Квн"в мире птиц" методическая разработка по биологии (7 класс) на тему. Квнв мире птиц Каким зверям холодней большим или маленьким почему

Внеклассное мероприятие: «Мир наших увлечений»

Цели внеклассного мероприятия : привлечь ребят к кружковой работе, организовать их досуг; развивать творческую индивидуальность учащихся.

Ход внеклассного мероприятия

Ведущий.

Привет вам, друзья наши юные,

Веселые, смелые, умные,

Спортсмены, танцоры, артисты,

Искатели и планеристы,

Будущие шоферы и мастера,

Слесари и доктора,

Космонавты, фантасты, романтики,

Физики, химики, математики.

Сегодня мы поговорим о своих увлечениях и интересах. Альберт Дюрер писал: «Перед тобой различные искусства, выбери из них одно, которое должно пойти тебе на пользу, изучи его, не унывай и не теряй терпения из-за трудностей, пока ты не достигнешь того, что оно станет доставлять тебе радость».

Ребятам предлагается разделиться на команды по интересам.

Ведущий. Готовы? Тогда отправляемся в путь!

Станция «Спортивная»

Станция может находиться в спортзале.

Ребята, занимающиеся в секции бокса или кикбоксинга, рассказывают о своем любимом виде спорта и демонстрируют показательные бои.

Многие люди считают, что бокс должен быть объявлен вне закона. В истории бокса это случалось много раз. Довод его противников таков: это слишком жестокий и даже варварский вид спорта.

Интересно, как бы они отреагировали, увидев первые боксерские поединки, которые происходили в Древней Греции на Олимпиадах и других соревнованиях! Некоторые из тогдашних правил бокса были похожи на современные. Но было одно большое различие: вместо перчаток бойцы надевали так называемый цестус. Это была накладка из кожи, обитая свинцовыми и бронзовыми пластинками. Удар цестусом, как вы догадываетесь, мог быть просто сокрушительным!

После падения Римской империи бокс исчез и не появлялся вновь, пока не был возрожден в Англии в начале XVIII в. Вскоре он стал очень модным спортом, и так продолжалось на протяжении более чем ста лет.

Бои проводились голыми кулаками. Многие из них длились несколько часов. Разрешались борьба и броски. Раунд заканчивался только тогда, когда одному из бойцов удавалось сбить противника с ног, а время между раундами могло колебаться. Эта жестокая схватка продолжалась до тех пор, пока один из бойцов в начале очередного раунда оказывался не в состоянии выйти в центр ринга.

Естественно, что бокс в такой жестокой форме окончательно настроил против себя общество. Для спасения этого вида спорта надо было что-то менять. С этой целью стали применять перчатки, набитые мягким материалом, например ватой. Затем понемногу правила становились более гуманными. И наконец в 1867 г. был сделан важный шаг: маркиз Куинсберри предложил свод правил, которые пошли бы на пользу боксу и вернули ему былую популярность. В частности, продолжительность каждого раунда ограничивалась тремя минутами. Перерыв между раундами должен был длиться одну минуту. Эти правила были приняты во всем мире и действуют по сегодняшний день.

До XX в. боксом занимались в основном в двух странах: Англии и США. Но с тех пор этот вид спорта успел широко распространиться по всему миру и стать одним из самых популярных.

Представители футбольной команды рассказывают о современном футболе и демонстрируют свое умение владеть мячом.

Современный футбол - это техника, ритм, жесткость. Это тотальный футбол, т. е. все игроки должны быть способны выполнить любые действия как в обороне, так и в атаке, препятствуя противнику на футбольном поле или нападая. Все игроки должны быть одновременно и защитниками, и нападающими. Это связано с работой высокой интенсивности и требует от спортсмена отличной физической подготовки.

Различные виды подготовки, применяемые в современной тренировке футболистов (общая физическая, технико-тактическая, волевая, психологическая), направлены на совершенствование двигательных качеств, так как мастерство спортсменов тесно связано с уровнем их развития. Современный футбол характеризуется быстротой и непрерывностью. Игрок должен сочетать высокую технику с быстротой. Медлительные игроки отходят на второй план, уступая быстрым и техничным спортсменам. Игрок стремится как можно меньше времени владеть мячом лично, так как техника быстрых действий - это фундамент современного футбола.

Ребята, посещающие плавательный бассейн, рассказывают о различных способах плавания.

Человеку не дано от природы умение плавать, как многим животным. Естественно, человек должен был научиться плавать, наблюдая за животными, которые плавают благодаря инстинкту.

Первый способ плавания, который освоил человек, известен под названием «грести по-собачьи», т. е. имитируя плавание собаки. Но потом человек захотел найти такой способ плавания, который давал бы ему больше возможности координировать движения рук и ног, а также способность долго держаться на поверхности воды. И более двух тысяч лет тому назад человек освоил новый вид плавания, известный как брасс. Этот вид все еще используется многими людьми для определения больших дистанций в открытой неспокойной воде.

