Закон реорганизация и преобразование некоммерческой организации. Реорганизация некоммерческой организации

Реорганизация Некоммерческих организаций может проходить в следующих формах:

  • слияние - объединение некоммерческих организаций одной организационно-правовой формы, в результате которого создается новое НКО;
  • присоединение - форма реорганизации, при которой одна НКО присоединяется к другой. Такая реорганизация проходит только в рамках одной организационно-правовой формы;
  • разделение - форма реорганизации, в результате которой одна НКО разделяется на несколько других. Реорганизация такого вида возможна только в рамках одной организационно-правовой формы;
  • выделение - форма реорганизации, при которой проходит процесс создания нового НКО такой же организационно-правовой формы, что и существующее. При этом обе организации продолжают свое существование;
  • преобразование - форма реорганизации, результатом которой является создание нового НКО другой организационно-правой.

При всех видах реорганизации права и обязанности переходят в порядке универсального правопреемства.

Услуга «Реорганизация Некоммерческой Организации» включает:

  • устное консультирование по вопросам реорганизации Некоммерческой Организации;
  • экспертиза действующих документов НКО;
  • разработка плана реорганизации, согласование порядка и сроков реорганизации;
  • подготовка полного пакета документов для процедуры реорганизации НКО;
  • осуществление представительства и сопровождение процедуры реорганизации некоммерческой организации в Министерстве Юстиции.

Дополнительно Вы можете заказать:

  • бухгалтерское сопровождение процедуры реорганизации;
  • изготовление печати созданным в процессе реорганизации организациям; получение письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности; уведомлений о постановке на учет НКО в Пенсионном Фонде и Фонде социального страхования;
  • получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию (образовательная деятельность);
  • разработка кадровой документации и трудовых договоров с персоналом, обязательных локальных актов;
  • создание договорной базы (разработка типовых и индивидуальных договоров для ведения деятельности);
  • иные услуги, необходимые для успешного осуществления деятельности.

Комплексный подход компании «Клифф» к процедуре реорганизации некоммерческих организаций, включающий качественную подготовку документов, экспертизу действующих документов, согласование готового пакета документов, позволяет провести процедуру реорганизации НКО, не потратив лишнего времени и усилий Клиента.

Положительный опыт:

  • юристы компании «Клифф» успешно провели процедуру реорганизации в форме преобразования Некоммерческого партнерства, занимающегося образовательной деятельностью, без предварительного приведения наименования и организационно-правовой формы в соответствие с Гражданским Кодексом, в Автономную некоммерческую организацию, сохранив при этом действующую лицензию организации;
  • компания «Клифф» успешно провела процедуру присоединения двух Региональных общественных организаций, работающих в сфере защиты прав человека. Нюанс процедуры заключался в том, что общественные организации находились в разных регионах.

Перечень необходимых документов для каждой некоммерческой организации, участвующей в процедуре реорганизации:

  • копия устава;
  • копия свидетельства о регистрации НКО с присвоенным номером ОГРН;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговый орган;
  • сведения о высшем и исполнительном органе действующего НКО;
  • адрес места нахождения создаваемых НКО в процессе реорганизации;
  • сведения об учредителях создаваемых НКО;
  • сведения об исполнительном органе создаваемого НКО.

Дополнительно оплачиваются нотариальные расходы и государственная пошлина.

Регистрация Ассоциации в кратчайшие сроки

Силами лучших сотрудников юридической фирмы «Клифф» в наиболее возможный короткий срок была зарегистрирована Ассоциация. Особенность проекта - кратчайшие сроки подготовки и согласования документов некоммерческой организации для последующего получение статуса саморегулируемой организации. Клиент продолжает сотрудничество с компанией «Клифф» в сфере получения статуса саморегулируемой организации.

Юристами «Клифф» завершен проект по присоединению некоммерческой образовательной организации. Помимо необходимых регистрационных действий юристами была подготовлена вся документация, необходимая для перевода образовательного процесса (сотрудников и обучающихся из присоединенного общества). Благодаря консультациям юристов удалось избежать конфликтов с работниками Учреждения, а также претензий со стороны обучающихся. Благодаря данному присоединению помимо финансово оздоровления основного общества удалось сохранить рабочие места для более чем 50 педагогов небольшой образовательной организации, находившейся на грани банкротства.

Результатом процедуры реорганизации некоммерческой организации становится прекращение одного правового образования и возникновение новой организационной структуры. Одновременно с изменением формы производится передача прав, обязанностей от реорганизованной организации в полном или частичном объеме. Расскажем в статье, как происходит реорганизация некоммерческих организаций.

