Служебные обязанности психолога в организации. Должностная инструкция психолога - образец

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

психолога

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность психолога "_____________" (далее - "Организация").

1.2. Психолог назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Психолог подчиняется непосредственно ______________.

1.4. На должность психолога назначается лицо, имеющее:

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Психолог должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;

Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;

Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

Технические средства, применяемые при изучении условий труда;

Передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;

Основы технологии производства;

Основы экономики, организации производства, труда и управления;

Основы профориентационной работы.

1.6. В своей деятельности психолог руководствуется:

Нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями руководителя Организации и непосредственного руководителя;

Настоящей должностной инструкцией;

Правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. В период временного отсутствия психолога его обязанности возлагаются на _____________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Психолог осуществляет следующие обязанности:

Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников Организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

Консультирует руководителя Организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

3. ПРАВА

Психолог имеет право:

3.1. Требовать от руководства Организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.

3.2. Повышать свою квалификацию.

3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности.

3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.5. Получать от работников Организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Психолог несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы психолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью психолог обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

6. ПРАВО ПОДПИСИ

6.1. Психологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

_____________________________ _____________ ____________________ (должность лица, составившего (подпись) (Ф.И.О.) инструкцию)

"___"__________ ___ г.

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт ____________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.)

"___"__________ ___ г.

С инструкцией ознакомлен: ____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей должен знать:

Конвенцию о правах ребенка;

Национальные стандарты РФ в области социального обслуживания населения;

Теорию и методику социальной работы;

Программно-методическую литературу по социальной работе;

Передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия клиента.

2.2. Принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

2.3. Проводит психологическую диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей.

2.4. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии несовершеннолетних, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.5. Выявляет психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждения, участвует в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

2.6. Формирует психологическую культуру детей и подростков, родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

2.7. Разрабатывает индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации.

2.8. Определяет задачи, формы, методы психолого-педагогической работы на основе индивидуальных и групповых программ реабилитации.

2.9. Оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей семьи группы риска.

2.10. Осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием.

2.11. Предоставляет отчеты о проделанной работе в определенные сроки.

2.12. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

4. Должностные обязанности организационного психолога

Для того чтобы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, объективность, умения анализировать проблемные зоны и правильно давать им определение и суметь решить все возникшие проблемы, связанные с областью психологии труда. Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности организационного психолога, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций и обязанностей. Ему необходимо уметь объективно всесторонне анализировать условия и факторы, цели и задачи труда и жизни работника. К должностным обязанностям организационного психолога можно отнести:

1) изучение человеческого фактора в трудовой деятельности предприятия;

2) поиск и отбор персонала;

3) разработку инструмента отбора – тестов, анкет, интервью и прочее;

4) мониторинг умений работников;

5) помощь в организации труда и рабочего места сотрудников;

6) участие в разработке дизайна продукции;

9) проведение маркетинговых исследований рынка, на который поступает продукция организации.

Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема и уважаема на рынке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Начало мужское и женское автора Виилма Лууле

Жизнь по обязанности и необходимости Жизнь по обязанности не дает человеку чувствовать себя человеком. Чем выше уровень развития, тем более творчески нужно относиться к жизни. Если что-то умею и отдам вам, а вы дадите мне то, что вы можете дать, тогда энергии

Из книги Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей автора Иванова Наталья Львовна

С. А. Липатов Социальная психология организационного поведения В современных условиях одной из основных задач бизнес-психологов является разработка новых концептуальных подходов и поиск путей обеспечения работоспособности и психического здоровья людей в

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

14. Элементы профессиональной самоидентификации. Понятие организационного развития. Самостоятельные группы Основными элементами профессиональной самоидентификации выступают:1) статусы и роли, предлагаемые обществом;2) социальные группы и институты, в рамках которых

Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер Уэйн

Абсурдность обязанности оправдываться Если вам приходится оправдываться перед другими, значит, вы находитесь под контролем тех, кому должны предъявлять доказательства. Спокойное и деловитое поведение не подразумевает необходимости заниматься самоутверждением. В

