Общий совокупный годовой объем закупок. Что такое сгоз и как его считать

Что учитывает понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) по 44-ФЗ для расчета суммы закупок у СМП, СОНКО, что не учитывается, а также приведем пошаговую инструкцию для расчета объема закупок и калькулятор.

Что такое СГОЗ по 44-ФЗ

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) дается в статье 3 Закона 44-ФЗ. Это объем средств, которые были выделены заказчику для проведения закупочных процедур, а также для оплаты контрактов, заключенных ранее. Объем средств утверждается в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности.

Расчет этого показателя необходим для формирования отчетности и соблюдения требований законодательства. Будьте внимательны: ошибка в вычислениях может привести к крайне негативным последствиям - повышенному вниманию ФАС, внеплановым проверкам и штрафам.

Методика вычисления была разработана после возросшего количества споров вокруг необходимости включения в этот объем стоимости долгосрочных контрактов, которые заключили в прошлом году, а оплачивать должны в настоящем.

Как посчитать СГОЗ по 44-ФЗ

Рассмотрим основные правила расчета СГОЗ по 44-ФЗ. В совокупном объеме учитываются:

  • стоимость контрактов, которые стороны подписали в прошлом году, но заказчик должен перевести оплату в этом;
  • общая цена контрактов, которые стороны подписали в этом году и обязательства по которым будут исполнены в нем же (небольшие по срокам контракты);
  • стоимость контрактов, которые были подписаны в этом году, но будут исполнены частично в следующем периоде (в СГОЗ вносится только та часть, которая будет оплачена в этом году).

При расчете не нужно учитывать зарплату сотрудников, их командировочные выплаты, средства, которые идут на уплату налогов и других обязательных сборов, средства на возмещение вреда, который заказчик причинил физлицам или контрагентам в ходе работы. В итоге совокупный годовой объем закупок формируется из сумм, которые выделены на оплату товаров, работу и услуг. Цифра идентична лимитам бюджетных обязательств.

Для чего это нужно?

Во-первых, для принятия решения о создании контрактной службы (если объем более 100 млн руб.) или назначении контрактного управляющего (при показателе менее 100 млн руб.) - об этом сказано в части 2 статьи 38 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, определение необходимого объема закупок у малого бизнеса и социально значимых некоммерческих компаний. На них должно приходиться не менее 15% СГОЗ, если показатель меньше, заказчику грозит штраф.
В-третьих, для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у едпоставщика. Малые закупки у едпоставщика можно проводить в объеме 5% от СГОЗ, не больше 50 млн руб.
В-четвертых, для расчета объема закупок путем запроса котировок. Этим способом можно проводить закупки в объеме не более 10% от СГОЗ на сумму до 10 млн руб..

Рассчитанный показатель заказчик должен включить в план-график. Для этого используются методические рекомендации Правительства РФ.

По Закону № 44-ФЗ, вы обязаны закупать 15 процентов от СГОЗ у СМП и СОНО. Отчет о закупках у малого бизнеса вы обязаны разместить до 1 апреля. Сейчас подходит срок очередного отчета. Проверьте по калькулятору, выбрали ли вы нужный минимальный объем - это займет несколько секунд.

Расчет СГОЗ для разных способов определения поставщика

Рассмотрим примеры для разных случаев. Возьмем закупки у едпоставщика. В первой части статьи 93 Закона о контрактной системе установлены следующие лимиты (используется один из них по выбору). Объем закупок у едпоставщика не должен превышать:

  • 2 млн руб. в год;
  • 5% от СГОЗ и не должен быть больше 50 млн руб. в год.

Пример. Допустим, СГОЗ госзаказчика составляет 3 млн руб. По закону, он может проводить у едпоставщика закупки на 150 тыс. руб. (5% от СГОЗ). Этой суммы недостаточно, поэтому выгоднее пользоваться вторым способом расчета лимитов - не более 2 млн руб. в год.

Рассмотрим также методику расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся к СМП и СОНКО. У них нужно закупать на сумму не менее 15% от годового объема. Это можно делать двумя способами: установить ограничение на участие в процедуре только СМП и СОНКО или же обязать привлекать их в качестве субподрядчиков.

Правила здесь аналогичны. Рассчитаем объем закупок у СМП и СОНКО по данным из нашего примера. Если СГОЗ составляет 3 млн руб., у малых предприятий и социально-ориентированных НКО нужно закупить на сумму 450 тыс. руб.

Обратите внимание, что с 2019 года при расчете общего объема закупок учитываются процедуры с едпоставщиком, проведенные после несостоявшихся конкурсов, запросов котировок и запросов предложений в электронной форме.

Чтобы избежать штрафных санкций, правильно рассчитывайте СГОЗ и вовремя сдавайте отчетность.