Проводится реорганизация преимущественно в добровольном порядке. Решение об изменение структуры и организационной формы НКО принимает орган управления организацией. Каждый вид реорганизации имеет отличительные особенности. Установлен перечень НКО, для которых разрешены конкретные виды реорганизации.

Преобразование НКО в АНО: особенности

Некоммерческие организации, действующие автономно (АНО) используются в сообществах, назначением создания которых является оказание бесплатных услуг или иного рода бескорыстной либо льготной помощи. Особенности АНО указаны в таблице:

Условие ведения деятельности Характеристика
Организация не имеет членства Управление организацией осуществляют учредители
Имущество, переданное учредителями, становится собственностью АНО При выходе из состава учредители не имеют права на получение внесенного ранее имущества
Учредители не отвечают по обязательствам организации Ответственность может покрываться за счет имеющегося на балансе имущества
Организация имеет право вести деятельность Прибыль принадлежит организации и направляется на решение задач

Общий порядок проведения реорганизации

Выбранная форма изменения структуры предприятия влияет на документооборот. Одновременно установлен общий порядок оформления операций в соответствии со сроками. Процедура реорганизации отличается длительностью периода оформления. Поэтапное проведение реорганизации показано в таблице:

Действия Сроки Пояснения
Рассмотрение учредителями вопроса о реорганизации Решение принимается в процессе проведения заседания, собрания, конференции О принятом решении издается протокол с подробным описанием формы реорганизации
Подача уведомления о начале проведения реорганизации Подача формы Р12003 осуществляется в течение 3 дней с даты принятия решения с фиксацией в протоколе Представление документа производится в территориальное отделение Минюста
Публикация информации о начале реорганизации в официальном издании Публикация осуществляется 2 раза с промежутком в 30 дней Информация о начале реорганизации используется лицами, имеющими претензии
Представление документов на новые организации Производится по истечении 3 месяцев Подача документов осуществляется в Минюст

Перечень обязательных к представлению документов размещен на официальном сайте Минюста. Список отличается для каждого вида реорганизации. Если в порядке реорганизации возникают новые лица, в состав документов включается заявление образца Р12001.

В случае обнаружения нестыковки данных, неверно представленных сведений в регистрации будет отказано. Проверкой данных занимается территориальное отделение Минюста.

Присоединение как форма реорганизации НКО

Реорганизация НКО в форме присоединения считается завершенной в момент записи в реестр данных о прекращении существования присоединенной организации. Внесение записи производится одновременно с изменением данных лица, к которому осуществляется присоединение или в более поздний период, не ограниченный конкретным сроком. Документом, в котором детально отражаются элементы правопреемства, является передаточный акт, при составлении которого учитываются особенности:

  • Документ содержит подробный перечень прав и обязательств, передаваемых в порядке правопреемства. Читайте также статью: → “ ».
  • Форма обязательна для представления в ИФНС при внесении изменений. При отсутствии документа в регистрации реорганизации отказывают.
  • Акт подписывают все стороны процедуры и утверждается учредителями.

Одновременно с актом требуется представить договор о присоединении. В состав документов включается заявление образца Р16003, информирующее органы о прекращении деятельности присоединяемого лица. Представление документов осуществляется в количестве, установленном законодательством. Число экземпляров документов для регистрации в форме присоединения указано в таблице.

Реорганизация в форме присоединения может осуществляться одновременно для нескольких организаций.

Преобразование НКО в коммерческую организацию

Преобразование некоммерческой структуры в коммерческое предприятие производится не для всех организационных форм. Перевод разрешен для НКО, сформированных в виде:

  • Некоммерческого партнерства, основанного на членстве лиц. Имущество, переданное партнерству, становится его собственностью.
  • Частного учреждения, созданное собственником. Имущество, переданное учреждению, находится у организации в ответственном управлении.

Спорным вопросом является возможность преобразования в ООО, АО общественных организаций, порядок перевода которых законодательством не описан. Не запрещена реорганизация в форме слияний или присоединения к другим общественным организациям. В отношении фондов законодательством установлен прямой запрет. Реорганизация фондов осуществляется только в виде ликвидации.

Преобразование НКО в ООО: правила

При переводе НКО в коммерческую организацию ООО сохраняется структура и состав членов, преобразуемые в учредителей предприятия. Процедура перевода НКО в коммерческую организацию обязывает изменить права учредителей, не имеющих оплаченных долей уставного капитала. Некоммерческая структура предполагает равенство всех членов, что следует из участия лиц в деятельности НКО на равноправной основе.