автора Стивенс Джон

Повседневные обязанности Выберите несколько повседневных обязанностей, таких, как мытье посуды, чистка зубов, вынос мусора и т.д. Выполняя их, уделяйте пристальное внимание тому, что чувствует ваше тело. (…) Попробуйте несколько минут выполнять выбранное дело в два раза

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Обязанности Сейчас я хочу, чтобы А говорил партнеру фразы, которые начинаются со слов «Я должен». Я хочу, чтобы после каждой сказанной им фразы Б четко, уверенно и твердо отвечал «Нет». Кроме этого, ничего говорить не нужно. Продолжайте эксперимент в течение четырех минут,

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива. Можно сказать, что организационное

Из книги Руководство по исправлению личности автора Бендлер Ричард

Как выполнять ответственные обязанности В нашей жизни масса дел, выполнять которые необходимо, но заставить себя это сделать очень трудно. Я говорю об учебе, уплате налогов, домашней уборке. Мы медлим с исполнением этих обязанностей, стремясь оттянуть неприятный момент.

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

Пиры и обязанности «Тот, кто понимает бабуина, больше продвинулся по части метафизики, чем Локк». Чарльз Дарвин. Записные книжки78.1836-1844 Вообразите, что люди занимались бы сексом сообща и публично, а кушали тайком и при закрытых дверях. Нет никаких конкретных причин, по

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

1. Мужчина по обязанности Рассмотрев сложение сексуального поведения у человека как вида (филогенез), можно перейти к формированию сексуальной ориентации у индивида (онтогенез). Большое значение в этом приписывается освоению социально-половой (гендерной) роли: мальчик

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

ОБЯЗАННОСТИ И ЗАНЯТИЯ В первой же беседе с ребенком о том, как он будет проводить время один, постарайтесь выяснить, какие занятия ему нравятся, а какие нет. Предполагается, что каждый ребенок должен выполнять определенную домашнюю работу, соответствующую его возрасту.

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Должностные инструкции не отвечают изменившимся условиям Отдел занимается обработкой информации. Большинство работниц трудятся здесь по многу лет и привыкли обрабатывать материалы «вручную». Однако увеличение их объемов диктует необходимость автоматизации

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Глава 24. Обязанности Обязанностей у нас в жизни намного меньше, чем нам кажется. Всю нашу сознательную и несознательную жизнь нам создают иллюзии обязанностей, которые не имеют под собой реальной почвы. Это начинается с тех пор, как нас заставляют держать головку в два

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том

От обязанности к увлечению Диаграмма любезно предоставлена IDEOКаждый, кто работал с Дэвидом один на один, видели, возможно, как он набрасывает крайне простой рисунок: весы, на одной чаше которых находится «сердце», а на другой – значок доллара. Это противоречие между

Должностная инструкция психолога - это документ, который определяет функциональные обязанности педагога-психолога. Помимо инструкции, специалист руководствуется в своей профессиональной деятельности и другими положениями и нормативно-правовыми актами. Какими - узнайте из этой статьи. Также вниманию читателей предлагается информация по составлению должностной инструкции психолога (профстандарт), определены функции, обязанности, права и сфера ответственности детских психологов.

Детский психолог: особенности профессии

Часто к людям, занимающим эту должность, относятся несколько предвзято, как и к самой профессии психолога. В то время как во всем мире люди понимают, насколько важным является эмоциональное и психическое здоровье и детей, и взрослых, в нашей стране население все еще не готово обращаться к специалистам этой сферы. В то же время большинство психологических проблем легче решить на ранних стадиях, поэтому, чем раньше доктор начнет работать с пациентом, тем выше шанс на его скорейшее выздоровление.

Согласно современным образовательным программам во всех государственных образовательных учреждениях (школах и ДОУ) в штате должная быть предусмотрена ставка педагога-психолога. Должностная инструкция этого сотрудника составляется по единому образцу. Согласно документации, этот специалист должен работать с детьми, родителями и педагогами. Его главная задача - помочь ребенку социализироваться, справиться с неизбежным стрессом, который он испытывает, попадая в новую для себя среду. Психологу предстоит провести серьезную работу по выявлению и предупреждению факторов, провоцирующих асоциальное поведение у воспитанников, также он должен помогать детям успешно реализовывать себя в различных жизненных ситуациях.

