Где мистраль. Кто строит российский вертолётоносец «Мистраль»? «Мистраль» — особенности эксплуатации

Выразила заинтересованность в покупке французских «Мистралей». Но в итоге из-за кризиса на Украине сделка по покупке уже построенных так и осталась на бумаге. Что произошло с ними дальше?

"Особенный" авианосец

"Мистраль" - это вертолетоносец, разновидность авианесущих кораблей, предназначенный как для несения вертолетной техники, так и проведения десантных операций. На огромном судне, длина которого составляет почти 200 метров, а водоизмещение может доходить до 30 тысяч тонн, могут одновременно находиться 16 вертолетов, 70 боевых машин, а также несколько сотен пехотинцев. Еще одно предназначение «Мистралей» - полноценный госпиталь на воде. Российские моряки, побывавшие на одном из построенных кораблей в 2014 году, рассказывали, что на вертолетоносце есть все необходимое медицинские оборудование, включая стоматологическое и хирургическое. Для экипажа созданы достаточно комфортные условия. Простые моряки живут в четырехместным каютах с душем и санузлом. Офицеры низшего и среднего ранга - в двухместных, а старшие командиры - в одноместных каютах.

Для российского флота

Переговоры о «Мистралях» для России начались в 2009 году, а уже в следующем Москва и Париж достигли соглашения по условиям контракта. В соответствии с договоренностями, два первых корабля должны были быть построены на французских верфях и столько же - на российских. Таким образом, наш ВМФ должен был обзавестись четырьмя вертолетоносцами, которые должны были обеспечить авиационную поддержку флота взамен стареющего авианосца «Адмирал Кузнецов». В 2012 году состоялась закладка первого «Мистраля» для нашего флота - «Владивосток», а строительство второго - «Севастополя» - началось годом позже. Сумма контракта составила 1,2 миллиарда евро. Планировалось направить оба корабля на постоянную службу в Тихоокеанский флот. Изначально все шло хорошо: вертолетоносцы быстро строились, Россия формировала экипажи, а Франция готовилась получить деньги. Однако в связи с присоединением Крыма и ситуацией на востоке Украины США и Великобритания потребовали от Франции приостановить передачу «Мистралей» России. Почти год ситуация находилась в подвешенном состоянии, пока в июле 2015 года Париж не объявил об окончательном разрыве сделки с Москвой.

У африканских берегов

Французы особо не расстроились, ведь уже тогда активный интерес к покупке кораблей проявлял Египет . Об условиях сделки Париж и Каир договорились максимально быстро, и уже в июне 2016 года «Мистрали» отправились в Александрию, перед этим приняв участие в совместных военно-морских маневрах двух стран. В стране пирамид вертолетоносцы получили новые имена, корабли назвали в честь бывших президентов Египта. «Владивосток» стал «Гамалем Абделем Насером», а «Севастополь» - "Анваром Садатом ". Не осталась в накладке и Россия. Поскольку эти «Мистрали» создавались специально под потребности отечественных машин, Каир купил у Москвы 50 вертолетов Ка-52к и Ка-29/31. Ну а уже в этом году оба «Мистраля» начали принимать активное участие в антитеррористической операции против исламистов на Синае. Базирующиеся на кораблях вертолеты заняты в операциях по зачистке побережья полуострова. В настоящее время, судя по последним новостям, вертолетоносец «Гамаль Абдель Насер» участвует в морских военных учениях совместно с подразделениями Кипра и Греции «Медуза-6». С его помощью отрабатывается взаимодействие наземных, воздушных и морских сил при проведении десантных операций. Таким образом, бывшие «Владивосток» и «Севастополь» активно используются на своей новой родине по прямому назначению.

Сами французы классифицируют корабли класса «Мистраль» (Mistral) не как традиционные в нашем понимании десантные вертолётоносцы-доки, а как десантно-командные корабли. Примерно так и можно перевести оригинальное французское обозначение подкласса «Мистраля» – Batiment de Projection et de Commandement. Отсюда и его две главные задачи – производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.