Разделение как форма реорганизации

При ведении деятельности иногда возникает необходимость в разукрупнении образования. Проводится разделение организации с получением после преобразования нескольких лиц, число которых не имеет ограничения. Процедура считается завершенной после внесения записи в реестр о прекращении существования реорганизуемой организации.

На этапе подготовки документов при разделении требуется:

  • Созвать собрание и утвердить решение об реорганизации.
  • Определить функции каждой вновь создаваемой организации.
  • Принять решения о реквизитах новых организаций, учредительных документах и других важных организационных моментах.
  • Составить передаточный акт при распределении имущества и денежных, находящегося в собственности НКО.
  • Определить порядок завершения проектов, находящихся в работе у первоначальной организации.

Принятые общим собранием, конференцией решения вносятся в протоколы. Документы используются для представления на регистрацию.

Выделение с созданием новых организационных форм

Процедура выделения лица состоит в сохранении имеющейся организации и одновременном создании новых лиц. Правопреемство новых организаций возникает в ограниченном порядке. Для проведения процедуры до представления документов требуется пройти подготовительный этап:

  • Созвать общее собрание, конференцию учредителей, членов ассоциации, союза и иных лиц, участвующих в ведении деятельности и имеющих право принятия решения.
  • Вынести на повестку вопрос о реорганизации в форме выделения.
  • Принять решение об инвентаризации имущества, денежных средств, обязательств.
  • Рассмотреть и утвердить передаточный акт. Принимаемые решения фиксируются в протоколах.

Пример уплаты налогов при реорганизации в форме выделения

НКО в виде некоммерческого партнерства СРО изыскателей и проектировщиков объявило о реорганизации в форме выделения НП изыскателей. В процессе ведения общей деятельности в организации использовалось в деятельности имущество, внесенное членским взносом и не передаваемое новой организации.

После выделения НП преобразованная организация посчитала необходимым разделить сумму налога на имущество за период совместного пользования между собственной и вновь образованной организацией. В ходе проверки ИФНС взыскала полную сумму с СРО проектировщиков. Вывод: правопреемство по налоговым обязательствам при реорганизации в форме выделения отсутствует.

Слияние путем укрупнения

Укрупнение некоммерческих организаций производится для улучшения эффективности реализации проектов. В процессе реорганизации имеющиеся лица прекращают существование с образованием новых организаций. Права и обязательства действующих некоммерческих организаций переходят к новому юридическому лицу.

О передаче прав составляется акт. Состав положений учредительных документов утверждается без учета предыдущих условий ведения деятельности. Новая некоммерческая организация должна определить форму налогообложения.

Пример об изменении условий после слияния

АНО «Север» и АНО «Парнас» приняли решение о реорганизации в форме слияния. В дополнение к уставной деятельности организации оказывали платные услуги. АНО «Север» применяла для налогообложения систему ЕНВД.

После слияния выяснилось, что заявление о постановке на учет как плательщика ЕНВД следует представить вновь. При использовании системы с общеустановленной потребуется вести раздельный учет. Вывод: учетные данные о системах налогообложения после слияния потребуется представлять заново.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Как поступить в случае, если на момент принятия решения о переводе НКО в коммерческую организацию имеются незакрытые проекты?

Сложность перехода в коммерческую структуру связана с ведением деятельности в момент изменения структуры, например, работы над конкретным проектом. При этом работа должна быть прекращена с возвратом средств или продолжена в порядке благотворительности.

Вопрос №2. Может ли АНО быть реорганизовано в форме присоединения?

НКО, зарегистрированное в форме АНО, имеет право оформить реорганизацию в форме присоединения к любой из видов НКО. Присоединение к коммерческим организациям не предусмотрено.

Вопрос №3. Как определяется размер имущества НКО, получаемого при реорганизации в форме выделения или разделения?

Передача имущества осуществляется в результате создания разделительного баланса и заключения передаточного акта. Размер передаваемого имущества определяют лица, имеющие право принятия решения. Например, в некоммерческом партнерстве решение принимает общее собрание учредителей, в союзе – члены, подписавшие договор.

Вопрос №4. Допускается ли принудительная ликвидация предприятия в форме НКО?

Ликвидация НКО принудительного порядка может осуществляться по решению органов контроля. Для проведения ликвидации необходимо иметь решение суда.

Вопрос №5. Если в реорганизации НКО участвуют несколько организаций, которая из участниц процесса должна подать сведения в Вестник?

Обязательное оповещение о реорганизации представляется от имени всех участников процесса. Последнее по счету объявление представляет организация, присоединившаяся позже остальных субъектов.