Контракты заказчика:
1) в 2018 году на сумму 800 000 руб. Из них 500 000 руб. оплачены в 2018 году и 300 000 руб. перешли на 2019-й;
2) в 2019 году на сумму 900 000 руб. с полной оплатой в 2019 году;
3) в 2019 году на сумму 1 млн руб. с частичной оплатой в 2019 году (700 000 руб.). А 300 000 руб. заказчик оплатит в 2020 году.
СГОЗ в 2019 году составит 1,9 млн руб.: 300 000 руб. + 900 000 руб. + 700 000 руб.

СГОЗ – это совокупный годовой объем закупок. Это понятие и все его нюансы изложены в статье 3 ФЗ №44 «О госзакупках» от 5 апреля 2013 года. Это значение позволяет оценить работу компании, подготовить отчет перед контролирующими структурами, определить необходимые лимиты.

Что собой представляет СГОЗ

СГОЗ – это совокупный объем финансов, выделяемых фирме под покупку нужных услуг и продукции. Параметр нужно рассчитывать ежегодно. В рамках расчетов будут учитываться деньги, которые выделены по контрактам, заключенным до начала года. Предполагается, что эти финансы будут тратиться в текущем году. Предоставленные финансы утверждаются в смете или плане хозяйственной деятельности. Расчеты подразумевают суммирование показателей из некоторых строк сметы или плана.

Официальное формирование порядка расчетов СГОЗ обусловлено большим числом конфликтов. Последние вызваны неоднозначностями в нормативных актах. В частности, ранее было непонятно, стоит ли учитывать при расчетах стоимость долгосрочных контрактов, которые появились в предыдущем году и реализуются в нынешнем.

Для чего необходим СГОЗ

У предпринимателя может возникнуть вопрос о том, зачем нужно рассчитать СГОЗ. В статье ФЗ-44 о контрактной службе (часть 1 статья 38) указано, что иногда предприниматель должен организовывать контрактную службу для исполнения государственной закупки. Если СГОЗ составляет более 100 миллионов рублей, участник закупки обязан создать службу. Если же сумма меньше, то функции контрактной службы может выполнять одно лицо. Второй вариант выгоднее, так как организация службы предполагает большие расходы. Для того чтобы соблюсти закон, нужно заранее определять совокупный объем.

Показатель СГОЗ также используется при расчетах этих значений:

  • Минимальное число государственных закупок у малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере (часть 1 статьи 30 ФЗ №44).
  • Максимальное число заказов при осуществлении запроса котировок (часть 2 статьи 72 ФЗ №44).
  • Максимальное число контрактов у единственного поставщика (пункт 4 и 5 части 1 статьи 93).

Показатель совокупного объема закупок нужен при оформлении этих документов:

  • Отчет об объеме государственных закупок у малого бизнеса и НКО.
  • План график (пункт 2 части 3 статьи 21 ФЗ №44).

На портале «Госконтракт» указано, что государственные закупки могут осуществляться только на базе оформленного плана-графика.

Порядок определения СГОЗ по ФЗ №44

Для определения общего объема закупок используется формула. Она включает в себя эти компоненты:

  • Стоимость контрактов, появившихся в прошлом году. Предполагается, что оплачиваться они будут в текущем периоде.
  • Заключенные договоры, выполняемые и оплачиваемые в текущем году.
  • Контракты, заключенные в нынешнем году, которые подлежат выполнению в нынешнем и следующем году. В расчетах учитывается только та часть, которая будет уплачена в нынешнем периоде.

При установлении общего объема закупок учитываются эти расходы:

  • Зарплата и командировочные.
  • Деньги, которые будут направлены на уплату налогов и других платежей в государственную казну.
  • Выплата компенсации за нанесение ущерба, который был нанесен предпринимателем.
  • Доход от деятельности субъекта.
  • Средства, которые были выданы в рамках закупки.

Совокупный объем формируется из денег, предназначающихся для оплаты приобретенных товаров и услуг в актуальном периоде.

Что не учитывается при расчетах СГОЗ

Перечень контрактов, которые не учитываются при определении СГОЗ, установлен частью 1 статьи 30 ФЗ №44. В частности, это касается государственных закупок для малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере:

  • Оборонные заказы и закупки, обеспечивающие безопасность государства.
  • Предоставление кредитования.
  • Заказы, касающиеся применения атомной энергии.
  • Контракты у единственного поставщика (часть 1 статьи 83 ФЗ №44).
  • Закрытые аукционы и конкурсы.

То есть все эти положения можно исключать при проведении расчетов.

Инструкция по расчету СГОЗ

Правильный расчет предполагает установление лимитов закупки для малого бизнеса и НКО. Сначала человеку нужно определить полный объем покупок. Потом нужно вычесть из получившегося результата значения, не учитываемые при расчетах СГОЗ. Рассмотрим инструкцию по расчетам:

  1. Определяется общий объем закупок для конкретной организации за год.
  2. Из результата вычитывается сумма, положенная на оплату кредитов, закрытых закупок, оборонных продуктов и продуктов в сфере атомной энергии.
  3. Из результата вычитается 15%. Получившуюся величину нужно округлить в большую сторону. Нужно это вследствие высокого риска уменьшения стоимости в период аукциона.

