Особенности регулирования деятельности корпораций в рф. Государственное регулирование деятельности корпоративных структур Государственно правовое регулирование корпоративной деятельности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Государственное регулирование корпоративной деятельности в Российской Федерации

Диана Сергеевна

Магистрант факультета экономики и финансов Северо-Западного институт управления - филиала РАНХиГС

Diana S. Rakevich

Graduate student of the faculty of Economics and Finance of the North-West Institute of Management branch of the RANEPA

e-mail: [email protected]

State regulation of the corporate activity in the Russian Federation

В статье раскрыта тема регулирования государством корпоративной деятельности в Российской федерации. Проанализированы основные законодательные акты и работы российских ученых, которые, в свою очередь, изучали данную тему.

Ключевые слова: корпорация, правовое регулирование, предпринимательская деятельность, законодательство, хозяйственная деятельность.

The paper reveals the state regulation of the corporate activity in the Russian Federation. The author analyses the major legislative acts and the relative works by Russian researchers.

Keywords: Corporation, legal regulation, entrepreneurship, legislation, economic activity.

Корпоративная деятельность в России начала зарождаться в 17 веке. Её регулировали многочисленные правовые акты, которые помогали не только в стабильном развитии, но и давали определенную защиту. Изначально корпорация называлась товариществом. Понятие «товарищество» использовалось достаточно долгое время, и только в конце 20 века начали использовать определение «компания» и «корпорация».

Для начала необходимо выяснить, что же такое корпорация?

Мнения различных ученых разнятся в определении «корпорация». Одни считают, что корпорация - это имущественные отношения, другие представляют их как организационные. Но корпорацию лучше всего понимать как собирательное определение.

Во - первых, корпорация - это частное предпринимательство. Причем, данный вид объединения является самым развитым из всех возможных. В нем присутствуют такие важные факторы, как единая цель, имущественная ответственность.

Итак, под корпоративными отношениями можно понимать систему отношений складывающихся между акционерами и менеджментом, а также отношения с государственными органами.

В основном понимание корпоративных отношений основывается на развитии экономики, но не надо забывать, что основное государственное регулирование корпоративных отношений начинается с правовых актов.

На сегодняшний день субъектами корпоративного права является большое разнообразие юридических лиц. Под юридическим лицом нужно понимать организацию, основанную на слиянии лиц, обладающих имущественной собственностью, самостоятельной гражданско-правовой ответственностью, образуемую и прекращающую свою деятельность в порядке, установленном законом.

State and Regional Management

Основные виды корпораций представлены в Гражданском Кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах прописаны иные организационно - правовые формы юридических лиц. Гражданский Кодекс Российской Федераци служит основным регулятором хозяйственной деятельности корпораций. Но для регулирования таких корпораций, как акционерное общество (АО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО), действуют Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» .

Также следует указать, что к корпорациям не относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные казенные предприятия, но существуют государственные корпорации, особенностью статуса которых является меньший контроль со стороны государственных органов и слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности.

Так как законодательство строится исходя из практических интересов и потребностей, оно учитывает и иные различные общественные отношения. Корпоративное законодательство, как уже говорилось, объединяет прежде всего нормы частного права.

Корпорации в целом не имеют какого-либо механизма саморегулирования, они не могут создать такую структуру подчинённости, которая могла бы удерживать различные процессы в рациональных рамках. Поэтому государство регулирует их деятельность через различные министерства, государственные комитеты и комиссии.

Основными задачами регулирования корпоративной деятельности в настоящее время являются:

Защита прав собственности и обеспечение баланса интересов участников корпоративных отношений, в том числе, кредиторов и государства;

Снижение транзакционных издержек участников корпоративных отношений;

Развитие рынка слияний и поглощений;

Снижение барьеров при создания юридических лиц.

Также не стоит забывать о том, что должен быть определенный баланс между законодательным регулированием и саморегулированием корпорацией.

Нельзя согласиться с включением в число признаков корпорации ведение предпринимательской деятельности. Указанный вид деятельности может осуществляться не только корпорациями, но и организациями некорпоративного типа. Примером таких организаций выступают государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ) .

Кроме того, в большинстве некоммерческих организаций существуют отношения членства.

