Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Апрель, апрель — на дворе звенит капель».

МАРШАК, САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1887–1964) - советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.

Родился 22 октября (3 ноября) 1887 в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В.В.Стасовым, а через чего с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е.П.Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина. С 1907, вернувшись в Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе». В 1912–1915 жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р.Бернса, У.Блейка, У.Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя. Для него Маршак и поэтесса Е.И.Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).

В 1922 переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: Детки в клетке, Пожар, Сказка о глупом мышонке (все 1923), Цирк, Мороженое, Вчера и сегодня (все 1925), Багаж (1926), Пудель, Почта (обе 1927), Вот какой рассеянный (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К.И.Чуковский и Д.И.Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки.

Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.

В 1924–1925 – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б.С.Житков, М.Ильин (брат Маршака), В.В.Бианки, Е.Л.Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы. В 1924–1934, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л.Пантелеева, Г.Г.Белых, Хармса, А.И.Введенского и др. Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».

В 1937 переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию. В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе. / Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду...»), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей (Мастер-ломастер, Война с Днепром, Мистер Твистер, Рассказ о неизвестном герое и др.).

В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах (Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»; по его мотивам – киносценарий Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание, 1942–1943; одноим. к/ф Г.А.Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в т.ч. составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр., «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!" / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»). В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники Почта военная, 1944; Разноцветная книга, Быль-небылица, оба 1947; Круглый год, 1948; Тихая сказка 1956; Вакса-Клякса, Угомон, оба 1958; энциклопедия в стихах Веселое путешествие от А до Я, 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж.Г.Байрон, Д.Китс, Р.Киплинг, Р.Стивенсон, Р.Браунинг, Э.Лира, Г.Гейне, Дж.Родари и др., в т.ч. украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты).

Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У.Шекспира (в числе которых знаменитый 66-й сонет: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж / Достоинство, что просит подаянья, / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье... / И прямоту, что глупостью слывет, / И глупость в маске мудреца, пророка, / И вдохновения зажатый рот, / И праведность на службе у порока...»).

В 1962 вышла книга Избранной лирики Маршака (Ленинская премия, 1963), куда вошли, в числе прочего, «лирические эпиграммы», как их называл сам поэт, – афористичные четверостишия и двустишия, аккумулирующие в чеканных и мелодичных строфах глубокую, ироничную, жизнелюбивую мудрость их автора.

Шедевры многогранного творчества Маршака – и его лирические эпиграммы («Немало книжек выпущено мной, / Но все они умчались, точно птицы. / И я остался автором одной / Последней, недописанной страницы», 1964), и философские раздумья («Все те, кто дышит на земле, / При всем их самомнении – / Лишь отражения в стекле, / Ни более, ни менее...», 1964), и послания (Т.Г – «Все лучшее ты отдавала даром, / Делилась счастьем и душевным жаром, / Нежданным кладом, что нашла сама, / Игрой живого, быстрого ума...», начало 1960-х годов), и элегии («Колышутся тихо цветы на могиле / От легкой воздушной струи. / И в каждом качанье негнущихся лилий / Я вижу движенья твои...», 1958), и пейзажная лирика («В полутьме я увидел: стояла / За окном, где кружила метель, / Словно только что с зимнего бала, / В горностаи одетая ель...», 1957), и раздумья о поэтическом творчестве («Бывало, полк стихов маршировал, / Шеренги шли размеренно и в ногу, / Рифмованные, звонкие слова / Литаврами звенели всю дорогу...»). Долговременную славу принесли Маршаку и его пьесы-сказки (до сих пор не покидающие ни театральных подмостков, ни радиомикрофона, ни теле- и киноэкрана (Кошкин дом, 1922; Двенадцать месяцев, 1943, 2-я ред. 1962; Горя бояться – счастья не видать, 1922, 1954; Умные вещи, 1940, 1964).

Важной стороной деятельности Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть В начале жизни. Страницы воспоминаний, 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний Воспитание словом, 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в т.ч. начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»).

Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20 в., Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской, Государственные премии 1942, 1946, 1949, 1951). Свидетельством широты и мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт сделал фактом русской литературы. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

Коновалова Елена Ивановна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Апрель, апрель - на дворе звенит капель».

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Апрель, апрель – на дворе звенит капель».

Тема: «Апрель, апрель – на дворе звенит капель!»