При расчетах используется эта формула:

СГОЗ = П + Т + С

В ней используются такие значения:

  • П – контракты, оформленные в прошедшем году и предполагающие оплату в текущем году.
  • Т – контракты, полученные в текущем году, а также выполненные, предполагающие получение оплаты.
  • С – контракты, полученные в текущем году и актуальные в течение нескольких следующих лет.

Это общая форма для расчетов СГОЗ. Именно путем сложения этих показателей формируется общий объем закупок. Однако порядок расчетов будет разниться в зависимости от того, для какой компании нужно определять параметр.

Примеры расчетов

Рассмотрим простейший пример. В 2018 году для субъекта выделены лимиты на бюджетные контракты в объеме 10 000 000 рублей. Объем совокупных закупок на 2018 год составит 10 000 000 рублей. Но потом из этой суммы нужно вычитать суммы, положенные для оплаты полученных в 2017 году и выполненных в 2018 году контрактов. Это начальный показатель.

Пример расчета минимальной величины закупок у малого бизнеса и НКО

СГОЗ составляет 10 000 000 рублей. Из этой величины нужно вычесть стоимость закупок на базе пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44. К примеру, стоимость таких закупок составляет 3 000 000 рублей. Для определения лимита закупок для малого бизнеса нужно определить 15% от СГОЗ. Именно 15% и является минимальной величиной.

Расчеты будут следующими:

(10 000 000 – 3 000 000) * 15%.

Результат: 1 050 000 рублей.

Определение максимального объема закупок методом запроса котировок

Максимальный объем в данном случае равен 10% от размера СГОЗ. То есть проводятся эти расчеты:

10 000 000 * 10% = 1 000 000 рублей.

ВАЖНО! Годовая величина контрактов, созданных через осуществление запроса котировок, не может превышать 100 000 000 рублей.

Как ввести сведения в план-график

Для ввода показателя СГОЗ в план-график нужно зайти на сайт государственных закупок. В частности, требуется зайти в личный кабинет. Затем нужно выбрать вкладку «Реестры» и нажать на «План-график». Когда план откроется, выбирается пункт «Итоговые позиции». Сюда и нужно занести сведения о совокупном объеме.

Образовательные организации при осуществлении закупок руководствуются двумя законами: от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ). И в том, и в другом законе есть понятие годового объема закупок. Что это такое, зачем и как его нужно рассчитывать, расскажем в статье.

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) по Закону № 44-ФЗ.

Определение совокупного годового объема закупок (СГОЗ) дано в п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ: это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Почему важно знать его величину? Потому что исходя из нее образовательная организация сможет:

  • рассчитать объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП и СОНО);
  • понять, нужно ли создавать контрактную службу или достаточно контрактного управляющего;
  • определить объем закупок путем запроса котировок;
  • рассчитать объем закупок у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб.

Объем закупок у СМП и СОНО.

Согласно ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у данных организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.;

2) установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СПМ или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа данных организаций.

К сведению:

В силу Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относят компании, соответствующие критериям, названным в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 данного закона, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год составила до 100 человек, а доход от осуществления предпринимательской деятельности не превысил предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265, – 800 млн руб.

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», например, социальное обслуживание, защита окружающей среды и животных и пр.

При определении объема закупок у СМП И СОНО в расчет СГОЗ не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

То есть, чтобы рассчитать норму закупок у СМП И СОНО, необходимо определить СГОЗ и вычесть из него суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ и услуг, названных выше. Затем нужно рассчитать 15% от полученного результата. Например, СГОЗ образовательной организации на 2017 год составил 4 млн руб. Согласно плану-графику на 2017 год организация планирует закупить товары, работы или услуги у единственного поставщика на 2 млн руб. Соответственно, у СМП и СОНО учреждение образования должно закупить товары, работы или услуги на 300 000 руб. ((4 000 000 - 2 000 000) руб. х 15%).

Обратите внимание:

В случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП и СОНО, и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки на общих основаниях не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП и СОНО (ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. Порядок подготовки отчета, его размещения в системе, а также форма отчета утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238.

В такой отчет заказчик включает информацию:

  • о заключенных контрактах с СМП и СОНО;
  • о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП и СОНО;
  • о заключенных контрактах, в которых СМП и СОНО в обязательном порядке привлекаются в качестве субподрядчиков и соисполнителей.

Создание контрактной службы.

На основании ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, если СГОЗ образовательной организации превышает 100 млн руб., необходимо создать контрактную службу (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если же СГОЗ не превышает 100 млн руб. и служба не создана, заказчик должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, – контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631.

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, руководство учреждения образования должно утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы. В любом случае помните, что такая служба не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения) и у нее должен быть назначен руководитель.

К сведению:

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Контрактным управляющим может быть только сотрудник образовательной организации. При этом характеристика квалификации, необходимой для занятия должности контрактного управляющего, содержится в профессиональном стандарте «Специалист в сфере закупок», утвержденном Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н.