Самостоятельная хозяйственная деятельность корпорации в рамках закона, собственное усмотрение -это право корпорации. Сущность предпринимательской деятельности состоит в свободе распоряжения средствами с целью получении прибыли. Государственные органы вправе вмешиваться в деятельность корпорации только в случаях, установленных действующим законодательством

Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты - корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.

К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, относятся:

Федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральная антимонопольнуя служба.

Федеральная налоговая служба.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Федеральная инспекция труда и иные.

На сегодняшний день определены два аспекта развития правового регулирования корпоративных отношений:

1. Наличие устойчивого. стабильного законодательства. Оно создает основу для правового регулирования корпоративных отношений, но вникать во все вопросы корпоративной деятельности не должно.

2. Наличие саморегулирования. Так как законодательство не может регулировать корпоративные отношения внутри предприятия, то увеличивается значение внутренних актов.

Исследованием правового регулирования корпоративной деятельности занимались и занимаются такие советские и российские ученые, как: П.В. Степанов, А.А. Зурабян, Е.С. Зорина, О.А. Макарова.

Многие правоведы считают, что структура одного руководителя корпорации не деформирует организацию и права участия в ней. Но с ними можно не согласиться, так как существенным признаком корпорации

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 1/2017

Государственное и региональное управление

является создание предприятия несколькими лицами.

Как уже говорилось, основу для правового регулирования корпоративной деятельности составляет стабильное законодательство. Нормативные акты корпоративного законодательства классифицируются в основном по степени юридической силы в таких юридических документах:

Конституция Российской Федерации. Она является основой в регулировании корпоративных отношений и включает в себя нормы, направленные на регулирование отношений в предпринимательской сфере.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Данный правовой акт определяет общие вопросы положения всех коммерческих организаций, иногда ссылаясь на иные законодательные акты, но нормы, содержавшиеся в иных правовых актах, должны соответствовать Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Иные федеральные законы Российской Федерации. Так как основой регулирования корпоративных отношений является Конституция Российской Федерации, то основой корпоративного законодательства являются такие федеральные законы, как:

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями).

Подводя итог, можно сказать, что государственное регулирование корпоративной деятельности в Российской Федерации - это достаточно объемный сектор изучения. Под термином «корпоративные отношения» мы понимаем отношения, которые регулируются нормами права в виде определенных юридических обязанностей, возникающих между корпорациями и ее участниками. Государство старается регулировать корпоративную деятельность с помощью таких инструментов, как законы, которые строятся согласно Конституции Российской Федерации, а также не противоречат Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Библиографический список

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) // СПС «Гарант».

3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».

4. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» // СПС «Гарант».

5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «Гарант».

6. Макарова О. А. Корпоративное право: курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 4, 19.

1. Деятельность Корпорации регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Корпорация является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, осуществляющим полномочия и функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении организаций Корпорации и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, установленные Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", а также виды деятельности, связанные с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

4. Корпорация является наделенным полномочиями от имени Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерного материала государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

5. Корпорация осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа управления государственным запасом специального сырья и делящихся материалов, ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности, за исключением ядерных материалов, передаваемых в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации.

6. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, долгосрочных целевых программ, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, государственным заказчиком которых определено Федеральное агентство по атомной энергии, а также передаются права и обязанности по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, право учреждать ведомственные знаки отличия в труде и награждать ими работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Со дня государственной регистрации Корпорации в качестве юридического лица к ней переходят все права и обязанности по государственным контрактам, заключенным Федеральным агентством по атомной энергии от имени Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Корпорация в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственного оборонного заказа в установленной сфере деятельности, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, в области развития и устойчивого функционирования Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути, долгосрочных целевых программ, научно-технических и инвестиционных программ и проектов, специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, и создания объектов инфраструктуры, обеспечивающих безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, осуществляет размещение заказов, включая размещение государственного оборонного заказа, заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также иные гражданско-правовые договоры.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Корпорация на основании решений Правительства Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества. Перечень такого имущества и порядок осуществления от имени Российской Федерации прав собственника такого имущества утверждаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Корпорация наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации в порядке и в пределах, которые определены настоящим Федеральным законом, прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень , утверждаемый Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее также - подведомственные предприятия).

8. Корпорация по решениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации обеспечивает выполнение заданий в установленной сфере деятельности.

9. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются полномочия Федерального агентства по атомной энергии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

10. Корпорация осуществляет полномочия по управлению и распоряжению принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по заказам Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Федерального агентства по атомной энергии, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Корпорация реализует от имени Российской Федерации права акционера (участника) в отношении хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности и приобретены путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы указанных обществ исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, управление и распоряжение которыми осуществляет Корпорация.

законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Корпорация на основании решения Правительства Российской Федерации может осуществлять от имени Российской Федерации права акционера акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации и которое определено Правительством Российской Федерации в качестве управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития, созданными на территориях закрытых административно-территориальных образований, на которых расположены учреждения Корпорации, акционерные общества Корпорации и их дочерние общества, а также подведомственные предприятия, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Важную роль во взаимоотношениях власти и бизнеса играют национальные и исторические особенности государств. В связи с этим отношения между государством и бизнесом приобретают конкретные формы как под влиянием различий в исторической динамике развития, так и в результате конкретного выбора политического курса, сделанного наиболее сильными факторами, при этом уровни полномочий власти во взаимоотношениях с бизнесом способствовали формированию различных политических основ государства. Основанная на социально значимых принципах эволюция отношений между властью и предпринимательством особенно в странах Запада и стратегия развития современного бизнеса основана, прежде всего, на его репутации, рыночной привлекательности, а также расширенных возможностях доступа к капиталу. Ключевым фактором эволюции отношений власти и бизнеса является наличие акцептованных участниками принципов, правил, кодексов и механизмов, а также практических моделей их реализации.

Деятельность любой корпорации подчиняется двум группам источников права: "общим", адресованным всем субъектам права, и дополнительным или "собственным" источникам права, установленным в каждой конкретной корпорации.

Влияние "общих" источников права на правовое положение корпорации в российской правовой системе является определяющим. В той или иной мере почти каждая отрасль российского законодательства содержит нормы права, адресатом которых выступают корпорации. Основная роль в определении правового положения корпораций принадлежит гражданскому законодательству. Оно определяет правовой статус корпораций, устанавливает их организационно-правовую структуру, права и обязанности, а также наделяет корпорации правом издавать внутренние документы, регулирующие деятельность, устанавливает требования к их форме и содержанию, наконец, определяет порядок их принятия .

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других ее характерных особенностей. Меры административно - правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах; антимонопольное регулирование.

Вторую группу источников, образующих правовую основу организации и деятельности корпораций, составляют "собственные" или "корпоративные" источники права, устанавливаемые в каждой отдельной корпорации. Трудовой кодекс устанавливает две формы локального правотворчества. Он предусматривает, что локальные нормы устанавливаются в форме локальных нормативных актов и коллективных договоров и соглашений. Гражданское законодательство ограничивается упоминанием "внутренних документов общества, регулирующих внутреннюю деятельность общества", не устанавливая при этом, в каких формах и в каком порядке они должны приниматься. В теории выделяют следующие корпоративные источники права: корпоративный акт, корпоративный договор и корпоративный обычай.

Безусловно, корпоративный акт является наиболее оптимальной, но не единственной формой, посредством которой осуществляется регулирование отношений в корпорациях. В рамках корпоративного правотворчества также могут заключаться договоры нормативного содержания (учредительные и коллективные договоры), которые следует отличать от гражданско-правовых договоров (сделок). Обосновано выделение среди внутренних источников права корпорации корпоративного правового обычая, получившего определенное распространение в деятельности небольших корпораций. Не могут служить формой корпоративного правотворчества "корпоративные деловые обыкновения" и юридическая доктрина.

Государственное регулирование деятельности организаций только в сочетании с корпоративным образует динамичную систему правового регулирования, способную наиболее адекватно отражать развитие общественных отношений, учитывать как публичные, так и частные интересы. Ни государственное, ни корпоративное регулирование в отдельности не могут обеспечить гармоничного регулирования общественных отношений в организациях: первое - вследствие определенной необходимой абстрактности, оторванности от учета конкретных особенностей динамики отношений во времени и пространстве, второе - напротив, ввиду известной "приземленности", привязанности к условиям конкретной корпорации, неспособности к крупномасштабным обобщениям, учету отношений, выходящих за пределы интересов данной корпорации .