Реорганизация некоммерческой организации означает прекращение существования субъекта гражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либо сохранение того же, но с изменившимся правовым статусом. Права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременно права и обязанности вместе. В большинстве случаев реорганизация происходит

добровольно по решению высшего органа управления некоммерческой организации.

Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - при разделении, выделении или преобразовании. Если происходит присоединение, то реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединенной организации в полном объеме переходят к основной организации, которая и оказывается, таким образом, реорганизованной.

Процедура государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Регистрация должна производиться в органах юстиции.

Преобразование некоммерческой организации является одной из форм реорганизации. Особенность преобразования как реорганизации состоит в том, что число участников гражданских правоотношений не изменяется, все права и обязанности преобразуемой организации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно - правовой формы. Учитывая особенности различных некоммерческих организаций, разнообразие целей, которые они перед собой ставят, законодатель в ряде случаев ввел ограничения на преобразования из одной формы в другую.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ права и обязанности преобразуемого юридического лица переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом. В этом акте должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт утверждается учредителями некоммерческой организации.

Ликвидация - прекращение существования некоммерческой организации как юридического лица - происходит без перехода его прав и обязанностей иному субъекту в порядке правопреемства.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ существует два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица: обычный и принудительный. Основаниями для обычного порядка ликвидации некоммерческой организации по решению ее учредителей, участников либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, являются: истечение срока, на который была создана некоммерческая организация; достижение цели, для которой она была создана. Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и любого иного юридического лица, - это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.

Для ликвидации некоммерческой организации должна быть назначена ликвидационная комиссия и установлены порядок и сроки проведения процесса ликвидации.

В соответствии со ст. 62, 63 ГК РФ процесс ликвидации некоммерческой организации протекает по общим правилам ликвидации юридических лиц.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по делам ликвидируемой некоммерческой организации, включая представительство интересов ликвидируемой некоммерческой организации в суде. Ликвидационная комиссия обязана поместить в печатном органе, который обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц, извещение о предстоящей ликвидации некоммерческой организации. В этом извещении дается информация о порядке и сроках обращения возможных кредиторов со своими требованиями.

Предоставленный кредиторам срок обращения не может быть менее двух месяцев со дня публикации.

Ликвидационная комиссия сама должна выявить всех потенциальных кредиторов, а также организаций и лиц, которые являются должниками ликвидируемой некоммерческой организации с тем, чтобы своевременно принять необходимые меры для взыскания задолженности через суд. После того, как истечет срок для предъявления требований кредиторам, должны быть собраны полные сведения о составе и стоимости имущества некоммерческой организации, а также об обращенных к ней требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения. Эти сведения составляют промежуточный баланс, на основании которого производится выплата денежных сумм по требованиям кредиторов, признанным ликвидационной комиссией подлежащими удовлетворению. При необходимости ликвидационная комиссия должна провести продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов. Очередность выплат денежных сумм, причитающихся кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации, производится по правилам,

сформулированным в ст. 64 ГК РФ. Когда все долги погашены, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, в котором отражает все расчеты с кредиторами.

После утверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента любое юридическое лицо считается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского права.

Список использованной литературы

    Гражданский Кодекс Российской Федерации, №51-ФЗ (В ред. ФЗ от 6 декабря 2007., №333-ФЗ). // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301; № 50, ст. 5279

    Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. №188- ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 13 мая 2008, №66-ФЗ) // СЗ РФ, 2005, №1(1), ст.14

    Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (В ред. ФЗ от 21 марта 2002, №31-ФЗ). // СЗ РФ, 1997, №28. Ст. 3306

    Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. №135-ФЗ (В ред. ФЗ от 30 декабря 2006г, №276-ФЗ) // СЗ РФ, 2003, № 27, ст. 2708

5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. № 7-ФЗ (В ред. ФЗ РФ от 1 декабря 2007г, № 300-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, № 22, ст. 2563

Некоммерческие организации могут быть реорганизованы в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами. Реорганизация некоммерческих организаций может происходить в следующих формах: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При этом вновь возникшая некоммерческая организация, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, должна пройти процедуры государственной регистрации. Если реорганизация некоммерческой организации происходит в форме присоединения к ней другой организации, то первая из них считается реорганизованной только с момента внесения в единый реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.

Закон о некоммерческих организациях не содержит порядка реорганизации некоммерческой организации, оговаривая, что этот порядок определяется ГК РФ и другими федеральными законами.