Вертолетоносцы Мистраль - видео

По большому счету, французские специалисты достаточно удачно предприняли попытку сделать некий «гибрид» универсального десантного корабля, способного обеспечивать проведение морских десантных операций, и командно-штабного корабля. Изначально история проекта, на основе которого позднее создали «Мистраль», была намного прозаичнее. В начале 90-х гг., когда распался Советский Союз, военные ведущих стран НАТО столкнулись с нежеланием своих правительств и дальше выделять огромные средства на оборону от внешнего врага, коего тогда – в лице Советского Союза – более не стало. Руководство французского кораблестроительного гиганта DCN, также оказавшегося перед лицом сократившегося национального бюджета на оборону, не без оснований пришло к выводу о том, что в ближнесрочной перспективе у ВМС разных стран мира могут быть востребованы десантные вертолётоносцы-доки и корабли, совмещающие в себе достоинства легкого авианосца с носовым трамплином и универсального десантного корабля, имеющего достаточно большую вместимость и оснащенного доковой камерой – тем более, что наработки в данном направлении у французов уже были.

В соответствии с достаточно широким кругом задач, решение которых предполагалось возложить на перспективный корабль, он должен был иметь большую вместимость по личному составу десанта и ВВСТ, обладать способностью принимать на борт и выпускать десантные катера на воздушной подушке (ДКАВП), обеспечивать постоянное базирование на борту боевых и транспортных вертолетов (в т.ч. располагать крытым ангаром для их размещения), а также иметь стационарный госпиталь, хорошо оснащенный пункт управления (флагманский командный пункт командира отряда или соединения кораблей) и т.д.
В итоге, в 1992 г. на очередной выставке «Евронаваль», которая проходит в Ле-Бурже в том же выставочном центре, что и международный аэрокосмический салон, но по четным годам, компания DCN представила проект перспективного десантного корабля водоизмещением около 15 000 т, названного BIP-15 (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») и представлявшего собой некий симбиоз легкого авианосца и десантного вертолётоносца-дока. Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжелых вертолетов различного типа и восемь СВВП, которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два ДКАВП размерности LCAC или на четыре обычных водоизмещающих ДКА размерности LCM (последние еще часто называют «десантная баржа»).

Наконец, в середине 2000 г. было официально объявлено решение командования ВМС Франции – создавать новый корабль на базе проекта BIP-19, а в июне был объявлен тендер, участвовать в котором пригласили две крупнейшие французские судостроительные компании: DCN и «Шантье де Атлантик» (Chantier de l’Atlantique). Победитель объявился достаточно быстро – к концу года DCN получила контракт на постройку двух кораблей нового типа, второй же участник – статус субподрядчика и поставщика отдельных элементов корпусных конструкций. Однако по вопросу о разделении объемов работ между двумя компаниями возникли серьезные разногласия, и окончательный контракт между заказчиком и исполнителями был подписан только в январе 2001 г., поэтому пришлось сдвинуть вправо и сроки ввода кораблей в боевой состав национальных ВМС – на 2005 и 2006 гг. соответственно.
В результате всех этих перипетий, команда на закладку головного корабля поступила лишь в июле, а «резать металл» начали в ноябре 2001 г. Головному кораблю было присвоено имя «Мистраль» (Mistral) – по названию сильного ветра, дующего в районе долины Роны с севера и севера-запада по направлению к морю (некий аналог черноморской боры). Это провансальское слово стало употребляться с 1519 г., в более широком понимании сейчас оно означает и просто сильный ветер.

В отличие от базового проекта – BIP-19 – на кораблях типа «Мистраль» уже нет носового трамплина и не предусмотрено базирование СВВП, хотя теоретически такой вариант не исключен – полетная палуба корабля позволяет взлетать и садиться на нее подобным ЛА. Имея полное водоизмещение около 21 300 т, корабль в длину достигает 210 м (при длине полетной палубы 199 м), а в ширину – почти 32 м. Общая грузовместимость бронетехники достигает 1000 т, например, французские военные считают типовым вариантом 60 легких боевых бронированных машин и 13 основных боевых танков «Леклерк» (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре). Вместимость для десанта – 450 военнослужащих в полном снаряжении и с личным оружием, либо 700–900 человек «налегке», на короткий период времени.
На протяжении практически всей верхней палубы, исключая надстройку, находится полетная палуба площадью 5200 м2 (по другим данным – 6400 м2), на которой расположены шесть взлетно-посадочных площадок для одновременного выпуска и приема вертолетов (их легко узнать по соответствующей маркировке). Под полетной палубой, в кормовой части корабля расположен вертолетный ангар полезной площадью около 1800 м2. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и обратно в кормовой части имеются два подъемника. Высадка личного состава и бронетехники десанта может производиться либо в оборудованном порту на причал, либо прямо в море с использованием катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 м2, в котором могут размещаться два 95-тонных ДКАВП типа LCAC или четыре ДКА типа LCM меньшего водоизмещения.