Вместе с тем, соотношение государственного и корпоративного саморегулирования в различных системах характеризуется существенными отличиями. В одних государствах преобладает корпоративное саморегулирование деятельности организаций корпораций, в других - государственное. Как правило, в первом случае не существует кодифицированного корпоративного законодательства, там государственное регулирование носит фрагментарный характер и сосредотачивается в основном на вопросах антимонопольного регулирования, обеспечения прав миноритарных акционеров в акционерных обществах и т.п. В других государствах корпоративное саморегулирование лишь дополняет законодательство, но не является основным источником корпоративного права. С определенной долей условности, можно говорить об использовании такой модели в странах с кодифицированным корпоративным законодательством. В целом, выбор того или иного варианта зависит от ряда причин, включая политическую ориентацию государства, традиции правового регулирования, состояние экономики.

В Российской Федерации сложившееся соотношение государственного и корпоративного правового регулирования можно охарактеризовать как соотношение основного и вспомогательного регуляторов. На государственном уровне устанавливаются основы правового статуса корпораций, определяется система и структура основных органов управления, фиксируются права и обязанности участников и работников корпораций и т.д. В качестве носителя публичной власти государство осуществляет в сфере корпоративных отношений законодательную, административную и юрисдикционную функции. Государство представляет интересы общества в целом, в противовес влиянию как отдельных корпораций так и их объединений. Корпоративные нормативные акты дополняют и конкретизируют законодательство с учетом региональных, отраслевых и локальных особенностей предпринимательской деятельности, в ряде случаев восполняют пробелы в праве.

Гражданско-правовая регламентация организации и деятельности объединений юридических лиц не исчерпывает всего разнообразия форм и методов правового регулирования организации и деятельности различных видов объединений юридических лиц, особенно когда речь идет о крупных корпорациях с государственным участием.

Меры административно - правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно - правового регулирования, как:

регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности;

целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах;

антимонопольное регулирование.

Применительно к корпорациям, основанным преимущественно на государственном капитале, существуют дополнительные меры административно - правового регулирования. К их числу относятся:

определение порядка управления органами государственной власти пакетами акций (долями, паями) корпораций, находящихся в федеральной собственности;

регламентация вопросов представительства интересов государства, осуществляемого должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в таких корпорациях;

определение форм и методов государственной поддержки корпораций.

Такой способ регламентации, как лицензирование тех или иных видов деятельности, касается преимущественно юридических и физических лиц, являющихся непосредственными производителями товаров и услуг, а не объединений данных товаропроизводителей, поэтому в настоящей статье он не рассматривается.

Для нормативной базы административно - правовой регламентации организации и деятельности корпораций характерно то, что часть норм и институтов, являющихся по своей правовой природе административно - правовыми, властно - организационными, инкорпорированы в такие законодательные акты, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и иные нормативно - правовые акты, относящиеся к гражданскому законодательству. В первую очередь это касается общих вопросов учредительства корпораций, их регистрации, определения порядка обращения акций корпораций и т.п.