Следующий вид плавания, которому научился человек, был боковой. В нем движения ног напоминали взмах ножниц. Потом человек научился плавать саженками. Этот вид плавания позволял развивать большую скорость.

Следующий вид плавания был назван «треджен», по имени англичанина Джона Треджена, его «изобретателя». Этот стиль состоит из чередующихся гребков рук и ударов ног типа «ножницы». Джон Треджен установил большое количество рекордов в плавании, используя этот стиль.

Следующий стиль, к которому мы подошли, - кроль. Он назван так потому, что очень похож на ползание. Он был привезен в Англию в 1902 г. Ричардом Кавиллем, который научился ему в Австралии, где этот стиль широко использовался местными жителями. Сначала он был назван «австралийский кроль». Люди, плававшие этим стилем, установили так много рекордов, что кроль был признан самым скоростным среди всех стилей плавания.

Плавание высоко ценилось в Древней Греции и Риме и рассматривалось как часть тренировки воинов.

Ведущий . Кто с детских лет со спортом дружит, всегда здоров, красив, и ловок, и силен. Спешите записаться в спортивные секции! Да здравствуют сетки, мячи и ракетки, зеленое поле и солнечный свет!

Станция юных туристов

Ведущий.

Есть десяток звезд над головой,

Компас, ледоруб и котелок.

Так открой рюкзак, ведь это не впервой -

Разложить в походе костерок.

Вы, конечно, догадались, что мы прибыли на стацию туристическую. Туризм - это и спорт, и романтика, и крепкая, сплоченная дружба.

Тем, кто по белому свету блуждает и кружит,

Делит последний промокший сухарь на двоих,

Гимном торжественным верой и правдой послужат

Песни, сложенные в наших палатках сырых.

Проводятся туристические конкурсы:

1. «Отбой» в спальный мешок.

2. Оказание первой медицинской помощи.

3. Преодоление «болота» на ходулях или по «кочкам».

4. Завтрак туриста (рецепты туристической кухни).

Станция юных натуралистов

Ведущий.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Юные натуралисты - знатоки и защитники всего живого на земле. Они приготовили для нас викторину «Знатоки природы».

1. Каким весенним напитком любят лакомиться и дети, и птицы, и звери, и насекомые? (Березовым соком.)

2. Каким зверям холодней: большим или маленьким? Почему? (Маленьким. Поверхность тела по сравнению с объемом тела большая, и во внешнюю среду отдается много тепла.)

3. У какого зверя ладони передних лап вывернуты врозь и наружу? (У крота.)

4. Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)

5. Почему весной не убивают пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, это обесценивает мех. Кроме того, у зверей весной появляются детеныши.)

В 1847 году Карл Густав Бергман, работавший в Гёттингенском университете, сформулировал правило, которое в упрощенном виде звучит так: «В более теплом климате теплокровные животные одного или близких видов мельче, а в более холодном — крупнее».

Поначалу выводы немецкого биолога, анатома и физиолога были восприняты научным сообществом с сомнением, но со временем стало очевидно, что Бергман как нельзя более точно охарактеризовал один из принципов эволюции.

Действительно, такая закономерность не только существует, но и хорошо заметна. Например, у животного, имеющего один из самых широких ареалов обитания, — волка. Аравийский волк, обитающий в Омане, Израиле и других странах Ближнего Востока, — тощее низкорослое создание весом около 15 килограммов. Несмотря на свои размеры, это свирепый хищник, библейский символ злобы и ярости.

Волк из северных лесов и египетский волк (ниже)

На Аляске же и на севере Канады водятся волки вдвое крупнее и впятеро тяжелее. Волки с севера Индии, воспитавшие Маугли, вряд ли достигали веса в четверть центнера, а вот зверь, на котором скакал Иван Царевич, потянул бы, существуй он в действительности, не меньше чем на 60 килограммов, как матерый волк лесной зоны России.

Аналогичная ситуация с пумой. Разброс в весе у особей, обитающих на экваторе и на юге Канады или Аргентины, — от 60 до 110 и даже, в исключительных случаях, 120 килограммов.

Изменения заметны и по мере подъема в горы. Чем выше и, соответственно, холоднее, тем крупнее животные. Если же рассматривать животных близких видов, то правило Бергмана еще очевиднее: малайский медведь, средний вес которого 45 килограммов, вдесятеро уступает по весу среднему белому медведю.

Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли.


Малайский медведь — самый мелкий представитель семейства медведей: в длину он не превышает 1,5 м. Обитает в Индии.

Хотите больших различий? Пожалуйста! Мысленно поставьте рядом самого маленького южного оленя, канчиля с Суматры, и самого большого северного — лося с Камчатки или Аляски. Разница просто фантастическая: 25 сантиметров в холке и 1200 граммов веса у первого и почти 2,5 метра и 650 килограммов у второго. Такое сравнение, может, не очень корректно, зато наглядно.