Должностная инструкция психолога-педагога

Полный документ включает в себя четыре основных раздела. В них подается информация о положениях, регламентирующих работу специалиста. Также в инструкции расписаны функции психолога, его должностные обязанности, права и сфера ответственности.

Помимо общих положений, должностная инструкция детского психолога демонстрирует, кому подчиняется этот сотрудник, каков его рабочий график, какие требования предъявляются к нему как к специалисту. Указана там и его роль во взаимоотношениях между воспитателями, детьми и их родителями. Штатный психолог в школе или детском саду - это не практикующий врач, который может назначить ребенку терапевтическое лечение, а всего лишь консультант. Кроме того, он не имеет права ставить своим воспитанникам какие-либо диагнозы. Вместе с тем он может составить приблизительный план социализации ребенка, а также помочь родителям найти подход к их малышу в случае возникновения каких-либо проблем.

Требования к специалисту (образование, стаж, квалификация)

Работа детского специалиста регулируется сразу несколькими документами:

  • Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года.
  • Приказом Министерства здравоохранения и социальной политики РФ № 761-н, редактированного 31 августа 2011 года, регулирующим квалификационные характеристики работников образовательной сферы.
  • Трудовым кодексом РФ.
  • Федеральным законом №273 «Об образовании в РФ» от 3 июля 2016 года.
  • Декларацией прав человека.
  • Конвенцией о правах ребенка.
  • Правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором он работает.

Претендент на должность педагога-психолога обязан иметь действительный диплом, подтверждающий наличие у него высшего или среднеспециального образования по направлению «Педагогика и психология». При этом руководитель школы или садика не вправе требовать от кандидата на вакантную должность какого-либо опыта работы по специальности, а его отсутствие не может быть законным основанием, по которому человека не приняли на работу. Все эти нормы прописаны в должностной инструкции психолога, в разделе, содержащем общие положения.

Также, согласно инструкции, трудовая нагрузка психолога в школе и ДОУ ограничивается 36 часами в неделю, при этом непосредственные занятия с детьми должны занимать не более 18 часов. В остальное время педагог-психолог занят «бумажной» работой - составлением планов и отчетов, систематизацией и анализом результатов, полученных во время работы с детьми.

Функции психолога в школе и ДОУ

Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, выполняет крайне важные функции: ответственная реализация возложенных на него должностных обязанностей способствует формированию здоровых и плодотворных отношений между детьми и педагогическим составом.

Психолог работает сразу по нескольким направлениям:

  • сопровождает педагогический процесс с точки зрения психологии;
  • контролирует психическое развитие подопечных;
  • оказывает консультативную помощь детям, воспитателям, родителям;
  • занимается профилактикой психологических проблем у каждого ребенка в отдельности и у всех детей в коллективе;
  • защищает права и свободы малышей.

Для того чтобы выполнять все эти функции, психологу необходимо проводить с детьми адаптивную, консультационную, аналитическую, педагогическую и коррекционную работу.

Круг обязанностей педагога-психолога

Исходя из представленного выше перечня функций, педагог-психолог в своей работе выполняет самые разные задачи. Главные - это выявление личностных проблем у детей, а также нарушений в процессе их социализации. Для диагностики психолог использует разные методы - инициирует беседы с детьми, сотрудниками ДОУ и родителями, проводит групповые и индивидуальные занятия, во время которых оценивает уровень коммуникационной, эмоциональной и психической развитости малышей, анализирует данные, полученные в ходе этих занятий.

Кроме того, этот специалист может проводить обучающую работу с воспитателями и лицами, ответственными за уход за ребенком (опекунами, мамами и папами). Особенно важной эта деятельность является в отношении проблемных детей, к которым нужен особый подход как со стороны персонала учебного заведения, так и со стороны родителей.

Педагог-психолог работает с ребенком с момента его принятия в образовательное учреждение и ведет его до самого выпуска. В это время специалист должен пристально следить за тем, нет ли у ребенка нарушений в умственном, эмоциональном или психическом развитии. Должностная инструкция психолога ДОУ определяет ход его действий, если у ребенка выявлены какие-либо проблемы. Педагог должен принять решение о тактике дальнейшей помощи подопечному: будет это коррекционная психологическая поддержка или наблюдение и соответствующее лечение у специалиста психиатрического профиля.