Объем закупок, осуществляемых через запрос котировок.

Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Здесь арифметика проста. Берется сумма СГОЗ и вычисляется от нее 10%. Например, СГОЗ учреждения составляет 7 млн руб. Соответственно, через запрос котировок оно сможет осуществить закупки на 700 000 руб.

Закупки до 100 000 рублей.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может иметь место в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб., 5% СГОЗ и не должен составлять более чем 50 млн руб.

Выбор первого или второго варианта остается за учреждением.

Обратите внимание, что указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Итак, у учреждения образования СГОЗ составил 5 млн руб. Если для осуществления закупок у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ это учреждение выберет 5% от СГОЗ, оно сможет осуществить не так и много закупок с помощью контрактов до 100 000 руб., поскольку это всего лишь 250 000 руб. (5 000 000 руб. х 5%). А если оно выберет 2 млн руб., именно на эту сумму учреждение образования сможет осуществить закупки у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. А оставшиеся 3 млн руб. придется израсходовать путем закупок, проведенных иными способами.

Считаем СГОЗ.

Как видим, причин знать сумму СГОЗ не мало. Но как же ее определить? Некоторые учреждения берут план-график, складывают начальные максимальные цены контрактов и получают СГОЗ. Однако это неверный подход, ведь в этом документе отражены закупки текущего финансового года, а закупки, перешедшие с предыдущего года, в нем не отражены.

Формула расчета СГОЗ выглядит следующим образом (Письмо Минэкономразвития РФ от 21.12.2016 № Д28и-3403):

Не так уж и сложно, правда?

СГОЗ по Закону № 223-ФЗ.

Как такового определения совокупного годового объема закупок в данном законе не встретить. Однако из Закона № 223-ФЗ ясно, что его тоже необходимо определять, поскольку от него зависит осуществление определенного количества тех или иных закупок.

В частности, это касается закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 5 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение), годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Годовой объем закупок, которые планируется осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 10% совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки.

Обратите внимание:

Заказчику необходимо осуществлять у субъектов малого и среднего предпринимательства общие закупки в размере 18% совокупного годового стоимостного объема договоров и специализированные закупки в размере 10% совокупного годового стоимостного объема договоров (Письмо Минэкономразвития РФ от 31.01.2017 № Д28и-545).

При расчете такого совокупного годового стоимостного объема закупок не учитываются закупки, предусмотренные п. 7 Положения (их более 30, поэтому назовем лишь некоторые):

а) закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147 «О естественных монополиях»;

б) закупки финансовых услуг, включая банковские, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

в) закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);

г) закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;

д) закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;

е) закупки услуг по обеспечению защиты персональных данных в информационных системах, если начальная (максимальная) цена таких закупок превышает 200 млн руб.

К сведению:

Согласно ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ информация о годовом объеме закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.

Годовой объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, которые планируется осуществить, определяется как увеличенный на 5% совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за год, предшествующий отчетному, но не более чем 5% запланированного совокупного годового стоимостного объема всех договоров (п. 5(2) Положения).

В соответствии с п. 6 Положения при расчете годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются договоры, заключенные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договоров, заключенных с заказчиками, которые устанавливают требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Расчет совокупного годового объема.

Согласно требованиям Закона № 223-ФЗ и Положения совокупный годовой стоимостный объем закупок, рассчитывается очень просто: это сумма закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки. И вот от этой суммы уже начинается отсчет соответствующих процентов на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инновационной и высокотехнологичной продукции.

В заключение.

Подводя итог, можно сказать, что совокупный годовой объем закупок по Закону № 44-ФЗ важен так же, как и при закупках по Закону № 223-ФЗ. СГОЗ не равен годовому объему закупок по плану-графику и определяется по приведенной в статье формуле. А вот для целей применения Закона № 223-ФЗ совокупный годовой стоимостный объем закупок, исходя из которого определяется объем отдельных видов закупок, – это как раз сумма закупок по плану закупок. Неправильное определение СГОЗ может повлечь административную ответственность, например, когда учреждение выберет не тот вид закупочной процедуры, а штрафы там не маленькие (см. ст. 7.29, 7.32.3 КоАП РФ).

Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2017 год

Задачу по снижению затрат компании сейчас ставят многим, при этом в логистике обычно выделяют точку приложения сил - это большие затраты на транспортировку из-за слишком частых поездок к поставщику, и заморозка денег в лишние запасы, которые будут лежать мёртвым грузом на складе. А оба этих крайних варианта - как раз и есть следствия не оптимального объёма партии заказываемой у поставщика продукции. Именно поэтому стоит обратить своё внимание на то, как рассчитываются, планируются и проводятся закупки, и в первую очередь - как определяется объём закупаемой партии товара.

Как и на какие показатели работы фирмы влияет объём заказа.

Как только в компании принимается решение о необходимости размещения заказа у поставщика на какую-либо продукцию, то сразу возникает вопрос: «А сколько заказывать?» - причём ответ на этот вопрос непосредственно влияет на экономические показатели работы всей фирмы.