По общему правилу решение о реорганизации некоммерческой организации принимается органом управления некоммерческой организации или её учредителями (ст.57 ГК РФ).

На практике нередко возникает вопрос, вправе ли учредители некоммерческой организации принимать решения о реорганизации некоммерческой организации, если учредительными документами право принятия решений о реорганизации организации отнесено к компетенции соответствующего органа управления некоммерческой организации.

В соответствии со ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Это положение особенно ярко проявляется для некоммерческих организаций, в отношении большинства из которых учредители не имеют никаких имущественных прав, а также у учредителей таких организаций отсутствует обязанность участвовать в управлении некоммерческой организацией Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Абовой Т.Е., Богуславского М.М., Светланова А.Г. - М., Юрайт. 2004. - С. 96..

Решение о реорганизации некоммерческой организации, в отношении которой учредители не сохраняют каких - либо имущественных прав, может быть принято органом, уполномоченным на это учредительными документами. Однако Закон о некоммерческих организациях определяет, что решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами, заключившими договор о её создании.

Решение о реорганизации некоммерческой организации может быть принято непосредственно учредителем (учредителями) только в отношении некоммерческих организаций, где учредители осуществляют управление непосредственно (например, учреждения). В соответствии с п.5 ст.17 Закона о некоммерческих организациях решение о преобразовании учреждения принимается его собственником.

Вместе с тем ст.17 Закона о некоммерческих организациях предусматривает, что решение о преобразовании некоммерческого партнёрства принимается единогласно учредителями.

В соответствии со ст.57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Существуют особенности реорганизации некоммерческих организаций, которые заключаются в предоставлении органам государственной регистрации передаточного акта и разделительного баланса.

ГК РФ не определяет форму этих документов, но представляет к ним определённые требования: 1) данные документы должны быть утверждены органом, принявшим решение о реорганизации; 2) передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемой некоммерческой организации в отношении всех кредиторов и всех должников.

При непредставлении данных документов вместе с учредительными документами вновь создаваемого юридического лица или отсутствии в представленном передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве, в государственной регистрации вновь создаваемой некоммерческой организации должно быть отказано. Представляется, что это не какое - либо отдельное основание для отказа в государственной регистрации юридического лица, а один из случаев отказа в государственной регистрации в связи с несоблюдением установленного законом порядка его создания.

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации.

Таким образом, имеет место разрыв между моментом государственной регистрации изменений учредительных документов некоммерческой организации и моментом исключения присоединяемой некоммерческой организации из единого государственного реестра юридических лиц. В связи с этим встаёт вопрос, кому могут быть заявлены требования по обязательствам присоединённого юридического лица в этот период.

Обязанность включения в передаточный акт или разделительный баланс всех обязательств лежит на реорганизуемой некоммерческой организации, при этом не включение какого - либо обязательства (при наличии положений о правопреемстве) независимо от наличия вины организации, в передаточный акт или разделительный баланс не должно являться основанием для признания в дальнейшем недействительным решения о государственной регистрации вновь созданной некоммерческой организации и не препятствует кредитору предъявить свои требования вновь созданной некоммерческой организации (п.3 ст.60 ГК РФ)

При присоединении не возникает нового юридического лица, однако, общие требования о наличии передаточного акта распространяются и на этот способ реорганизации.

Кроме того, при присоединении встаёт ещё один вопрос, возникающий в связи с тем, что в данном случае реорганизованной признаётся также некоммерческая организация, к которой осуществляется присоединение. Требуется ли передаточный акт только в отношении присоединяемой некоммерческой организации, или же в отношении и той некоммерческой организации, к которой осуществляется присоединение. Учитывая, что в соответствии с п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица в соответствии с передаточным актом, то определённые правовые последствия имеет передаточный акт, составляемый присоединяемой некоммерческой организацией, а, следовательно, представляется достаточным передаточный акт только присоединяемой некоммерческой организации.

ГК РФ представляет ещё одно требование к порядку реорганизации некоммерческой организации. Это относится к обязанности органа, принявшего решение о реорганизации, уведомить кредиторов о реорганизации. При этом кредиторы имеют право потребовать прекращения или достаточного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая некоммерческая организация, и возмещение убытков.

Предусмотренная законом возможность заявления требований кредиторами реорганизуемой организации отнюдь не означает, что реорганизация некоммерческой организации осуществляется с согласия кредиторов некоммерческой организации.

Не регулируя порядок реорганизации некоммерческих организаций, Закон о некоммерческих организациях всё же достаточно подробно раскрывает такой способ реорганизации, как преобразование.