СБЕРЕЧЬ ТЕПЛО

В чем же секрет, почему по мере похолодания климата звери растут? Все дело в терморегуляции. Чем холоднее, тем важнее сохранить тепло тела, свести к минимуму теплоотдачу в окружающую среду. Ведь на поддержание постоянной температуры тела нужна энергия, то есть, в конечном счете, еда. Ее нужно добыть, что значит — тратить энергию. А зачем ее расходовать лишний раз?

На первый взгляд, чем больше поверхность тела, тем больше тепла теряет живое существо. Но рассматривать теплопотери сами по себе бессмысленно — важно их отношение к теплопродукции. Животные не только теряют тепло, но и производят его, и чем больше объем тела, тем больше джоулей оно выделяет в атмосферу.

Крошечный олень канчиль и лось с Аляски

С увеличением размеров тела рост объема опережает рост площади поверхности: у животного, которое станет в два раза шире, выше и длиннее, площадь тела увеличится в четыре раза, а объем — в восемь раз.

Таким образом, отношение потери тепла к его производству окажется в два раза выгоднее для «подросшего» зверя. В действительности, конечно, все не настолько математически точно, однако тенденция именно такова.

Разумеется, как и у любого правила, имеющего отношение к живой природе — то есть к сложнейшим динамичным системам из множества компонентов, — из правила Бергмана бывают исключения. Причины их могут быть самыми разнообразными.

От скудости кормовой базы, просто не позволяющей животным «набрать вес» и вынуждающей их мельчать, до расселения животных за пределы привычного ареала. В таких ситуациях картина может не быть «идеальной» из-за того, что прошло недостаточно времени.

Звери, переселившиеся севернее или южнее, еще не успели эволюционировать, ведь, как и большинство подобных процессов, у теплокровных изменение размеров в связи с климатом идет довольно быстро по палеонтологическим меркам, но медленнее, чем можно заметить «невооруженным взглядом».

Однако самые большие животные — слоны, бегемоты, жирафы — обитают там, где очень жарко. И это не противоречит правилу Бергмана. Таким гигантам доступны чрезвычайно обильные ресурсы пищи. И было бы странно ими не воспользоваться — раз уж можно отъесться до больших размеров, что само по себе приятно, а заодно «вывести» себя из-под угрозы хищников, которым не справиться с великанами.

Вот только эти животные постоянно испытывают риск перегрева, поскольку теплопродукция у них огромна — поэтому, решая проблемы теплоотдачи, им приходится идти на всевозможные ухищрения. Например, большую часть времени сидеть в воде, как гиппопотамы, или отращивать огромные уши, как слоны.

ПОЛЮС БЛИЖЕ -УШИ МЕНЬШЕ

Правило Бергмана редко рассматривают в отрыве от другого экогеографического правила, авторство которого принадлежит американскому зоологу Джоэлу Аллену. В 1877 году Аллен опубликовал работу, где обратил внимание специалистов на взаимосвязь между климатом и строением тела теплокровных животных родственных видов: чем холоднее климат, тем меньше у них выступающие части тела относительно общих его размеров.

И напротив, чем теплее климат, тем длиннее уши, хвосты и ноги. За примерами опять же далеко ходить не надо: фенек и песец. Пустынная лисица знаменита своими огромными ушами-парусами, у песца же ушки маленькие, зимой едва торчащие из густой шерсти.

Песец и фенек (ниже)

Индийский и африканский слоны живут в теплом климате, а их родственник сибирский мамонт обитал в стране морозов. У африканского слона огромные уши, у индийского заметно меньше, а у мамонта и вовсе были по слоновьим меркам совершенно несолидные.

Закономерности в размере выступающих частей тела также связаны с теплообменом. Через хвосты, уши и ноги идет активная теплоотдача, поэтому на севере или в высокогорье их размер выгодно минимизировать. Причем речь здесь идет уже не только о напрасной потере тепла, но и о том, чтобы сохранить орган в целости. Длинные хвосты и большие уши могут попросту отмерзнуть так, что разовьется некроз тканей — это порой происходит с собаками, которых горожане привозят в тундру из мест с умеренным климатом. В подобных случаях уши и хвосты несчастным четвероногим приходится ампутировать.

Индийский слон

А там, где тепло, длиннохвостым и ушастым — самое подходящее место. Поскольку через эти органы идет активная теплопотеря, они здесь не обуза, а напротив, средство охлаждения организма, действующее наподобие радиатора компьютерного кулера. Возьмем для примера слона. В его большие, богатые кровеносными сосудами уши поступает кровь.