Давайте разберёмся, что же это за показатели, и каким образом объём заказа так сильно влияет на них:

Все эти показатели очень важны в деятельности компании, а некоторые, вообще, определяют её выживание. А так как с задачей по определению объёма закупаемой партии сталкивается практически любая компания, то, сразу возникает вопрос: «А не придумано ли уже правильное и чёткое решение - если не в России, то хотя бы на Западе?» Такая формула, в которую надо, просто, подставить свои значения и получить искомый результат…

Формула Уилсона

Однако не всё так просто - недолгие скитания по Интернету приводят нас как раз к такому решению - знаменитой формуле Уилсона. Это очень красивая формула с эстетической точки зрения, в которой есть числитель, знаменатель и даже корень - вершина математического аппарата для большинства не технарей:

где:

Q - оптимальный объём одной партии по позиции [штук];
D - стоимость доставки одной партии от поставщика [рублей];
S - спрос на позицию [штук за период];
h - затраты на хранение одной единицы позиции [рублей за штуку за тот же период].

Если же кто-то решит копнуть глубже, то увидит, что для вывода формулы Уилсона используется даже дифференцирование - а это уже замашка на высшую математику! Я не знаю ни одного человека, включая лучших специалистов по логистике, который, впервые наткнувшись на нее, не говорил бы себе: «Вот оно - решение этой извечной проблемы!» - однако большинство попыток применить её как есть на практике обычно заканчиваются глубоким разочарованием… Одной из причин этого являются многочисленные вопросы относительно входных данных, которые появляются при попытке практического использования.

D - что спрашивается может быть проще, посмотрели сколько стоила доставка от этого поставщика раньше и всё, однако уже здесь возникают вопросы… Какую брать цену доставки, если она в зависимости от объёма заказа была разной: то привозили целую фуру, а то доставляли небольшие количества ГАЗелями? Как делить затраты на доставку, если для снижения издержек транспортники объединили поставки от нескольких поставщиков в одну доставку, причём вовсе не обязательно, что у них опять получится это сделать при следующей поставке? А если поставщик сам осуществляет бесплатную доставку при заказе на определённую сумму? А если у вас собственный транспорт и водитель получает зарплату за всю свою работу раз в месяц, а не конкретную сумму за конкретную доставку?

S - редко какая фирма может похвастаться постоянным и равномерным спросом на продаваемую продукцию, даже при условии расчёта поставок сырья на производство, где вариации спроса гораздо ниже, чем в дистрибьюции, у вас всё равно потребление будут колебаться достаточно сильно, чтобы от этих отклонений нельзя было отмахнуться, как от статистически незначимой величины.

h - даже, если вы возьмёте некие усреднённые значения по D и S, вас ждёт настоящее испытание при определении затрат на хранение одной единицы продукции.

Что относить к затратам на хранение, а что - нет?

Как общие затраты на хранение всей продукции разбить по позициям, которые хранятся на складе?

Нужно ли учитывать постоянную или переменную часть категорий расходов, а также потери от заморозки денег в эти запасы?

Кроме всего этого, даже если вы как-то определите все эти значения, есть ещё одно очень важное ограничение на саму модель, для которой Уилсон выводил свою формулу: все расчёты в ней - верны только для случая, когда вы заказываете у поставщика и доставляете каждую позицию отдельно, что очень редко встречается на практике. Поэтому, учтя все эти проблемы, найдём своё решение для поиска оптимального объёма партии, но прежде необходимо оговорить обязательные условия по существующей в компании системе управления закупками…

До оптимизации объёма партии поставки.

Ещё до начала работ по расчёту оптимального объёма партии, ваша система закупок должна работать как часы, чётко прогнозируя спрос, осуществляя заказ позиции только тогда, когда это необходимо, а не раньше или позже, и в таких количествах, в которых имеется текущая потребность предприятия. Если этого нет, то оптимизировать объём партии заказа - по сути, калибровать вашу систему закупок - преждевременно, сначала эту систему закупок надо создать!..

Вкратце опишем каждый из пунктов такой системы закупок.

1. Качественное прогнозирование спроса.

Должна существовать модель прогнозирования спроса, учитывающая тренды, сезонность и необходимый уровень удовлетворения спроса складскими остатками, который вы хотите обеспечить по каждой позиции.

2. Определение точки заказа.

Заказ поставщику не должен осуществляться, пока остаток по какой-либо из позиций этого поставщика не достиг критического уровня, достаточного только для того, чтобы обеспечивать продажи на нужном уровне удовлетворения спроса складскими остатками до оприходования вашего нового заказа.

3. Определение потребности предприятия в позиции.

Вы должны заказать ровно столько, сколько вам понадобится, чтобы обеспечить продажи на нужном уровне сервиса до оприходования следующего за текущим заказом. Собственно, если все эти три условия выполняются, то можно пытаться рассчитать оптимальный с точки зрения совокупных затрат на транспортировку и хранение продукции объём заказа.