Опыт развития в XX веке экономически мощных стран Западной Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона убедительно доказал, что национальный капитал только тогда обретает конкурентоспособность на международном уровне, когда имеет мощный сектор интегрированных кор- поративных структур, действенно поддерживаемых государством. В российской хозяйственной практике необходимость такой поддержки только признается государственными органами, но не реализуется. Методы госрегулирования российских корпораций пока еще не соответствуют потребностям развития корпоративного сектора, который, по сути, является ядром национальной экономики.
Дальнейший прогресс этого сектора в решающей степени зависит от выработки и реализации эффективной государственной экономической и промышленной политики, ориентированной на современные приоритеты индустриального и научно-технического развития страны. Эти приоритеты должны лежать в основе прогнозов ее социально-экономического развития, учитываться при принятии федерального бюджета, в инвестиционных программах федерального значения, при формировании госзаказа, отраслевых и региональных программ, а также комплексных направлений прогресса в сфере техники, технологий и НИОКР. Выбранные приоритеты промышленной политики должны найти отражение в стратегии развития крупных корпораций, определить характер их взаимодействия с межотраслевыми, отраслевыми и региональными органами власти.
Согласование общественных и корпоративных интересов достигается различными путями. На приоритетных направлениях научно-технического развития, например, можно создать государственные и смешанные корпорации, в органы управления которых войдут представители государства. Целесообразна и передача госпакетов акций предприятий в доверительное управление центральным компаниям корпораций.
Действенными мерами госрегулирования деятельности корпоративного сектора являются прямое госфинансирование корпоративных структур, предоставление им на конкурсной основе или контрактных началах налоговых льгот, кредитных госгарантий. Корпорации могут получать заказы на поставку продукции для госнужд, а также привлекаться к выполнению федеральных целевых программ.
Более эффективно для поддержки крупных корпоративных структур следует использовать косвенные методы госрегулирования, создающие общую благоприятную финансово-хозяйственную среду посредством налоговой, инвестиционной, кредитной, денежной, ценовой политики, совершенствования правовой базы, организационно-хозяйственных условий работы, рыночной инфраструктуры. Правовая основа деятельности корпораций включает в себя корпоративные аспекты общехозяйственного права, собственно корпоративное законодательство и рекомендательные нормы корпоративных отношений (например, кодекс поведения транснациональных корпораций).
В систему госрегулирования корпораций входят, кроме того, контрольные методы, связанные с антимонопольным, налоговым, финансовым контролем, госрегистрацией, контролем за обеспечением условий добросовестной конкуренции на внутреннем и внешних рынках.
Изучение опыта хозяйствования в российских регионах и деятельности региональных корпораций показывает, что не всегда достигается соответствие между интересами программ регионального развития и интересами корпоративного менеджмента. В связи с этим возникает необходимость создания эффективного организационно-экономического механизма включения корпораций в решение региональных социально-экономиче-ских проблем.
Учитывая большую роль сырьевого комплекса в российской экономике, следует активизировать регулирующую роль государства по отношению к корпорациям, работающим с национальными природными ресурсами. Прежде всего государство призвано с учетом стратегических национальных интересов ввести в четкие нормативные рамки добычу и экспорт сырьевых ресурсов, не рассматривая сырьевое направление в качестве безальтернативного источника доходов бюджета.
Принципиальный подход государства к крупным предприятиям, работающим со стратегически значимыми природными ресурсами, может включать следующие действия.
Разработка органами государственного управления оценок фактического и прогнозируемого наличия минерально-сырьевых ресурсов каждого вида с выдачей научно обоснованных рекомендаций по оптимально допустимым объемам их добычи в долгосрочном, среднесрочном и годовом периодах.
Принятие на правительственном уровне обязательных для исполнения решений по ресурсным квотам каждого вида с определением их адресата (министерства, отрасли, подотрасли, региона).
Организация конкурсного и внеконкурсного распределения ресурсных квот с привлечением корпоративных систем, способных предоставить государству надежные гарантии их эффективного использования (с точки зрения полноты и регулярности бюджетных отчислений, соблюдения требований экологии и т.п.). Квоты должны предоставляться с учетом результатов аудиторских проверок, деловой репутации фирм на внутрен-нем и внешнем рынках.
Современная хозяйственная практика изобилует примерами того, как приватизированные объединения, работающие на ликвидном экспортном сырье (газе, нефти, лесе, руде, рыбе и морепродуктах), пользуются несовершенством законодательства и используют различные приемы некор- рентного маневрирования финансовыми потоками, нарушая естественный баланс коммерческих и общегосударственных интересов.
В отношении крупных корпоративных систем, которые потребляют стратегически важные виды природных ресурсов и продукция которых пользуется экспортным спросом, система государственного регулирования может включать: 1) запрещение или введение предельно жестких правил обоснования прецедентов экспорта сырьевых ресурсов по заниженным ценам; 2) выдачу экспортных квот на конкурсной основе только тем корпорациям, которые предоставляют реальные гарантии (например, в виде залога ликвидного имущества или обязательств первоклассных банков) своевременной уплаты налогов в бюджеты всех уровней.
Создание действенной системы госрегулирования стратегически значимых сырьевых организаций может эффективно блокировать тенденцию работы сырьевого бизнеса на себя самого. Одновременно эта система в состоянии мобилизовать дополнительные финансовые источники для стимулирования наукоемких и высокотехнологичных промышленных кор-поративных систем в тех сферах, где рыночная мотивация объективно ограничена (например, в авиакосмическом комплексе).