Здесь она охлаждается, отдав тепло в окружающую среду, и возвращается в туловище. То же самое можно сказать о процессах в хоботе. Мы не знаем, а только предполагаем, насколько энергозатратным было владение хоботом для мамонтов. Спасало древних животных то, что хобот был с довольно солидной жировой прослойкой и, как и остальное тело мамонта, покрыт густой шерстью.

Есть ли еще какие-то правила, описывающие зависимость внешности животных от климата? В 1833 году, то есть до того как Бергман постулировал свое правило, немецкий орнитолог Константин Вильгельм Глогер, работавший в Бреслау (нынешнем Вроцлаве) , заметил: у родственных видов птиц (а как показали дальнейшие наблюдения — у млекопитающих и некоторых насекомых тоже) пигментация разнообразнее и ярче в теплом и влажном климате, нежели в холодном и сухом.

Те, кому повезло попасть в хранилище Зоологического музея МГУ, могли видеть там десятки висящих одна за другой волчьих шкур. Рыжевато-бурые длиной не больше метра, палевые чуть длиннее, серые — еще длиннее и, наконец, огромные, в человеческий рост, почти что белые с легкой примесью серых и черных волосков. Рыжие южные и белые северные волки — это пример правила Глогера.

Другой пример — розовый скворец, обитатель теплых стран, и скворец обыкновенный, темный в светлую крапинку. Сначала предполагали, что такое распределение связано с необходимостью маскировки: среди яркой зелени с разноцветными лепестками цветов легко не заметить райскую птицу с ее буйством красок в оперении, а вот белая куропатка будет как на ладони.

Розовый скворец и обычный (ниже)

А радужной колибри будет так же неуютно в тундре — и велика вероятность, что еще раньше, чем она замерзнет, птичка окажется в чьих-то зубах или когтях. Версию с маскировкой и сейчас не отрицают, однако выяснилось, что здесь работает еще один фактор: в теплой и влажной среде синтез пигментов протекает активнее.

Есть интересное исключение из правила Глогера. Это так называемый индустриальный меланизм, впервые обнаруженный в Англии, а затем в Северной Америке. Примером его могут служить бабочки, обитающие в местах с развитой промышленностью. Фабрики выбрасывали дым и копоть, стволы берез и лишайники темнели. Белые бабочки на их фоне становились заметны, их поедали птицы.

Выживали те насекомые, кто из-за случайной мутации оказывался меланистом (черным). Постепенно количество черных особей в популяциях стало достигать 90%, а ведь когда-то 99% были белыми.

Вениамин Шехтман
Журнал DISCOVERY Август 2014

КВН

«В мире птиц»

1) Ведущий сообщает о программе КВН и представляет команды, затем предлагает для разминки шесть шуточных вопросов.

1. Какой зверь всегда бежит под уклон?

(Река Тигр)

2. Какую более крупную птицу можно сделать из жаворонка?

3. Какие кошки никогда не ловят мышей?

(Железные кошки)

4. Какой гриб летает и плавает?

(Поганки)

5. Какая птица называется как часть музыкального инструмента?

6. Название какой птицы совпадает с фамилией известного русского писателя?

2) Ведущий предоставляет слово командам для приветствия.

Команды производят шуточные приветствия. Затем они задают друг другу вопросы. на которые отвечает капитан, предварительно посовещавшись с командой. (На размышление отводится 1 минута).

Вопросы 1 ой команды:

1. Какая певчая птица достает себе птицу, ныряя под лед? (Оляпка)

2. Каким зверям холодней – большим или маленьким? Почему? (Маленьким, т.к. их поверхность по сравнению с объемом тела, больше, они отдают во внешнюю среду больше тепла.)

3. Какого маленького зверька не ест крыса, хорек и почему? (землеройку, из-за резкого запаха.)

Вопросы 2 ой команды:

1. У какого зверя лапы вывернуты ладонями врозь и наружу? (У крота)

2. Почему старых лосей – быков называют сохатыми? (Рога похожи на соху)

3. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью наоборот? (Самцы тетеревов.)

3) Для следующего конкурса ведущий раздает командам по три карточки птиц. Команды должны на листочках за 3 минуты написать их видовые названия. Затем ведущий отдает листки в жюри. (Пока команды готовили свои ответы к третьему конкурсу, ведущий проводил игру с болельщиками команд: «Узнай птицу по голосу и по силуэту».) Заработанные баллы шли на счет команд.

4) Ведущий объявляет 4 ый конкурс: «Узнай, чьи это следы?»

Каждой команде дается по пять карточек с изображениями следов зверей и птиц. Посовещавшись с командой в течении 1 минуты, капитан дает ответы.

5) Конкурс стихотворений о птицах, зверях, природе.

Ведущий предлагает командам за 2 минуты вспомнить как можно больше отрывков из стихотворений на заданную тему.

Побеждает в этом конкурсе команда, вспомнившая большее количество стихотворений.

6) Конкурс для болельщиков команд.