Расчёт оптимального объёма партии.

Как показывает практика, нахождение оптимального объёма партии возможно только при использовании моделирования поставок с разными вариантами величины этого объёма и сравнения итоговых общих затрат на транспортировку и хранение. Таких моделей - много, в данной статье рассмотрим только один из возможных вариантов. Модель - это всегда упрощение реальной ситуации, поэтому затратами на хранение будем считать:

Где:

A - затраты на хранение позиций поставщика [рублей за период];
a - среднескладской остаток по позициям поставщика в ценах себестоимости [рублей];
Z
H - только переменные затраты и только на хранение (без затрат на приёмку и отгрузку) всей продукции на складе [рублей за тот же период];
O - среднедневной остаток всего склада в ценах себестоимости за тот же период [рублей].

А затратами на транспортировку:

где:

B - затраты на транспортировку [рублей за период];
N - количество транспортировок [раз за период];
D - средняя стоимость доставки одной партии продукции от поставщика [рублей].

Теперь моделируя формирование заказов в нужные моменты времени и, следовательно, приходы на склад, а также зная отгрузки за каждый день прошлых месяцев, мы сможем рассчитать и общие затраты (A + B) для случаев разных объёмов заказа. Желательно, чтобы эта модель была полностью автоматизирована в информационной системе компании, тогда, просто, вводя различную периодичность поставок, можно будет следить за тем, как изменяются все показатели, перечисленные в таблице выше, а также затраты на транспортировку, затраты на хранение и их сумма.

Чтобы вам не пришлось бегать по всей шкале возможных значений объёма поставок, в качестве отправной точки можно использовать значение, найденное с помощью модификации формулы Уилсона:

где:

P - оптимизированный объём одной партии [рублей];
D - средняя стоимость доставки одной партии продукции от поставщика [рублей];
C - ожидаемый спрос на продукцию поставщика в ценах себестоимости [рублей за период];
Z - потери от замораживания денежных средств в запасы [процентов за тот же период];
H - только переменные затраты и только на хранение всей продукции на складе [рублей за тот же период];
O - среднедневной остаток склада в ценах себестоимости за тот же период [рублей].

Стоимость доставки D берётся как средняя стоимость из истории только моно-доставок от этого поставщика.

Если два ваших поставщика находятся очень близко друг от друга, и вы регулярно осуществляете от них консолидированные поставки, то вам стоит рассмотреть вариант заведомой консолидации доставок от этих поставщиков в единую поставку, и, соответственно, рассчитывать P одновременно для всех их позиций - как будто это один поставщик. Таким образом вы «зашьёте» экономию на поставках от них в систему закупок.

Если стоимость доставки значительно разнится из-за разных габаритов используемых автомобилей, то нужно подобрать самый выгодный. Для этого выбираете любой вариант, рассчитайте P, и, если оказывается, что товар на эту сумму не уместится в выбранный автомобиль, то берётся больший, и Р пересчитывается заново. Тоже самое необходимо сделать, если оказалось, что оптимизированный объём одной партии оказался слишком маленьким для выбранного типа автомобилей.

Если вы сидите на кредитных деньгах, то в качестве Z берётся та ставка, по которой вы берёте деньги. Если вы работаете с избытком денежных средств, то в качестве Z берётся ставка, по которой вы держите деньги на депозите.

Если денежные средства перераспределяются между несколькими вариантами вложения или вы работаете с нехваткой денег, но у вас нет возможности брать в долг, то в качестве Z надо брать среднюю прибыльность бизнеса. Рассчитывая H надо учитывать только затраты на хранение, без затрат на обработку грузов на приёмке и отгрузке, так как их величина не меняется в зависимости от объёма хранимой продукции. Однако если вы их не можете вычленить или, вообще, учесть их - это не очень важно, так как в рентабельном бизнесе Z обычно гораздо больше, чем H / O и этим слагаемым можно перенебречь.

Теперь, имея в качестве отправной точки значение P, полученное по данной формуле, вы можете, используя моделирование, смотреть, как повлияет на консолидированные затраты (A + B) увеличение и уменьшение этого значения. В качестве шага можно взять 5% от P: если затраты (A + B) уменьшились, когда вы увеличили P на 5%, значит, вам нужно идти в этом направлении дальше, пока затраты не начнут опять расти, что станет для вас стоп-сигналом.

Если затраты (A + B) уменьшились, когда вы уменьшили P на 5%, значит, вам нужно идти уже в этом направлении до соответствующего стоп-сигнала уже с другой стороны. Если затраты (A + B) выросли на первом же шаге в обоих направлениях, значит, вы находитесь в точке минимума, и значение P - является вашим искомым оптимальным объёмом партии продукции от этого поставщика. Хотя вы можете его немного уточнить, уменьшив шаг с 5% до 1% и проделав те же манипуляции, но при этом влияние на уровень затрат (A + B) будет в любом случае уже не значительным. В принципе, машина помогая вам в расчёте суммарных затрат (A + B) для разных значений Р, может итеративно найти по предложенному алгоритму и оптимальное значение Р, при котором затраты (A + B) будут минимальными.