Mistral и Tonnerre BPC (bâtiment de projection et de commandment) новые французские 21300-тонные десантные корабли управления и проецирования силы. Корабли были построены DCN в партнерстве с компанией Thales и Chantiers de l"Atlantique. Каждый корабль имеет грузоподъемность и универсальность, достаточную для перевозки до 16 тяжелых вертолетов и одной трети механизированного полка, а также двух катеров на воздушной подушке LCAC или до четырех десантных катеров. В апреле 2007 года DCN стало DCNS. Это стало возможным после соглашения, в котором Thales стал владельцем 25% акций новой компании, а DCN приобрела военно-морской бизнес компании Thales во Франции (за исключением военно-морского оборудования). Mistral оснащен высокопроизводительным центром связи, что позволяет использовать его в качестве корабля управления. Корабль также способен вместить комбинированные (многонациональные) многоцелевые силы.
Контракт на два корабля был размещен в январе 2001 года. Киль FS Mistral (L9013) был заложен в июле 2003 года, он был спущен на воду на Брестской верфи в октябре 2004 года. Mistral был введен в состав ВМС Франции в феврале 2006 года. Tonnerre (L 9014) был заложен в августе 2003 года и спущен в июле 2005 года, был включён в состав ВМС в феврале 2007 года. ВМС Франции разместили заказ на третий корабль, Dixmude, в апреле 2009 года. Киль корабля был заложен в январе 2010 года. Он был спущен в конце 2010 года, должен войти в эксплуатацию в 2012 году.

В июне 2011 года российское агентство по экспорту вооружений Рособоронэкспорт подписало контракт с DCNS на поставку двух кораблей класса Mistral/BPC и связанных с ними услуг. Сделка является частью межправительственного соглашения между Францией и Россией на поставку четырех кораблей класса Mistral. Поставка первого и второго корабля планировались на 2014 и 2015 годы соответственно. В июле 2006 года Mistral принимал участие у берегов Ливана в операции французского флота по эвакуации французских граждан во время конфликта с участием Израиля и Ливана. Mistral и Tonnerre заменили корабли L9021 Ouragan и L9022 Orage, которые были построены на судоверфи Brest Naval Dockyard и поступили на вооружение в 1965 и 1968 гг.

Управление и контроль

Класс Mistral оснащен боевой системой обработки данных DCN Senit 8 и будет совместим с командной системой французского флота для проведения совместных операций SIC 21, которая была разработана компанией Thales. Высокопроизводительный центр связи включает в себя систему спутниковой связи Thales Syracuse III.

Авиавозможности и ангары

Корабль имеет возможность перевозить до 16 средних или тяжелых вертолетов под палубой, например NH90, SA 330 Puma, AS 532 U2 Cougar AS 665 или вертолеты AS 665 Tiger. Полетная палуба имеет шесть мест посадки и 1800-метровый² ангар. 5000-метровая² полетная палуба может принимать до шести вертолетов одновременно.

Амфибийные возможности кораблей класса Mistral

Мистраль будет нести либо четыре десантных катера (LCU), либо два десантных катера на воздушной подушке (LCACs). ВМС Франции заказали новые высокоскоростные десантные катера, engins de débarquement amphibie rapide (EDA-R), которые могут быть размещены на Мистрале.

Экипаж корабля состоит из 160 моряков, включая 20 офицеров. Оперативный поход, связанный с перевозкой войск и техники, как правило занимает от двух до трех недель. Mistral и Tonnerre несут достаточно запасов для обеспечения экипажа и 450 военнослужащих в течение 45 дней. Максимальная скорость составляет 19 узлов, дальность при скорости в 14 узлов составляет 11000 миль. 750-метровый² госпиталь на 69 коек оснащен двумя операционными. Если же потребуется дополнительный госпиталь или дополнительные санитарные места, то ангар может быть преобразован в модульный полевой госпиталь.