Должностная инструкция психолога в школе также не дает психологу права самостоятельно проводить какое-либо лечение ребенка. В отличие от ДОУ, школьные педагоги-психологи должны отдельно работать с одаренными детьми, помогая им развивать их таланты. Немаловажная роль отводится деятельности, направленной на половое воспитание детей подросткового и старшего возраста.

Значительную часть своего рабочего времени психолог занят оформлением отчетной документации и составлением планов (годовых, квартальных и месячных).

Запрещенные действия

Должностная инструкция педагога-психолога в школе и ДОУ ограничивает деятельность этого специалиста по таким направлениям:

  • он не может ставить воспитанникам диагнозы, назначать и проводить специфическое лечение;
  • психолог не может составлять индивидуальную программу воспитания ребенка для родителей, он может лишь консультировать их по отдельным вопросам;
  • проводить занятия, которые будут опасны для физического или психического здоровья ребенка;
  • проводить глубинный психологический анализ развития ребенка без ведома и согласия родителей.

Психолог должен помочь ребенку адаптироваться в социуме и облегчить процесс его вхождения в коллектив, сделать его пребывание в образовательном учреждении более приятным и интересным.

Трудовые права

Детский психолог в своей работе может руководствоваться всеми положениями, изложенными в должностной инструкции педагога-психолога. В ДОУ и школах отличаются образовательные программы, однако в своей деятельности психолог самостоятельно выбирает методологию, по которой он проводит работу с детьми. Однако она не может противоречить законодательству.

Педагог-психолог, как и воспитатели, может присутствовать на родительских собраниях, участвовать в других мероприятиях.

В случае конфликтных ситуаций, он имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства и неразглашение информации о ходе разбирательств. Руководство учебного заведения не может препятствовать ознакомлению педагога-психолога с поданными на него жалобами или претензиями.

Рамки ответственности

В случае нарушения любых локальных нормативных актов учебного учреждения педагог-психолог несет персональную ответственность за свои действия. Это может быть административное взыскание с внесением соответствующей записи в трудовую книжку или устное предупреждение от руководства. Также человек, занимающий эту должность, является материально ответственным лицом, обязательства за нанесение ущерба ДОУ или школе регулируются трудовым законодательством РФ.

Если действия педагога-психолога противоречат закону об образовании и связаны с насилием над воспитанником (физическим или моральным), он освобождается от своей должности.

Служебная иерархия и рабочие взаимосвязи

Непосредственным руководителем педагога-психолога является заведующий ДОУ или директор школы, в которой он занят. Они принимают на работу этого специалиста, и они вправе подписать указ об его увольнении. Психолог, помимо выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, может быть привлечен к другим видам работ: методологической, педагогической или организационной. Однако руководитель не имеет права вызывать его из отпуска для замены других сотрудников. С воспитателями психолог находится на равных, и они могут свободно обмениваться полученной в результате работы информацией, касающейся их профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что в общеобразовательных учреждениях должность психолога введена в 1988 году, до сих пор не существует устоявшихся представлений о содержании и формах его профессиональной деятельности. В результате субъекты образовательного процесса зачастую предъявляют к нему не свойственные его роли требования. Так, например, администрация нередко предлагает психологу классное руководство, а иногда и преподавание учебных дисциплин (особенно тогда, когда у психолога есть и педагогическое образование), стремится детально контролировать его деятельность, требует отчет о результатах диагностики и консультирования. Учитель ожидает от психолога поддержки в реализации своего привычного стиля педагогического общения и помощи в манипулировании учащимися и их родителями. В свою очередь родители надеются, что психолог защитит их ребенка от «школьного негатива» и при этом авторитетно подтвердит «правильность» семейного воспитания. Дети, если психологу удается установить с ними доверительные отношения, ищут в нем старшего товарища и защитника. Нетрудно заметить, что во многом перечисленные ожидания являются противоречивыми.

Педагог-психолог образовательного учреждения является самостоятельным специалистом и равноправным членом педагогического коллектива, отвечающим за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно, - за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. Необходимо отметить, что, являясь равноправным членом коллектива, педагог-психолог в образовательном учреждении занимает свое определенное место во всем учебно-воспитательном процессе.