Назвать птиц, занесенных в «Красную книгу» .

7) Последний конкурс, к которому команды готовились заранее: «Домашнее задание» Тема: «Инсценировка стихотворения или сказки, можно придумать свою, где главные герои – это птицы и другие звери».

В конце жюри подводит итоги и ведущий предлагает командам исполнить песни о птицах или природе.

Такие мероприятия очень полезны. Учащиеся в игровой форме вспоминают и изучают материал, и узнают, что-то новое, готовясь к таким внеклассным мероприятиям. Дети развивают свою познавательную активность и заинтересованность к предмету биология у них также возрастает.

Так, что несмотря на сложность подготовки таких мероприятий, я имею высокое моральное удовлетворение в том, что учащимся нравиться в этом участвовать и нравиться изучать предмет. А это стоит самого дорогого, воспитанию у детей любви к природе, братьям нашим «меньшим», чувства ответственности за свои поступки.
Игры упражнения

«Третий лишний»

«Редис, гравилат речной , капуста» - определить растения семейства крестоцветные.

«Редис , горох, клевер» - семейства бобовых.

«Гортань, кишечник , бронхи» - дыхательная система.

«Волк, белка , хорь» - отрад хищные.

«Чашелистики, листья , лепестки» - строение цветка.

«Найди утерянное»

а) В пищеварительной системе дождевого червя: рот, пищевод, зоб, желудок, кишечник (глотка, анальное отверстие)

б) Кого потеряла пчелиная семья? «Матка, рабочие пчелы» - (трутень)

в) Внутреннее строение моллюска на примере беззубки: ротовое отверстие, раковина, мантия, сердце и сосуды, кишечник, анальное отверстие, печень, мускулистая нога. (жабры)

г) Химический состав животной клетки: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, углекислый газ, кислород. (жиры, минеральные вещества)

д) Системы органов человека: опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, выделительная, половая. (дыхательная)
«Веселые экологические старты»

Вопросы на станциях

1. Станция «Знахарь».

а) Какие лекарственные растения используют при простуде? (Мать-и-мачеха, липа)

б) Какие растения используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник, чистотел)

в) Какое лекарственное растение могут определить даже слепые? (Крапива)

г) Большое скопление каких деревьев обладает целительным свойством? (Сосна)

д) Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)

2. Станция «Лесная тропа»

Узнай следы и сопоставь их с известными животными.

1.− Волк; 2.− Кабан; 3.− Белка; 4.− Медведь; 5.– Лиса.










2

5

3

1

4

3. Аналогичные задания можно дать на станции «Лесная поляна». По листьям, определить название дерева. По загадкам, названия грибов или по картинкам, определить съедобные и несъедобные грибы.
4. Станция «Юный натуралист»

1. Какие животные Тульской области находятся под охраной? (Косуля, ласка, выдра, олень европейский, олень пятнистый)

2. Какие растения охраняются в Тульской области? (Майский ландыш, ветреница дубравная, гусиный лук, медуница, хохлатка, печеночница, первоцвет весенний, рябчик русский, кувшинка белая)

3. Почему нельзя ломать деревья? (Очищают воздух, выделяют кислород, через ранки в дерево проникают губительные микроорганизмы, споры гриба – трутовика …)

4. Почему нельзя брать в руки вылетевших из гнезда птенцов? (Птицы – «родители» бросают эти гнезда и, оставшиеся в них птенцы погибают от голода)

5. Почему воздух в сосновом бору более целебен, чем в других лесах? (Хвойники выделяют фитонциды, которые в свою очередь убивают бактерии)

Это лишь некоторые виды станций на нашей игре, обычно их бывает – 6. Придумывайте свои варианты и играйте!
Проблемные мотивационные задания для групп

на уроках ботаники 6 кл.

Тема: «Общее знакомство с цветковыми растениями».

1. Задание: Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений? Почему вы так думаете?

2. Задание: В одном сказочном государстве злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Ответ – пояснить.

3. Задание: Девочка, по имени женя, любила обрывать у цветов красивые лепестки, так ли уж невинно это занятие? К чему оно может привести? Поясните свой ответ.

4. Задание: В любом ли уголке природы можно организовать заповедники для охраны редких растений и животных? На что необходимо обратить внимание при организации заповедника? Почему вы так думаете?
Тематический учет знаний по теме:

«Кровь. Кровообращение» - 8 класс

«Человек»

Задание 1. Каждому из членов группы дается карточка с заданиями:

Дать определение понятиям:

1. Кровь; лимфа; плазма крови; тканевая жидкость.

2. Тромбоциты, эритроциты, лейкоциты, фагоциты, лимфоциты.

3. Иммунитет, система органов иммунитета, антитела, антигены, врожденный и приобретенный иммунитет.