Вооружение: вооружен двумя пусковыми установками французских ракет ПВО MBDA Simbad с инфракрасным наведением и дальностью до 6 км. Корабль также имеет две морских 30-мм пушки Breda Mauser и четыре 12,7-мм пулемета. Средства электронной поддержки корабля включают РЛС приемник Thales ARBR 21, многоцелевой обзорный радиолокатор MMR-3D NG G-диапазона от Thales Naval France. МРТ-3D имеет антенну с легкой фазированной решеткой и работает как радар радиолокационного наблюдения и как датчик системы самообороны с автоматическим переключением режима. В поверхностном режиме наблюдения МРТ-3D NG может обнаружить цели на малых и средних высотах на дальности до 140 км и в дальнем 3D-режиме наблюдения воздушные цели до 180 км. В режиме самообороны он может обнаруживать и отслеживать любые угрозы в радиусе 60 км. Навигационный радар Sperry Marine Bridgemaster работает в I-диапазоне.

Мистраль - это первый французский корабль, оснащенный двумя 7 МВт электрическими поворотными приводами. Электрогенерирующая система состоит из трех 16V32 и одного 18V200 дизель-генераторов Wartsila, обеспечивающих 20.8 MВт. По праву гордясь своим «произведением», французская компания DCNS называет «Мистраль» в рекламных материалах не иначе как «Хамелеон» Мирового океана». В настоящее время корабли типа «Мистраль» находятся на вооружении только ВМС Франции, в боевом составе флота имеется два таких корабля, «Мистраль» и «Тоннер» (Tonnerre – «гром»). Попытки осуществить их поставки за рубеж успехом не увенчались, хотя практически одновременно с получением подряда от французских ВМС, международное отделение компании-разработчика, DCN International, стало активно продвигать на мировой рынок военно-морской техники целое семейство таких кораблей: BPC 140 (водоизмещение 13 500 т), BPC 160 (16 700 т) и BPC 250 (24 500 т). Вначале к кораблю был проявлен высокий интерес со стороны многих стран мира, в частности – проект BPC 250 попал в «шорт-лист» тендера, объявленного Минобороны Австралии на закупку перспективных универсальных десантных кораблей. Однако австралийцы отдали предпочтение другому претенденту – испанской компании «Навантия» (бывшая «Изар»), предложившей на тендер проект корабля типа BPE (Buque de Proyeccion Estrategica). Фактически это универсальный десантный корабль, отличительной особенностью которого является наличие носового трамплина для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тактико-технические характеристики вертолетоносцев Мистраль

Изготовители: DCNS (кормовая часть, сборкa), Брест; Alstom (носовая часть), Сен-Назер; Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)

Водоизмещение вертолетоносца Мистраль

21300 т (полное); 32300 т (предельное)

Размеры вертолетоносца Мистраль

Длина: 199 м (наибольшая)
- Ширина: 32 м (по ватерлинии)
- Высота: 64,3 м
- Осадка: 6,3 м (с ГАС)

Двигатели вертолетоносца Мистраль

3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
- 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
- 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)

Мощность: 20400 л. с. (15 MВт)
- Движитель: два пятилопастных гребных винта
- Скорость хода: 19 узлов (максимальная); 18 узлов (крейсерская)
- Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч); 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
- Автономность плавания: 30 суток

Экипаж вертолетоносца Мистраль

160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)

Вооружение вертолетоносца Мистраль

Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
- Артиллерия: АК-630
- Зенитная артиллерия: 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка
- Ракетное вооружение: 2 × 2 - ПУ ЗРК Simbad

Авиационная группа

16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта;
- Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М

Фото вертолетоносца Мистраль

Правительство Российской Федерации в 2008 году было крайне заинтересовано в приобретении французских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». К сожалению, по причине украинского кризиса сделку пришлось оставить только на бумаге, несмотря на то, что суда уже были построены.

Что из себя представляет «Мистраль»

Корабль французского производства предназначен напрямую для несения авиационной техники, а именно – вертолетов. Также судно полностью подходит для организации десантных операций.

Что же касается технических характеристик, то на авианосце одновременно может находиться:

  • 16 вертолетов;
  • 70 единиц военной техники;

Габариты корабля «Мистраль»:

  • Длина составляет 199 метров;
  • Ширина – 32 метра;
  • Высота полетной палубы от уровня моря – 27 метров;
  • Осадка корабля при водоизмещении 22,6 тыс. тонн – 6,42 метра;
  • Максимальная скорость 18,5 узлов;
  • Экипаж корабля – 177 человек;
  • Численность пассажиров – 481 человек.

Немаловажным фактом является то, что на судне можно расположить полноценный морской госпиталь. Российские военные, которые побывали на одном из «Мистралей», заявили, что здесь есть полный комплект медоборудования – все для стоматологии, хирургии и прочее.