Уровень управления и контроля.

Теперь, когда у вас на руках есть все расчёты, дающие нужные показатели эффективности предприятия, встаёт в полный рост вопрос о контроле непосредственных действий менеджеров по закупкам. Не смотря на то, что вы нашли оптимальные объёмы заказа по всем поставщикам, не стоит проверять каждую поставку на предмет соответствия этому значению.

Ведь менеджер по закупкам учитывает гораздо больше факторов, чем было использовано в упрощённой модели, по которой рассчитывался этот оптимум,

а именно:

1. Дополнительные условия поставки - например, минимальная партия отгрузки или неделимая отгрузочная упаковка у поставщика.

2. Информация о грядущем изменении цен или перебоях с продукцией - менеджер по закупкам, располагая такой информацией, может подстраховаться и взять больше, если ожидаются перебои в поставках или рост цен, или наоборот - меньше, если ожидается снижение цен.

3. Ограниченное количество по позиции у поставщика, когда менеджер по закупкам и рад бы заказать больше, да поставщик пока не может отгрузить.

4. Ограничения по производительности и вместимости вашего склада.

5. Округление до упаковок - сохранность груза будет выше, а приёмка - значительно проще, если вы закажете у поставщика полную упаковку продукции: коробку или палету. А так как затраты на приёмку и её скорость - тоже очень важны, то при небольших отклонениях между требуемым количеством и кратном упаковке заказ обычно округляют до целых коробок или даже палет.

6. Скидки на объём или возможность бесплатной доставки - начиная с некоторого значения дополнительная скидка на объём перебивает затраты на закупку дополнительных позиций. Например, при дополнительной скидке в 6% на сумму заказа от 100"000, вместо заказа на 95’000 выгодней заказать дополнительно ещё продукции на 5"000, и в результате купить дешевле: заплатить за большее количество в поставке меньше денег - 94"000.

По-хорошему, принимая каждое такое управленческое решение необходимо взвешивать на весах выгоды оба варианта - и выбирать тот, по которому общие затраты, включая затраты на транспорт и хранение, - будут минимальными. Однако не всегда есть возможность так глубоко залезать во всю эту кухню, тем более что руководство обычно интересуют более агрегированные цифры, и вам нужен скорее инструмент, чтобы контролировать менеджера по закупкам, а не работать за него.

Критерии итоговой оценки деятельности закупок.

Некоторые люди, как только слышат об оценке деятельности и её критериях, сразу вспоминают о нормативах. Это решение, кажется, лежит на поверхности: выбрал критерии, на которые влияет сотрудник; выработал нормативы по каждому; и следи, чтобы они выполнялись, можно даже завязать на них премиальную схему этого сотрудника.

Однако не всё так просто.

Во-первых, чтобы определить адекватные нормативы надо быть очень хорошим специалистом в данной сфере, и самым лучшим обычно является как раз тот, для кого эти нормативы придумывают, но не будет же он сам нормировать свою работу...

Во-вторых, редко, когда какой-то критерий лежит полностью во власти какого-либо из исполнителей, а несправедливое наказание за невыполнение норматива по чужой вине, ещё никогда не приводило к увеличению производительности труда или улучшению качества работы.

В-третьих, это только кажется, что норматив ограничивает показатель работы только с одной стороны - на самом деле сотрудники, имеющие норматив по какому-либо из критериев своей работы, стараются хотя и выполнять его, но не слишком перевыполнять, чтобы вдруг этот норматив не повысили, то есть введением норматива вы снижаете возможную эффективность работы этого сотрудника.

И, в-четвёртых, ввод норматива перенацеливает сотрудника с качественного выполнения своей работы на максимуме своих возможностей на утилитарное выполнение этого норматива, то есть сотрудник уже не может гордиться своей классной работой - всех интересует только, выполнил ли он свой норматив. В результате сотрудник перестаёт совершенствоваться сам и улучшать качество своей работы - он сваливается в рутинное выполнение некоего, алгоритма действий, обычно приводящего к нормальному результату.

Возможно, при каких-то условиях это и работает, но уж точно не там, где требуется творческий подход и учёт множества важных параметров.

Поэтому я предлагаю вам для итоговой оценки эффективности закупок и логистики производить регулярный замер следующих параметров:

1. Динамика обеспечения спроса доступными остатками - фактический показатель, достигаемый в результате деятельности закупок и логистики, который сравнивается с выбранным изначально и достигнутыми за предыдущие периоды.

2. Динамика оборачиваемости складских запасов - формула оборачиваемости указана выше, вас интересует её график за несколько последних периодов. В случае значительного объёма транзитных поставок под заказ клиента, эти отгрузки и остатки в данном параметре лучше не учитывать или учитывать отдельно.

3. Динамика относительных логистических затрат - они получаются делением всех логистических затрат за отчётный период на суммарные отгрузки за тот же период. Строить этот график надо вместе с графиком самых отгрузок, чтобы в случае значительного снижения отгрузок правильно толковать рост графика относительных затрат.