4. Группы крови. Составить схему: «Кто и какую группу крови, может отдавать, а какие принимать?»; универсальный донор, универсальный реципиент.

5. Сердце. Сколько в нем отделов? Створчатые клапаны, полулунные клапаны. Артерии, вены, капилляры.

6. Большой круг кровообращения. Маленький круг кровообращения.

7. Артериальное давление, пульс, тонометр. Гипертония, гипотония.

8. Гиподинамия, тренировочный эффект, функциональная проба.

№ 9. Составить схему большого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

10. Составить схему малого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

Верно или неверно?

Это могут быть задания общие для всей группы, так и индивидуального характера.


1.

а) Внутреннюю среду организма образуют кровь, лимфа, тканевая жидкость, ткани, образующие внутренние органы.

б) Лимфа, также как и кровь движется по кровеносным сосудам.

в) Кровь разносит питательные вещества и кислород и выносит углекислый газ и отработанные вещества.

г) В крови плазма составляет лишь 10 %, а клетки 90%.

д) Продолжительность жизни эритроцита составляет около 4 месяцев.

е) Тромбоциты – это кровяные клетки.

ё) Основная функция лейкоцитов – «барьерная».

Код: а; в; д; ё.

Код: 1; 5.

Код: 1; 3; 5.


4.

1. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.

2. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке.

3. Основу стенок сердца составляют гладкие мышцы.

4. Между правым персердием и желудочком находится 2 х створчатый клапан.

5. Сердечный цикл – это последовательное чередование периодов сокращения и расслабления.

6. Движение крови по сосудам обеспечивается работой сердца, разницей кровяного давления в артериях и венах, сокращением мышц.

Код: 1; 5; 6.
Тесты:

1.

Жидкая часть крови называется:

а) тканевой жидкостью

б) плазмой

в) лимфой

г) физиологическим раствором


2.

Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а) участие в свертывании крови

б) обезвреживание бактерий

в) перенос кислорода

г) выработка антитела


3.

Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

а) защиту от образования тромбов

б) иммунитет

в) постоянство внутренней среды

г) превращение фибриногена в фибрин


4.

Любой круг кровообращения начинается в:

а) одном из предсердий

б) одном из желудочков

в) предсердии или в желудочке

г) тканях внутренних органов


5.

Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

а) – вакцину

б) – сыворотку

в) – физиологический раствор

г) – антигены


6.

Антигенами называют:

а) белки, нейтрализующие вредные действия чужеродных тел и в-в.

б) чужеродные организменные вещества, способные вызывать ответственную иммунную реакцию

в) форменные элементы крови

г) особый белок, который назвали резус-фактором.


Код: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – б.

«В мире птиц»

1) Ведущий сообщает о программе КВН и представляет команды, затем предлагает для разминки шесть шуточных вопросов.

1. Какой зверь всегда бежит под уклон?

(Река Тигр)

2. Какую более крупную птицу можно сделать из жаворонка?

3. Какие кошки никогда не ловят мышей?

(Железные кошки)

4. Какой гриб летает и плавает?

(Поганки)

5. Какая птица называется как часть музыкального инструмента?

6. Название какой птицы совпадает с фамилией известного русского писателя?

2) Ведущий предоставляет слово командам для приветствия.

Команды производят шуточные приветствия. Затем они задают друг другу вопросы. на которые отвечает капитан, предварительно посовещавшись с командой. (На размышление отводится 1 минута).

Вопросы 1 ой команды:

1. Какая певчая птица достает себе птицу, ныряя под лед? (Оляпка)

2. Каким зверям холодней – большим или маленьким? Почему? (Маленьким, т.к. их поверхность по сравнению с объемом тела, больше, они отдают во внешнюю среду больше тепла.)

3. Какого маленького зверька не ест крыса, хорек и почему? (землеройку, из-за резкого запаха.)

Вопросы 2 ой команды:

1. У какого зверя лапы вывернуты ладонями врозь и наружу? (У крота)

2. Почему старых лосей – быков называют сохатыми? (Рога похожи на соху)

3. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью наоборот? (Самцы тетеревов.)

3) Для следующего конкурса ведущий раздает командам по три карточки птиц. Команды должны на листочках за 3 минуты написать их видовые названия. Затем ведущий отдает листки в жюри. (Пока команды готовили свои ответы к третьему конкурсу, ведущий проводил игру с болельщиками команд: «Узнай птицу по голосу и по силуэту».) Заработанные баллы шли на счет команд.

4) Ведущий объявляет 4 ый конкурс: «Узнай, чьи это следы?»

Каждой команде дается по пять карточек с изображениями следов зверей и птиц. Посовещавшись с командой в течении 1 минуты, капитан дает ответы.

5) Конкурс стихотворений о птицах, зверях, природе.

Ведущий предлагает командам за 2 минуты вспомнить как можно больше отрывков из стихотворений на заданную тему.