Смена некоммерческого характера деятельности организации на коммерческий - это принципиальный, кардинальный шаг. Главное препятствие можно увидеть в том, что некоммерческая организация по своей сути на ведение коммерческой деятельности не рассчитана. И хотя теоретически это действительно так, на практике многие НКО создаются именно для коммерческой деятельности, а форма используется для снижения налогового бремени. Да и другие НКО часто вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку существовать исключительно на благотворительные пожертвования сегодня затруднительно.

Коммерческая и некоммерческая деятельность подразумевает принципиальное различие; однако здесь есть и нечто общее, а именно направленность на достижение блага, общего для участников деятельности. Как в первом, так и во втором случае деятельность служит не абстрактным общественным интересам, а интересам конкретных людей, которые в ней участвуют. Поэтому изменение характера деятельности оказывается не таким радикальным, если состав участников и их заинтересованность в достижении общей цели сохраняются. Кроме того, законодатель устанавливает строгие ограничения: во-первых, для ряда НКО преобразование в коммерческое юридическое лицо вообще не допускается, а во-вторых, в случаях, когда такое преобразование допустимо, для него установлен особый, достаточно жесткий порядок.

По смыслу ст. 17 Закона о некоммерческих организациях только НКО определенных организационно-правовых форм могут быть преобразованы в коммерческие юридические лица. В Законе говорится о трех таких формах: некоммерческое партнерство, учреждение и ассоциация (союз). Эти организации могут быть преобразованы в хозяйственные общества (ООО, ОДО, АО); ассоциация (союз) может быть преобразована также и в товарищество.

Спорным является вопрос о возможности преобразования в коммерческие юридические лица общественных организаций. С одной стороны, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях не устанавливает ограничений на преобразование в определенные организационно-правовые формы для общественных организаций; с другой стороны, это умолчание законодателя может быть истолковано как запрет на их преобразование в иные формы. На наш взгляд, действующие нормы законодательства свидетельствуют в пользу второй позиции: в ст. 25 ФЗ "Об общественных объединениях" говорится о реорганизации общественных объединений, но ничего не сказано об условиях их преобразования; Закон о некоммерческих организациях, определяя условия преобразования, устанавливает и порядок преобразования, но для общественных объединений такой нормы нет. Отсюда следует, что общественные организации могут быть реорганизованы только путем присоединения к другим общественным организациям или слияния с ними.

Что же касается фондов, то они преобразованию не подлежат, а лишь могут быть ликвидированы, но и то по решению суда (ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Важно также отметить, что НКО не может проводить реорганизацию путем присоединения к коммерческой организации или слияния с ней, ибо это противоречило бы и ГК РФ, и Закону о некоммерческих организациях.

В сравнении с НКО коммерческие организации обладают так называемой неограниченной правосубъектностью, в то время как деятельность НКО жестко ограничена уставными целями. Вместе с тем есть и такие виды деятельности, которые не могут осуществляться коммерческой организацией, - например, спортивная федерация или профсоюз для осуществления своих функций должны иметь форму НКО (ассоциации или союза). Если НКО ведет такую деятельность, она в момент преобразования должна быть прекращена.

Особую сложность при решении вопросов о преобразовании НКО в коммерческое предприятие вызывает проблема определения состава членов и распределения имущества организации. Здесь возникает сразу несколько вопросов.

Вначале обратим внимание на то, что с точки зрения теории между НКО и коммерческими предприятиями действительно существуют серьезные различия, касающиеся отношений организации и ее участников. Если НКО - это прежде всего объединение людей, коллективный человеческий "субстрат", то коммерческая организация в первую очередь есть имущественный комплекс. Смысл существования НКО заложен в самой деятельности участников организации, и имущество при этом выполняет инструментальные задачи, служит для обеспечения основной деятельности НКО. Как в НКО, так и в коммерческой организации члены (участники) получают определенные блага от своего участия. Однако в первом случае эти блага, во-первых, не находятся в зависимости от доходов НКО, во-вторых, чаще всего и вообще являются неимущественными, в-третьих, распределяются на основе равенства. В коммерческой организации, напротив, объем благ, получаемых участниками, прямо зависит от коммерческого успеха предприятия и от доли, которую участник имеет в уставном (складочном) капитале, причем эти блага носят исключительно имущественный характер. Следует также отметить, что в НКО участие в распределении благ обусловливается выполнением определенных обязательств по отношению к организации, чего нет в хозяйственных обществах и может не быть в товариществах.