В различных образовательных учреждения на педагога-психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от типа и вида данного учреждения, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретном образовательном учреждении.

Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе, трудности определения своих обязанностей, не идущих в разрез с общей концепцией образовательного учреждения.

Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает. В общем же специалисты осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка, принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи.

В различной литературе, издаваемой в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда организационных проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях учебного заведения и тем самым всей его последующей работы. От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.

Границы его функциональных обязанностей на практике оказываются достаточно подвижными и простираются от ролей «вечного дежурного», «общественника», «посыльного по мелким поручениям» и т. п. до «эксперта по наиболее важным вопросам обучения и воспитания». Важен и тот факт, что специалист не всегда может определить должностные и функциональные обязанности своей профессиональной деятельности.

К сожалению, существующие правовые нормы не определяют четко обязанности педагога-психолога в образовательном учреждении. Так в требованиях к тарифно-квалификационным характеристикам по должностям (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268), включены три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих обязанности, права и ответственность работника, утверждаемых руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами. В должностные обязанности педагога-психолога включены:

· осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;

· содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;

· способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

· определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);

· оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

· проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;

· составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);

· ведение документации по установленной форме и использованию её по назначению;

· участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

· осуществление психологической поддержки творчески одарённым обучающимся (воспитанникам), содействие их развитию и поиску; определение степени отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

· формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;

· консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Так педагог-психолог (8-14 разряды) должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социальнопсихологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Как мы видим, данные разделы являются общими, не наполненными конкретным содержанием. Педагогу-психологу необходимо переосмыслить и структурировать весь массив практических проблем, определить приоритетные направления своей деятельности, наполнить их конкретным содержанием.

Необходимо отметить, что двойное подчинение педагога-психолога (руководителю учреждения по административным вопросам и методическому центру по профессиональным вопросам) вносит определенную путаницу в организацию профессиональной деятельности специалиста. Именно грамотно составленные функциональные обязанности, помогут педагогу-психологу согласовать свою позицию с запросами администрации в решении профессиональных вопросов; выработать единые представления о функции психолога в образовательном учреждении; спрогнозировать реальные результаты деятельности.

Функциональные обязанности специалистом составляются с учётом общих должностных обязанностей, утвержденных в тарифно-квалификационных характеристиках и направления деятельности, в рамках работы психологической службы образовательного учреждения с учетом запросов администрации ОУ.

Так, например педагог - психолог может указать в своих функциональных обязанностях такие направления работы как:

· Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения

· Проводит психологическую работу по профессиональной ориентации учащихся.

· Ведет рабочую документацию по установленной форме.

· Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра

· И т.п.

Функциональные обязанности утверждаются руководителем образовательного учреждения и подписываются педагогом-психологом.

Должностные обязанности педагогов-психологов
образовательного учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Данная инструкция предлагается для специалистов психологического профиля таких видов типового учреждения, как центры психолого-медико-социальной направленности. Должностные обязанности разработаны с учетом широкого диапазона функционирования специалистов в центрах отдельно для каждой специализации: консультирование, первичный прием, диагностическое обследование, семейное консультирование и коррекционно-развивающая деятельность.

Общие требования к должности

Педагоги-психологи осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся, обратившихся в центр, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию. Содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи. При этом конкретные функциональные обязанности педагогов-психологов психологического центра различаются в зависимости от специализации.

Педагоги-психологи центра должны знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации; решения правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка;
- общую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, нейропсихологии, психотерапии, семейной психологии, сексологии, психогигиены, профориентации и психологии труда, психодиагностики, диагностики и коррекции;
- методы психологического консультирования, активного обучения.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего первичный прием

· Собирает объективную информацию: биографические данные, условия развития ребенка, положение в школе и в семье. Выявляет субъективные мнения членов семьи о проблеме, ее истории, социальном фоне, привычных способах выхода из проблемной ситуации. Анализирует первичную жалобу семьи, соответствие или несоответствие этой жалобы объективной реальности и помогает семье сформулировать актуальную проблему и наметить пути разрешения.

· Оказывает первичную психологическую поддержку, устанавливает контакт, информирует семью о возможных формах психологической, медицинской, социальной и педагогической помощи и способах ее получения.