Побеждает в этом конкурсе команда, вспомнившая большее количество стихотворений.

6) Конкурс для болельщиков команд.

Назвать птиц, занесенных в «Красную книгу» .

7) Последний конкурс, к которому команды готовились заранее: «Домашнее задание» Тема: «Инсценировка стихотворения или сказки, можно придумать свою, где главные герои – это птицы и другие звери».

В конце жюри подводит итоги и ведущий предлагает командам исполнить песни о птицах или природе.

Такие мероприятия очень полезны. Учащиеся в игровой форме вспоминают и изучают материал, и узнают, что-то новое, готовясь к таким внеклассным мероприятиям. Дети развивают свою познавательную активность и заинтересованность к предмету биология у них также возрастает.

Так, что несмотря на сложность подготовки таких мероприятий, я имею высокое моральное удовлетворение в том, что учащимся нравиться в этом участвовать и нравиться изучать предмет. А это стоит самого дорогого, воспитанию у детей любви к природе, братьям нашим «меньшим», чувства ответственности за свои поступки.

Игры упражнения

«Третий лишний»

«Редис, гравилат речной , капуста» – определить растения семейства крестоцветные.

«Редис , горох, клевер» – семейства бобовых.

«Гортань, кишечник , бронхи» – дыхательная система.

«Волк, белка , хорь» – отрад хищные.

«Чашелистики, листья , лепестки» – строение цветка.

«Найди утерянное »

а) В пищеварительной системе дождевого червя: рот, пищевод, зоб, желудок, кишечник (глотка, анальное отверстие)

б) Кого потеряла пчелиная семья? «Матка, рабочие пчелы» – (трутень)

в) Внутреннее строение моллюска на примере беззубки: ротовое отверстие, раковина, мантия, сердце и сосуды, кишечник, анальное отверстие, печень, мускулистая нога. (жабры)

г) Химический состав животной клетки: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, углекислый газ, кислород. (жиры, минеральные вещества)

д) Системы органов человека: опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, выделительная, половая. (дыхательная)

«Веселые экологические старты»

Вопросы на станциях

1. Станция «Знахарь».

а) Какие лекарственные растения используют при простуде? (Мать-и-мачеха, липа)

б) Какие растения используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник, чистотел)

в) Какое лекарственное растение могут определить даже слепые? (Крапива)

г) Большое скопление каких деревьев обладает целительным свойством? (Сосна)

д) Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)

2. Станция «Лесная тропа»

Узнай следы и сопоставь их с известными животными.

1.− Волк; 2.− Кабан; 3.− Белка; 4.− Медведь; 5.– Лиса.

3. Аналогичные задания можно дать на станции «Лесная поляна». По листьям, определить название дерева. По загадкам, названия грибов или по картинкам, определить съедобные и несъедобные грибы.

4. Станция «Юный натуралист»

1. Какие животные Тульской области находятся под охраной? (Косуля, ласка, выдра, олень европейский, олень пятнистый)

2. Какие растения охраняются в Тульской области? (Майский ландыш, ветреница дубравная, гусиный лук, медуница, хохлатка, печеночница, первоцвет весенний, рябчик русский, кувшинка белая)

3. Почему нельзя ломать деревья? (Очищают воздух, выделяют кислород, через ранки в дерево проникают губительные микроорганизмы, споры гриба – трутовика …)

4. Почему нельзя брать в руки вылетевших из гнезда птенцов? (Птицы – «родители» бросают эти гнезда и, оставшиеся в них птенцы погибают от голода)

5. Почему воздух в сосновом бору более целебен, чем в других лесах? (Хвойники выделяют фитонциды, которые в свою очередь убивают бактерии)

Это лишь некоторые виды станций на нашей игре, обычно их бывает – 6. Придумывайте свои варианты и играйте!

Проблемные мотивационные задания для групп

на уроках ботаники 6 кл .

Тема: «Общее знакомство с цветковыми растениями».

1. Задание: Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений? Почему вы так думаете?

2. Задание: В одном сказочном государстве злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Ответ – пояснить.

3. Задание: Девочка, по имени женя, любила обрывать у цветов красивые лепестки, так ли уж невинно это занятие? К чему оно может привести? Поясните свой ответ.

4. Задание: В любом ли уголке природы можно организовать заповедники для охраны редких растений и животных? На что необходимо обратить внимание при организации заповедника? Почему вы так думаете?

Тематический учет знаний по теме:

«Кровь. Кровообращение» – 8 класс

«Человек»

Задание 1. Каждому из членов группы дается карточка с заданиями:

Дать определение понятиям:

№ 1. Кровь; лимфа; плазма крови; тканевая жидкость.

№ 2. Тромбоциты, эритроциты, лейкоциты, фагоциты, лимфоциты.

№ 3. Иммунитет, система органов иммунитета, антитела, антигены, врожденный и приобретенный иммунитет.