Нетрудно заметить, что при гипотетическом преобразовании НКО в коммерческую организацию участники вновь возникающей организации фактически на безвозмездной основе получают права требования к этой организации, которых они раньше не имели и не могли иметь. Дело выглядит так, будто организация дарит своим членам права требования на свое имущество. Оказывается не вполне понятным, правомерно ли совершается такое "дарение", ведь НКО может использовать свое имущество только для осуществления уставных целей, к которым преобразование в коммерческую организацию, конечно, не относится.

Как уже было отмечено, смысл существования как НКО, так и коммерческой организации заключается в обеспечении интересов ее членов (участников). Если члены НКО (или собственник имущества НКО - в случае с учреждением) считают, что общественные цели организации уже достигнуты или же их достижение не имеет для участников смысла, то деятельность организации как НКО, разумеется, должна быть прекращена. Вместе с тем участники могут захотеть продолжить совместную деятельность в составе коммерческого предприятия. Если бы возможности преобразования в коммерческую организацию для них не существовало, то единственным путем было бы принять решение о ликвидации НКО, что повлекло бы передачу имущества на уставные цели или в казну государства (кроме учреждений), а затем на основе новых имущественных взносов создать хозяйственное общество или товарищество. Такой вариант в целом выглядит вполне справедливым.

Однако стоит посмотреть и на те организационно-правовые формы НКО, для которых законодатель допустил преобразование в коммерческие организации. Так, в случае с учреждением подобная процедура представляется бессмысленным усложнением дела, ведь имущество ликвидируемого учреждения в любом случае передается собственнику, который вынужден проходить через процесс ликвидации, а затем регистрировать новое юридическое лицо и вновь вносить имущество в качестве вклада в уставный капитал. Поэтому возможность непосредственного преобразования в коммерческое юридическое лицо для учреждения можно считать разумной и оправданной. Здесь не возникает и особой проблемы с распределением имущества: собственник (собственники) самостоятельно принимает решение о распределении имущественных долей в составе нового предприятия, поскольку имеет полное право распоряжаться имуществом.

Сложнее обстоит дело с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами (НП). Нетрудно представить себе сценарий, по которому НКО создается формально для некоммерческой деятельности, но фактически занимается предпринимательством, пользуясь существующими для НКО льготами, затем проходит преобразование в хозяйственное общество (товарищество) и ликвидируется, распределив имущество между членами. Не ясно, чем обусловлен выбор законодателя - разрешить преобразование лишь НП и ассоциациям (союзам). Ситуация, когда формально созданное НКО преобразуется в хозяйственное общество и ликвидируется, вероятна для любых его форм. Важнее в этом случае ответить на вопрос о том, существует ли некий способ, который бы вписывался в общую логику правовой системы.

На наш взгляд, такой способ все же существует. Итак, ключевой при преобразовании НКО, основанных на членстве, в хозяйственные общества (товарищества) является проблема распределения долей в уставном капитале. Нам представляется, что доли новых участников должны изначально быть равными, поскольку эти лица участвовали в деятельности НКО также на равноправной основе, имели одинаковые права и обязанности по отношению к организации. Потенциальные споры по этому поводу законодатель сглаживает требованием единогласности в решении этого вопроса всеми членами (учредителями) (абз. 1 п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Общим решением имущество заново распределяется в составе предприятия новой организационно-правовой формы, и участники собрания выбирают такой способ распределения, который устраивает всех.

Однако на практике принятие такого решения может столкнуться с различными проблемами. Так, кто-то из учредителей (членов) может намеренно саботировать процесс переговоров, пользуясь тем, что Закон требует единогласного решения. Другие учредители в этом случае могут обратиться в суд с тем, чтобы вопрос был разрешен судом в интересах большинства. В ином случае кто-то из учредителей может уже после принятия решения обнаружить, что его интересы этим решением ущемлены, и опять-таки потребовать пересмотра решения через суд. Да и вообще в случае, когда участников достаточно много, порой бывает затруднительно добиться единогласного решения.

Какое решение должно быть в этом случае принято? Здесь следует руководствоваться уже озвученным выше принципом равенства: каждый должен получить равную со всеми долю в новой организации. Это положение следует, однако, скорректировать для некоммерческих партнерств. Дело в том, что члены НП имеют право получать при ликвидации партнерства или при выходе из него ту часть имущества, которая ими была передана в собственность партнерства (п. 4, 5 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому представляется логичным вначале распределить между участниками то имущество, которое они внесли в собственность партнерства, а оставшуюся часть имущества разделить на равные доли.