Разумеется, далеко не вся корпоративная сфера должна быть охвачена особыми механизмами государственного регулирования или поддержки. Большинство крупных корпоративных систем должны работать в соответ-ствии с общими нормами хозяйственного права, обеспечивая само-финансирование своего развития.
Умелое использование известного в отечественной и мировой практике арсенала инструментов и механизмов госрегулирования рыночной экономики позволяет превратить крупные корпорации в стратегического партнера государства для проведения экономической политики, наращивания промышленного и инновационного потенциала страны, усиления ее конкурентоспособности на внешних рынках в условиях глобализации мировой экономики.
Антимонопольное регулирование деятельности корпоративных систем направлено на развитие конкурентных отношений на товарных и финансо-вых рынках, а также защиту прав акционеров, потребителей продукции и других деловых партнеров от возможного монопольного давления. Отме-тим, что до сих пор так и не созданы условия для добросовестной конкуренции, определяющие эффективность рыночной экономики и способствующие повышению конкурентоспособности отечественных предприятий. Медленно создается необходимая система правового обеспечения, а уже принятые законодательные акты нуждаются в совершенствовании.
Опасность усиления монополизма, которая таится в концентрации экономической мощи прй создании корпоративных систем, может успеш- но блокироваться сильным антимонопольным законодательством и обоснованной политикой антимонопольных органов исполнительной власти. В соответствии с законодательством федеральный антимонопольный орган осуществляет контроль за различными видами экономической концентрации, в том числе за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций и их объединений (союзов или ассоциаций). Если выявлены действия в обход антимонопольного законодательства, то конкретные лица должны нести ответственность в виде штрафа, а сами сделки в судебном порядке могут быть признаны недействительными, если они привели к доминированию конкретных хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке и (или) к ограничению конкуренции.
Государственный антимонопольный контроль уже действует на стадии создания крупных хозяйственных товариществ и обществ, коммерческих организаций с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом, а также их объединений в виде союзов и ассоциаций.
Контроль за деятельностью корпоративных систем осуществляется для профилактики злоупотреблений своим доминирующим положением на рынках и предотвращения заключения антиконкурентных соглашений между участниками одной или нескольких коммерческих организаций.
Российское законодательство и практика его применения вовсе не квалифицируют факт доминирования хозяйствующего субъекта на рынке как исключительно негативный. Запрещается лишь злоупотребление этим доминирующим положением, т.е. нанесение прямого ущерба конкурентам или потребителям. Организация, которая имеет определенные рыночные преимущества, не должна произвольно повышать цены, отказывать конкретным потребителям в своей продукции или услугах, прекращать выпуск дефицитных товаров. Не разрешаются действия (сделки), влекущие за собой установление, расширение или облегчение рыночного давления хозяйствующего субъекта, если отрицательные для конкурентной среды последствия не компенсируются повышением конкурентоспособности данного субъекта на внутренних, и международных товарных рынках. Законодательство дает возможность доказать, что позитивный экономи-ческий и социально-экономический эффект от создания корпоративной системы перекроет вызванный ее появлением ущерб для конкурентной среды на конкретных товарных рынках.
Антимонопольный контроль экономически целесообразной интеграции коммерческих организаций начинается с их создания. Согласно принятому в 1995 г. Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» государственный антимонопольный контроль введен для всех видов кор- поративных систем, желающих получить законодательно регламентированный официальный статус финансово-промышленной группы. Контроль осуществляется перед их государственной регистрацией и при последую-щих изменениях их состава.
Оценка соответствующих проектов ФПГ включает два этапа. На первом этапе анализируются документы создаваемой (или созданной) центральной компании ФПГ на основании ходатайств или уведомлений учредителей о создании коммерческой организации. На втором этапе изучается комплект документов по созданию самой группы и выносится соответствующее заключение. Таким способом решаются задачи предотвращения создания новых интегрированных структур монопольного характера на внутренних рынках России, а также блокирования заключения этими группами антиконкурентных соглашений. Рассматриваются география производства и поставок продукции каждой регистрируемой коммерческой организации, сами товарные рынки, а также доля, занимаемая на рынке этими организациями по однородной или взаимозаменяемой продукции как на момент создания ФПГ, так и в перспективе. При этом тщательно анализируются представленные инвестиционные проекты, программы и организационные проекты.
При создании ФПГ, объединяющих большое количество коммерческих организаций-конкурентов, поставляющих на рынок однородные или взаи-мозаменяемые товары, можно ограничить их право самостоятельно при-нимать решения, ведущие к заключению так называемых картельных соглашений между участниками группы. Целью картельных соглашений обычно является увеличение цен в результате устранения или резкого ослабления конкуренции.
Антимонопольное регулирование затрудняет избыток посредников по сбыту и товародвижению в маркетинговой деятельности организаций. Сегодня до 50-70% товарообмена осуществляется в неденежной форме, что искажает реальную ситуацию с конкуренцией. Предстоит надежно правообеспечить взаимоотношения крупнокорпоративного и малого бизнеса как субподрядчика, прежде всего юридически защищая его от гибельной ситуации произвольного расторжения контрактов.