№ 4. Группы крови. Составить схему: «Кто и какую группу крови, может отдавать, а какие принимать?»; универсальный донор, универсальный реципиент.

№ 5. Сердце. Сколько в нем отделов? Створчатые клапаны, полулунные клапаны. Артерии, вены, капилляры.

№ 6. Большой круг кровообращения. Маленький круг кровообращения.

№ 7. Артериальное давление, пульс, тонометр. Гипертония, гипотония.

№ 8. Гиподинамия, тренировочный эффект, функциональная проба.

№ 9. Составить схему большого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

№ 10. Составить схему малого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

Верно или неверно?

Это могут быть задания общие для всей группы, так и индивидуального характера.

Код: а; в; д ; ё.

Код: 1; 5.

Код: 1; 3; 5.

Код: 1; 5; 6.

Тесты:

Жидкая часть крови называется:

а) тканевой жидкостью

б) плазмой

в) лимфой

г) физиологическим раствором

Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а) участие в свертывании крови

б) обезвреживание бактерий

в) перенос кислорода

г) выработка антитела

Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

а) защиту от образования тромбов

б) иммунитет

в) постоянство внутренней среды

г) превращение фибриногена в фибрин

Любой круг кровообращения начинается в:

а) одном из предсердий

б) одном из желудочков

в) предсердии или в желудочке

г) тканях внутренних органов

Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

а) – вакцину

б) – сыворотку

в) – физиологический раствор

г) – антигены

Антигенами называют:

а) белки, нейтрализующие вредные действия чужеродных тел и в-в.

б) чужеродные организменные вещества, способные вызывать ответственную иммунную реакцию

в) форменные элементы крови

г) особый белок, который назвали резус-фактором.

Код: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – б.

3. В какой доле коры больших полушарий расположена зрительная зона? 1. височной 2. лобной 3. теменной 4.затылочной 4.Какое

заболевание развивается у детей при недостаточном образовании тироксина?

1.микседима 2.базедогва болезень

3.кретинизм 4.сахарный диабет

5.Каким образом парасимпатический отдел вегетативной нервной системы влияет на работу пищеварительной системы?

1.не влияет 2.стимулирует

3.угнетает 4.расширяет

1. В каком отделе центральной нервной системы находятся центры ориентировочных рефлексов?

1.в среднем мозге 2. в продолговатом мозге

3.в промежуточном мозге 4.в коре больших полушарий

2. Какое вещество регулирует физическое и психическое развитие организма?

1.инсулин 2.тироксин

3. соматотропин 4.глюкагон

3. В какой доле коры больших полушарий расположена зона кожно-мышечного чувства?

1.лобной 2.затылочной

3.височной 4. теменной

4.Какое заболевание развивается у человека при недостаточном образовании кортикоидов (гормонов коркового слоя надпочечников)?

1.микседема 2. гигантизм

3.бронзовая болезень 4.карликовость

5.Какое из перечисленных веществ усиливает работу сердца?

1.брадикардин 2.ионы кальция

3.ацетилхолин 4.ионы калия

1.Смещение костей в суставе больше допустимой величины (без выхода головки одной кости из суставной впадины другой) или в направлении, не соответствующем обычному, приводит к.......

1.ушибу 2.растяжению связок

2.При каких кровотечениях кровь алого цвета вытекает фонтанирующей пульсирующей струей?

1.артериальных 2.венозных

3..При каких кровотечениях кровоточит вся раневая поверхность, кровотечение обычно не сопровождается большой потерей крови и легку останавливается?

1.артериальных 2.венозных

3.капиллярных 4.всех видах кровотечений

4.Возбудителями какого из заболеваний человека являются вирусы?

1.туберкулез 2.амебиаз

3.стригущий лишай 4.натуральная оспа

5.Какие меры следует принять для профилактики столбняка?

1.сделать прививку

2.ввести сыворотку

3.принимать антибактериальные средства

4.принимать антивирусные препараты

1. Частичный или полный выход головки одной кости из суставной впадины

другой происходить при.....

1.ушибу 2.растяжению связок

3.вывиху суставов 4.перелому костей

2.Нарушение целостности кости происходить при....

1.ушибу 2.растяжению связок

3.вывиху суставов 4.перелому костей

1)какое дерево цветет позже всех?

2)ты натер ноги в пути. как облегчить боль?
3)какая птица умеет подражать голосам других птиц?
4)почему божью коровку птицы не клюют?
5)назовите самого прожорливого хищника планеты
6)какой зверь самый чистоплотный?
7)кто кукает у кукушки: самка или самец?
8)кто самая маленькая птица?
9)какое животное самое большое?
10)какая самая крупная летающая птица?

1. В качестве ответной реакции организма на охлаждение появляется дрожь (ритмическое сокращение мышц) . Как вы назовете эту реакцию организма- условным или
2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.