4. Динамика структуры запасов - это данные об абсолютных и относительных друг к другу складских остатках в ценах себестоимости, агрегированные в группы ABC-анализа по спрашиваемости, с отдельным выводом неликвидов - группы D. Эти данные тоже нужны за несколько отчётных периодов, чтобы в случае появления динамики увеличения групп С и D руководитель мог своевременно это увидеть и вмешаться. Вариант автоматизированного расчёта АВС-анализа в Excel можно скачать по адресу: http://upravlenie-zapasami.ru/excel/ - при необходимости его можно ввести в вашу корпоративную информационную систему, и получать нужные отчёты уже агрегированные по группам.

Одновременный анализ всех этих критериев позволит вам правильно ставить цели закупкам и логистике, постепенно снижать относительные логистические издержки, а также оценивать видимое улучшение качества работы, при этом всегда иметь обратную связь для проверки результативности принимаемых логистических решений.

Разгуляев Валерий

Что такое совокупный годовой объем закупок Совокупный годовой объем закупок - это (44 ФЗ, п. 16 ст. 3) деньги, которые выделены для осуществления закупочной деятельности в текущем году. В эту сумму также входит оплата контрактов, которые заказчик заключил в прошлом году, но выполнение обязательств и оплата по которым предстоит в текущем. 16.06.2017 Минфин в письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что совокупный годовой объем закупок по 44 ФЗ объединяет суммы по контрактам, которые:

  • заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем;
  • заключены, исполняются и оплачиваются в текущем финансовом году.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняться будет в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем.

Как рассчитать сгоз по 44-фз?

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) устанавливается статьей 3 44-ФЗ. Расчет этого показателя помогает оценить деятельность организации и отчитаться перед контролирующими органами.
Поэтому каждому заказчику необходимо помнить особенности этого показателя. СГОЗ — что это такое Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются учреждению для приобретения необходимых товаров и услуг.
Оно определяется на финансовый год. Эти средства предназначены для оплаты контактов, которые заключены до начала отчетного периода и подлежат оплате в рассматриваемом финансовом году. Объем выделяемых денежных средств должен быть утвержден в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности.
Расчет этого показателя проводится при помощи суммирования определенных строк сметы или плана.

Совокупный годовой объем закупок

Разработка методики расчета СГОЗ была инициирована законодателями в связи с большим количеством споров, которые ходили вокруг необходимости включения стоимости долгосрочных контрактов, оформленных в прошлом году и исполняющихся в текущем. После введения этого термина ситуация разъяснилась. Если договор оформлен в текущем году, а его исполнение запланировано на следующий, то в СГОЗ включается только та сумма, которая оплачивается в нынешнем отчетном периоде.

  1. Принятия решения о необходимости формирования контрактной службы.
    Если окажется, что СГОЗ превосходит сто миллионов рублей, то создание контрактной службы необходимо.

Совокупный годовой объем закупок (сгоз)

При этом цена одного контракта не должна превышать 100000 рублей. Такие ограничения не применяются при закупке товаров и услуг, необходимых для потребности сельских поселений.


СГОЗ в этом случае можно определить по следующей формуле: Чтобы понять принцип расчета, разберем пример. Государственная организация имеет СГОЗ в размере 3 миллионов рублей.

Инфо

Для закупки у единственного поставщика можно использовать не более 5%. В нашем примере 5% составляет 150 тысяч рублей. Этой суммы для покрытия потребностей недостаточно.

Поэтому в этом случае заказчику выгоднее использовать предел в 2 миллиона рублей. Тогда организация получит возможность проводить закупки до 100 тысяч рублей напрямую.

Оставшийся от первоначальной суммы (3 млн.) миллион организация может потратить для проведения закупок другими способами.

Как правильно рассчитать сгоз по 44-фз

Если она выше 100 млн. рублей, заказчик обязан организовать службу. Заказчик использует совокупный объем закупок по 44 ФЗ при расчете:

  1. Минимального количества госзакупок у СМП и СОНКО (ч.1 ст.
    30).
  2. Максимального количества заказов при проведении запроса котировок (ч. 2 ст. 72).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч.1 ст. 93).

СГОЗ также потребуется при составлении:

  1. Отчета об размере госзакупок у СМП и СОНКО.
  2. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик сможет проводить госзакупки только на основании составленного плана-графика. Примеры расчета Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2018 г.
в размере 10 млн. руб., то СГОЗ на 2018 г. для этого заказчика составит сумму 10 млн. руб., но затем из нее вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2017 г.

Как рассчитать сгоз: пошаговая инструкция

Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей. Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.
Основные правила расчета СГОЗ Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
  2. Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
  3. Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах.
    Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.

Если эта сумма меньше, заказчику достаточно назначить специалиста, который будет осуществлять закупку товаров и услуг. Такое правило прописано во второй части статьи 38 44-ФЗ.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.