Цель: Расширять кругозор детей, знания о приметах весны, воспитание эстетического восприятия окружающего мира

Программные задачи: Учить детей видеть изменения в природе и передавать это в рисунке. Продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажном рисунке.

Учить использовать различный изоматериал для передачи настроения, признаков весны.

Развивать умение рисовать природные явления (сосулька).

Развивать творческое воображение, эстетический вкус, наблюдательность.

Воспитывать интерес к окружающему миру, к природе, желание беречь ее.

Оборудование и материалы: альбомные листы, краски, цветные карандаши на выбор, баночки с водой. весенние пейзажи, гуашь, бумага для рисования, кисточки, фишки, запись концерта А. Вивальди «Времена года «Весна».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?

Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте о каком времени года идет речь:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно ребята, а помните мы с вами слушали концерт великого композитора Антонио Вивальди «Зима», а теперь послушаем как он представил нам в своем произведении «Весну» (включается концерт «Весна» Антонио Вивальди)

Воспитатель: Очень интересно передал через музыку композитор весеннее пробуждение природы. А сколько месяцев у весны?

Дети: Три.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Вот следующие загадки, о весенних месяцах.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам месяц (Март)

Воспитатель: Месяц Март у нас прошел, а какой же пришел к нам, в следующей загадке:

Под окном чечетку бьет

Бойкая капель.

Значит, в гости к нам опять

Заглянул (Апрель)

Воспитатель: А вот какое стихотворение про апрель написал С. Маршак. Воспитатель читает стихотворение:

«Апрель, апрель

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы звонко петь

И расцвел подснежник»

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Приметы Весны».

(Группа детей делится на две команды, за правильные ответы, команды получают фишки. Кто больше из команд наберет фишек, тот и выигрывает)

Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете?

Тает снег, капель

Ярко светит солнце и греет;

Первые весенние цветы – мать-и-мачеха,

Появились первые проталинки на земле;

Дни длиннее, а ночи короче;

Небо стало голубым;

Появляется молоденькая травка;

Побежали весенние ручейки;

Мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;

Люди вешают на деревья скворечники;

На деревьях и кустарниках набухают почки;

Птицы прилетают из теплых стран.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А следом за апрелем, идет третий месяц весны. Вот про нее загадка.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что это за месяц? (Май)

Воспитатель: Все загадки отгадали и немножечко устали. Значит нам пора чуть-чуть отдохнуть.

Физкультминутка «Подснежники просыпаются».

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза.)

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

Воспитатель: Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель с водой, а май с травой.

Зима весну пугает, да сама тает.

Май холодный - год хлебородный.

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете пословиц и поговорок о весне. А теперь продолжим наше занятие игрой «Весенние слова».

Воспитатель произносит слова, связанные с разными временами года. Если слово относится не к весне (капель, ручей, подснежник, проталина, верба, гнездо, одуванчик, ледоход, половодье и др., а к другим временам года, дети должны хлопать в ладоши.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами займемся пальчиковой гимнастикой "Веснянка"

Пальчиковая гимнастика «Веснянка»

Солнышко, золотое донышко (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Гори ясно, чтобы не погасло (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Побежал в саду ручей (указательным и средним пальцами бегают по столу)

Прилетели сто грачей (скрещивают кисти и изображают машущие крылья)

А сугробы тают (работают кистями, сжимая кулачки)

Цветочки подрастают (трясут пальцами над головой)

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

Землю мы рисуем коричнево-черным. Можно еще нарисовать ручейки, кое-где лежит еще снег. Сосульки капают с домов крыш. Можно нарисовать деревья. Деревья рисуем: кисть или карандаш ведем сверху вниз, внизу ствол чуть утолщаем, потом рисуем ветки – большие и маленькие. На дереве можно нарисовать скворечник. С начало рисуем прямоугольник с круглым отверстием посередине, сверху - треугольную крышу. На ветке дерева можно нарисовать птиц.

Пусть все ваши рисунки будут разными, старайтесь располагать изображение на всем листе.

Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения.

В конце занятия дети развешивают свои работы на магнитную доску.

Воспитатель: Молодцы ребята, все нарисовали замечательные картины. А как называется картина, на которой изображена природа?

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: По каким признакам можно определить, что мы рисовали с вами весенний пейзаж?

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.