Рассмотрение проблемы членства тесно связано с вопросом о структуре преобразуемой организации. Отметим, что изменения здесь касаются прежде всего тех НКО, которые основаны на членстве: некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы. Сама структура теоретически может сохраниться, но при этом общее собрание преобразуется в собрание участников общества, и все специальные нормы, которые были возможны в НКО, должны быть приведены в соответствие с ГК РФ, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "Об акционерных обществах". Так, некоторые крупные НКО используют в уставе норму о том, что на общем собрании квалифицированное большинство голосов всегда принадлежит учредителям. Такая норма утрачивает свою силу с преобразованием, даже если она сохранена в уставе. Что касается учреждений, то в них структурные изменения практически не требуются: собственник или собственники учреждения продолжают выполнять свои функции в качестве учредителя (общего собрания участников или акционеров).

Часть проблем, возникающих при преобразовании НКО, связаны с обязательствами, которые организация приняла на себя до преобразования.

Если НКО на момент преобразования выполняет работу по какому-либо гранту (т.е. использует имущество, переданное организации в порядке пожертвования на определенные цели в соответствии со ст. 582 ГК РФ или ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), то возникает вопрос: продолжать ли эту работу? Конечно, наличие статуса некоммерческой организации может быть обязательным требованием грантодателя (жертвователя) к получателю гранта (пожертвования), и в этом случае работа должна быть прекращена с возвратом неистраченных средств. Другой вариант заключается в продолжении работы по гранту, но на сей раз - в форме благотворительной деятельности. Однако в обоих случаях требуется провести согласование с грантодателем, поскольку "самовольное" продолжение деятельности будет нарушением грантового договора и может быть основанием для отмены пожертвования (п. 4, 5 ст. 582 ГК РФ).

НКО может по своему уставу быть обязанной оказывать определенные услуги (выполнять определенные работы или поставлять некоторые товары). Поскольку такие услуги зачастую оказываются бесплатно, они на практике могут никак не оформляться, но после реорганизации такую практику сохранять не следует. Необходимо или заключить договор об оказании услуг на платной основе, или оформить оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров) как благотворительную помощь, или прекратить оказание услуг.

Существуют и такие обязательства НКО, которые не могут выполняться коммерческой организацией. Например, НКО была обязана по уставу защищать своих членов в суде и действительно делала это до реорганизации; после реорганизации некоторые судебные процессы остались незавершенными. В этом и аналогичных случаях организация должна прекратить выполнение обязательств, известив об этом всех заинтересованных лиц.

Между тем Закон о некоммерческих организациях не раскрывает, в какую организационно - правовую форму могут быть преобразованы фонд и общественная или религиозная организация (объединение).

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. При этом порядок процесса ликвидации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.

Решение о ликвидации некоммерческих организаций (кроме ликвидации фондов) принимают учредители (участники) или орган управления. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Существует как минимум три причины, по которым может быть ликвидирован фонд: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и в связи с этим нереальна возможность получения необходимого имущества; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных его уставом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают сроки ликвидации некоммерческой организации. Сроки ликвидации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом о некоммерческих организациях. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, ликвидационная комиссия получает также право выступать в суде от имени ликвидируемой некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия должна поместить в органах печати сообщение о ликвидации некоммерческой организации, указав порядок и сроки заявления требований её кредиторами. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов и получением дебиторской задолженности. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна представить промежуточный баланс. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, о предъявляемых кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утверждён учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о её ликвидации.

Если ликвидируемая некоммерческая организация (за исключением учреждений) не имеет денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов. И только после торгов производит выплату денежных сумм кредиторам в порядке очерёдности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия должна представить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации. Ликвидационный баланс согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если после удовлетворения требований кредиторов у ликвидируемой некоммерческой организации остаётся на балансе имущество, то оно может быть оставлено некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, или на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации не представляется возможным, то оно обращается в доход государства.

Порядок использования имущества ликвидируемого некоммерческого партнёрства и учреждения несколько отличается от использования имущества ликвидируемых некоммерческих организаций других видов.

При ликвидации некоммерческого партнёрства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнёрства в соответствии с их имущественным взносом. Если в учредительных документах некоммерческого партнёрства предусмотрен иной порядок распределения имущества, оставшегося после его ликвидации, то его распределение происходит в соответствии с учредительными документами некоммерческого партнёрства при условии, что оно не противоречит федеральным законам. Если стоимость имущества ликвидируемого некоммерческого партнёрства превышает размер имущественных взносов его членов, то оставшееся имущество может быть направлено на благотворительные цели или обращается в доход государства.

При ликвидации учреждения оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаётся собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.