - это объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция проявляет себя в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Экономическая интеграция является характерной особенностью современного этапа мировой экономики, которая в конце XX века стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.

Экономическая интеграция имеет место как между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями, так и на уровне национальных хозяйств целых стран, то есть международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы. На национальном уровне страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций. На межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Между странами - участницами труда, происходит более интенсивный обмен товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. В результате - национальные экономики «проникают» друг в друга, переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Выделяют несколько основных видов интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, политический союз.

Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

Зона свободной торговли (Free trade area) -- это тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Североамериканская зона свободной торговли -- НАФТА (North American Free Trade Agreement -- NAFTA) - соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

Европейская ассоциация свободной торговли - в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

Балтийская зона свободной торговли - соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);

Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей - подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

Бангкокское соглашение - соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

Таможенный союз -- соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны -участницы Таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.

Общий рынок -- форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства: капитала, трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процесcов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейскоого Союза (ЕС).

Экономический союз -- наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер; для ускорения формирования экономического союза Европейский союз в декабре 1991 г. принял в г. Маастрихте решение ускорить выполнение вышеназванных целей и ввести единую валюту евро с образованием единого эмиссионного центрального банка

Политический союз -- высшая ступень региональной интеграции -- предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза.

Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу.

Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются:

  • - организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства);
  • - общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.);
  • - общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики.

Выделяют следующие формы экономической интеграции: Преференциальная зона объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары. Зона свободной торговли (Free trade area) (ЗСТ) - тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты. Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой; Европейская ассоциация свободной торговли между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией; Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей; Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой; Таможенный союз, ТС - соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Общий рынок - форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства - капитала, трудовых ресурсов - через границы стран, являющихся членами общего рынка. Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Экономический союз - один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками: Таможенный союз, Общий рынок, Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики. Экономический и валютный союз (ЭВС) - один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками: Таможенный союз, Общий рынок, Экономический союз, Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики

Еще по теме Формы экономической интеграции:

  1. Содержание и формы международной экономической интеграции
  2. 1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Содержание понятия «интеграция»

В последнее время очень часто мы сталкиваемся с таким термином, как «интеграция». В переводе с латыни это слово означает «объединение». Оно часто употребляется в различных контекстах. Можно встретить сообщения об интеграции наук, интегрированных уроках, об интеграции политических сил и организаций. Буквально это означает объединение ресурсов и возможностей для достижения определенных целей.

Интеграция означает не просто объединение, а создание из разрозненных компонентов единого целого. Интеграция наук приводит к возникновению новых научных отраслей: биофизика; биогеография; зоопсихология, социометрия и т.п.

Политическая интеграция приводит к созданию политических союзов. Это могут быть как внутригосударственные политические объединения (например, слияние партий), так и международные союзы вплоть до объединения государств (Объединенные Арабские Эмираты, Объединенная Арабская Республика и пр.).

Особенности экономической интеграции

Экономическая интеграция развивалась на основе территориального разделения труда, специализации и кооперирования производства. Она предполагает объединение разрозненных предприятий и хозяйственных организаций в единый экономический комплекс. Интеграционные процессы могут происходить на национальном уровне. Тогда формируется единый национальный хозяйственный комплекс.

Международный уровень интеграции предполагает сближение национальных хозяйств различных стран. Он сопровождается сближением нормативно-правовой базы стран-участниц, их образовательно-культурной сферы. В дальнейшем возможно объединение и финансовых систем. Международная экономическая интеграция представляет собой высший уровень развития мирового хозяйства.

Определение 1

Мировой экономической интеграцией называют совокупность процессов хозяйственно-политического объединения государств примерно одного уровня развития на базе формирования стабильных взаимосвязей и международного территориального (географического) разделения труда, углубления взаимодействия между предприятиями и организациями этих государств.

Формы международной интеграции

Взаимодействие субъектов международной экономической деятельности происходит в различных формах. Субъектами экономической интеграции выступают предприятия, частные лица, частные и государственные организации, которые могут осуществлять международную экономическую деятельность, научно-техническое сотрудничество и обмен. Объектами международной интеграции являются товары и услуги, трудовые и финансовые ресурсы.

Формами международных интегративных процессов можно считать:

  • устранение препятствий (барьеров) в движении товаров и ресурсов между странами-участницами;
  • сближение рынков стран-участниц и формирование единого рынка;
  • сближение экономик стран вплоть до полного их слияния;
  • устранение любой дискриминации партнеров в национальных экономиках.

Согласно другим источникам выделяют следующие формы международной экономической интеграции:

  • создание зоны свободной торговли;
  • образование таможенного союза с установлением единого внешнеторгового тарифа, проведением единой внешнеторговой политики;
  • формирование общего рынка всех видов ресурсов и товаров, согласование экономической политики стран-участниц;
  • создание валютного и экономического союза с проведением единой экономической и валютно-финансовой политики, формирование единого нормативно-правового поля.

Замечание 1

Последняя форма является наиболее сложной разновидностью интеграции. Следующим шагом может быть уже слияние (объединение) государств-участников в единое государство.

Помимо этого выделяют несколько моделей интеграции: Западноевропейскую, Североамериканскую, Латиноамериканскую, Азиатско-тихоокеанскую, интеграция стран СНГ, интеграция развивающихся стран.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.