Также стоит отметить комфорт внутри корабля. Простые матросы располагаются в 4-местных каютах, где есть санузел и душ. Офицерский состав среднего и нижнего рангов живет в 2-местных каютах. Старший офицерский состав — в одноместных каютах.

Роль российского флота

Франция и Россия начали активные переговоры о поставках авианосцев «Мистраль» еще в 2009 году. В то же время были достигнуты все условия будущего контракта. Тогда говорилось о постройке 4 кораблей. Два должна была построить Франция на своих верфях, а еще 2 – уже на территории Российской Федерации.

В 2012 был заложен фундамент для первого корабля класса «Мистраль», он имел название «Владивосток». Годом позже стартовала постройка второго корабля – «Севастополь». Общую сумму контракта оценили в 1,2 млрд. евро. Данные корабли должны были направиться на несение службы в Тихоокеанском флоте.

Все постройки проходили согласно планов, и ничего не мешало России получить новые корабли в срок. Однако из-за ситуации в Украине и присоединении Крыма к РФ, Америка и Великобритания стали требовать от Франции остановить передачу «Мистралей».

Ситуация с авианосцами была неопределенной, однако в июле 2015 года правительство Франции объявило о расторжении контракта с Россией.

«Мистраль» у берегов Африки

Большой интерес к кораблям класса «Мистраль» проявили в Египте. Договор между Каиром и Парижем был достигнут в максимально короткие сроки. В июне 2016 года авианосцы направились в Александрию. Стоит отметить, что две страны совместно провели военно-морские учения с новыми судами.

Для двух кораблей власти Египта придумали свои имена, назвав их в честь 2 бывших президентов.

Россия не потерпела убытков в этой сделке. Причина проста – Франция разрабатывала корабли «Мистраль» под российскую технику, поэтому Каиру пришлось у Москвы покупать 50 вертолетов.

Три года назад Франция отказалась передавать России вертолетоносцы «Мистраль» в связи с присоединением Крыма и ситуацией на востоке Украины. Расторгнув контракт от 2011 года стоимостью €1,2 миллиарда, Париж вернул Москве ранее поставленное оборудование и выплатил неустойку в размере €949,7 миллиона.

А что с «Мистралями»?

Вертолетоносцы были куплены Египтом. В июне 2016 года «Мистрали» отправили в Александрию. Им дали новые имена в честь бывших президентов Египта. «Владивосток» стал «Гамалем Абделем Насером», а «Севастополь» — «Анваром Садатом».

По данным СМИ, в 2018 году «Мистрали» принимали активное участие в антитеррористической операции против боевиков запрещенного в РФ «Исламского государства» на севере и в центральной части Синайского полуострова. 9 февраля они принимали участие в операции «Синай-2018» при поддержке Министерства внутренних дел Египта в дельте Нила и пустынных районах на западе Египта. В частности, с «Мистралей» были высажены специальные военно-морские подразделения для проведения операций по зачистке побережья в районе эль-Ариша.

Также вертолетоносцы задействуют для проведения различных совместных военных учений. Вертолетоносец « Гамаль Абдель Насер» участвовал в морских военных учениях совместно с подразделениями Кипра и Греции «Медуза-6», а «Анвар Садат» — в совместных учениях Франции и Египта «Клеопатра-2018» в акватории Красного моря. В ходе учений отрабатывались взаимодействие наземных, воздушных и морских сил при проведении десантных операций, совместные действия по планированию и управлению наступательными и оборонительными операциями, а также по задержанию судов при их возможном нарушении территориальных вод.

Помимо участия в совместных и антитеррористических операциях, Египет использует вертолетоносцы для охраны удаленных шельфовых месторождений газа, которые находятся на удалении более 200 километров от побережья.

Издание Egypt Independent сообщило, что российско-египетская сделка по палубным вертолетам Ка-52К (морская версия) для двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» вступила в завершающую фазу. В самое ближайшее время, не позднее конца мая, Арабская Республика Египет (АРЕ) примет окончательное и ожидаемое решение .

УДК «Мистраль», как известно, может нести до 16 вертолетов, однако, скорей всего, Каир закажет по 8 машин на один корабль. По имеющейся информации, сейчас идет работа по адаптации Ка-52К под требования египетской стороны.