Основная цель курса - получение студентами обширных знаний в области корпоративного права, основных направлений деятельности юриста на предприятии.

Задачи курса:

Дать студентам широкое представление об основных вопросах корпоративного права, тенденциях его развития;

Определить основные аспекты корпоративно-правовых отношений и их реализации;

Определить основы построения организации и деятельности корпораций;

Привить студентам навыки самостоятельной практической работы и дальнейшего развития теоретических знаний корпоративно-правового регулирования.

Изучение курса "Корпоративное право", помимо получения студентами теоретических знаний, имеет целью практическую подготовку будущих специалистов. Основное значение курса заключается в необходимости понимания студентами природы и сущности корпоративно-правовых отношений.

Курс "Корпоративное право" окажет помощь студентам в освоении профессии, развитии знаний и навыков правовой, аналитической, научной работы, способности определять задачи практической деятельности.

Введение

Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.

В настоящее время все чаще в повседневной жизни используется такое неизвестное еще недавно понятие, как "корпорация", которое определяется как одна из форм предпринимательства и обозначает юридическое лицо, прежде всего в странах иностранного правопорядка.

В российской юридической науке понятие корпорации и ее применение в российской правовой действительности также не оставлено без внимания. Начиная с 90-х годов в России идет активный процесс становления правовой базы хозяйственной деятельности юридических лиц, признаваемых корпорациями, в связи с чем корпоратизация рассматривается как явление реальной действительности, обусловленное развитием частноправовых форм в экономике.

Процессы глобализации, концентрации капитала, развития внешнеэкономических связей определяют формирование не государственных, а частно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами (корпорациями и объединениями) различных стран.

В связи с этим повышается роль изучения правовых аспектов экономики, организации и функционирования корпораций в условиях свободного экономического пространства. Регулирование данных правоотношений осуществляется различными отраслевыми институтами, входящими в корпоративное право.

Корпоративное право - комплексное образование правовых норм, направленных на урегулирование общественных отношений по функционированию предприятий и организаций, являющихся субъектами хозяйственной деятельности. При этом корпоративное право представляет собой динамично развивающуюся систему норм, регулирующих внешние и внутренние отношения корпорации.

В настоящее время развитие правового обеспечения частных организаций в экономике и нормативные нововведения можно связывать с формированием, во-первых, корпоративного законодательства, представляющего собой систему нормативных актов о корпорациях, а во-вторых, корпоративного права, как науки и учебной дисциплины.

Необходимо обратить внимание на то, что учебная дисциплина "Корпоративное право" вошла в учебные планы многих юридических вузов и представляет собой специальный правовой курс. Поэтому значимость регулирования деятельности корпораций воспринята также и юридическим образованием. Не остаются в стороне и экономические специальности - современный менеджмент требует грамотного представления о сущности корпорации, от правильности которого во многом зависит эффективность управленческой работы.

В настоящий курс корпоративного права входят теоретические и практические вопросы корпораций, рассматриваются основные правовые институты в корпоративной сфере: корпоративные нормы, субъекты корпоративной деятельности, органы корпораций, договорная работа, корпоративная ответственность, защита прав корпорации.

Особое место в корпоративно-правовом регулировании занимают вопросы осуществления коммерческой деятельности, отношений с государственными структурами, формирования локальной корпоративной политики организации как системы.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.