· Направляет к специалистам для оказания психологической помощи в соответствии с нуждами конкретного учащегося, его семьи и их реальными жизненными условиями и возможностями специалистов центра.

· Заводит документацию по установленной форме (психологическую карту на ребенка).

Дополнительно должен знать:

Основы социальной политики, права, трудового и семейного законодательства;
- нормативные документы, регулирующие вопросы обучения, здравоохранения, занятости учащихся, их социальной защиты;
- структуру социальных служб, педагогических и медицинских учреждений на территории, обслуживаемой центром;
- организацию и структуру центра, возможности его специалистов.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего диагностическое обследование

· Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (с целью определения структуры личности, уровня развития интеллекта ребенка, особенностей его нервно-психической сферы, профессиональных способностей, эмоциональных отношений в семье). Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии учащихся. Определяет факторы, препятствующие развитию личности.

· Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции. Проводит повторное диагностическое обследование (с повторным заключением и консультациями всех вышеуказанных лиц) по прохождении учащимся курса психологической коррекции.

Дополнительно должен знать:

Медицинскую психологию, нейропсихологию, патопсихологию, семейную психологию;
- методы индивидуальной и групповой диагностики, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

· Осуществляет коррекционную работу в индивидуальном и групповом режиме на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и интеллектуального развития конкретного ребенка.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения.

· Осуществляет психологическую поддержку родителей (лиц, их заменяющих), консультирует их с целью повышения социально-психологической компетентности и организации коррекционных занятий.

Дополнительно должен знать:

Основы нейропсихологии, дефектологии, психогигиены;
- теорию и методы гуманистической педагогики;
- педагогическую психологию;
- методы активного обучения, психологической коррекции, обучающего тренинга и социально-психологического тренинга общения.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков

  • Проводит социально-психологические тренинги по различным направлениям в соответствии с результатами психологического обследования участников тренинговой группы: тренинг общения, социально-психологической компетентности, личностного роста, выбора жизненного пути, развития творческой активности (креативности) и другие.

Дополнительно должен знать:

Различные методы и средства групповой психологической работы;
- методы проведения социально-психологического тренинга;
- методы групповой профконсультации;
- методы активного обучения.

Функциональные обязанности психолога-консультанта, осуществляющего индивидуальную психологическую коррекцию отклонений в личностном развитии

· Проводит коррекцию отклонений в развитии личности на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и личностными особенностями конкретного учащегося, коррекцию эмоционального состояния; устраняет последствия влияния негативного прошлого опыта; формирует навыки общения.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции учащегося, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения.

· Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации. Оказывает консультативную помощь родителям в формировании среды, развивающей у учащегося черты активной, самостоятельной и ответственной личности, в выборе такого образовательного маршрута и микросреды общения, к которым он мог бы успешно адаптироваться. Помогает эффективно и последовательно организовать процесс социальной адаптации.

· Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра.

Дополнительно должен знать:

Методы психотерапии, семейную психологию;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;
- половозрастные нормы и особенности развития детей и подростков.

Функциональные обязанности психолога - семейного консультанта

· Осуществляет консультативную работу с целью социально-психологической коррекции дисфункционального взаимодействия в семье. Достижение этой цели связано с решением следующих задач: снижение уровня тревоги в семье; выявлениe повторяющихся элементов взаимодействия и семейных стратегий; поддержание позитивных элементов поведения; развитие социально-психологической компетентности членов семьи; коррекция конфликтного поведения.

· Проводит групповую работу с родителями в форме социально-психологического тренинга для оказания психологической помощи родителям в формировании среды, развивающей у ребенка и подростка черты активной, самостоятельной и ответственной личности, способной позаботиться о себе и других. в связи с этим решает следующие задачи: повышение родительской компетентности, то есть приобретение родителями необходимых знаний о периодах развития личности, о физиологических и психологических особенностях, а также навыков конструктивного взаимодействия в семье; улучшение психофизиологического состояния родителей.

Дополнительно должен знать:

Теорию и практические методы семейного консультирования;
- методы диагностики и анализа семейных отношений;
- методы социально-психологического тренинга;
- методы активного обучения.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.