Кроме «Аллигаторов» Москва, во-первых, вернет на «Мистрали» снятое после разрыва известного контракта оборудование, во-вторых, вместе с Парижем обеспечит техническое обслуживание кораблей и, в-третьих, подготовит египетские экипажи. Таким образом, можно говорить о начале формирования нового стратегического союза на Ближнем Востоке.

Напомним, в январе 2017 года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо «Мистралей», построенных компанией STX France из Сен-Назера (Франции), в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, 4 корвета класса Gowind 2500 и 4 дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки. Очевидно, что возможности этой группы боевых кораблей без воздушной поддержки не соответствуют заявленным геополитическим амбициям.

В этом вопросе крайне важную роль играет России, которая совместно с Францией продавила сделку по продаже «своих бывших» «Мистралей» конкретно Египту, у которого резко испортились отношения с Соединенными Штатами летом 2013 года — после свержения с поста президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Беспардонное вмешательство США во внутренние дела АРЕ путем поддержки так называемой «арабской весны» стало холодным душем для большинства египтян, осознавших, в какую пропасть их толкают американцы.

Логично, что Каир в вопросах военного сотрудничества стал предпочитать Париж и Москву, которые, несмотря на давление Вашингтона, смогли сохранить между собой деловые контакты. Египетский журналист Ахмед Сайед, отслеживающий историю с вертолетоносцами, отметил особые теплые отношения между египетскими, французскими и российскими специалистами, работающими на кораблях.

Дело в том, что отказ от поставки в нашу страну «Мистралей» негативно сказался на репутации компании STX France в частности, и имидже всего ВПК Франции. Об этом говорил опрос французского общества в 2015 году, когда 72% граждан 5-й Республики были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв — чреват большими экономическими рисками.

Именно поэтому Париж сделал всё, чтобы, и волки были сыти, и овцы — целы. Франция вернула России 949,7 млн евро предоплаты, и фактически передала три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski. Газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации на УДК в сумме 220 млн евро.

При этом с формальной точки зрения, Франция выполнила все требование «вашингтонского обкома» по бойкоту Москвы. В итоге репутация Парижа, как надежного поставщика оружия, была восстановлена, что положительно отразилось на результатах французской системе военного экспорта, которая смогла резко нарастить объемы поставок.

С самого начала обсуждения деталей продажи «Мистралей» АРЕ было ясно, что египетские моряки будут нуждаться в активной поддержке со стороны нашего Минобороны. Вертолетоносцы были построены с учетом российских требований и под российские системы. Перестроить их под стандарты НАТО технически возможно, но коммерчески не оправдано: дешевле отправить на лом.

Во всяком случае, Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности 5-й Республики Луи Готье , который был главным переговорщиком от французов, признал, что многие трудные договоренности остались за кулисами, куда не пустили даже эмиссаров Обамы . Между тем, если вернутся к первоначальному российско-французскому контракту по «Мистралям», то вопрос передачи технологий входил в повестку договора в качестве неотъемлемой его части.

Если в вертолетном тендере победит РФ (а вероятность — очень высока), то египетские специалисты допустят российских военно-морских инженеров и проектировщиков ко всем системам «Мистраля». Это позволит нашим спецам на практике понять, как функционируют натовские вертолетоносцы. Собственно, в Минобороны РФ не скрывают, что опыт такого сотрудничества будет учитываться при разработке аналогичных судов.

Судя по всему, все участники сделки держат закулисные обещания, игнорируя окрики из Вашингтона.

По большому счету, Россия изначально планировала строить вертолетоносцы по французскому проекту на своих верфях. А заказ сначала одного, а потом и двух УДК можно рассматривать, как своего рода коммерческую уступку. Если назвать вещи своими именами, то Москва получила документацию на «Мистраль» даром. Точнее — за деньги Каира.

Но вполне вероятно, что самой выигрышной стороной окажется АРЕ. После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа. Сейчас на этот актив претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли.

Нужны «Мистрали» Египту и для решения текущих задач, в частности, по охране торгового морского пути в районе Аденского пролива, а также для сдерживания Ирана и Саудовской Аравии в их конфликте вокруг хуситов в Йемене.

Таким образом, никто из участников этой сделки не остался внакладе. 5-я Республика, ослушавшись США, получила дополнительные военные контракты; Россия — документацию на «Мистраль» и нового стратегического союзника, а Египет — обрел статус морской державы.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.