Как общаются домашние птицы. Процесс общения и передачи сигналов в языке птиц Как общаются птицы


Всем животным приходится добывать пищу, защищаться, охранять границы территории, искать брачных партнеров, заботиться о потомстве. Все это было бы невозможно, если бы не существовали системы и средства коммуникации, или общения, животных.

Коммуникативный сигнал может передаваться звуком или системой звуков, жестом или другими телодвижениями, включая мимические; положением и окраской тела или его частей; выделением пахучих веществ; наконец, физическим контактом между особями.

Животные принимают коммуникативные сигналы и другую информацию о внешнем мире с помощью физических чувств – зрения, слуха и осязания, а также химических чувств – обоняния и вкуса. Для животных с высокоразвитыми зрением и слухом основное значение имеет восприятие зрительных и звуковых сигналов, однако у большинства животных наиболее развиты "химические" чувства. Сравнительно немногие животные, главным образом приматы, передают информацию с помощью комбинации разных сигналов – жестов, телодвижений и звуков, что расширяет возможности их "словаря".

Стая гусей. Фото: Dirk Ingo Franke

Чем выше положение животного в эволюционной иерархии, тем сложнее его органы чувств и тем совершеннее аппарат биокоммуникации. Например, у насекомых глаза не могут фокусироваться, и они видят лишь расплывчатые силуэты предметов; напротив, у позвоночных глаза фокусируются, поэтому они воспринимают предметы вполне отчетливо. Человек и многие животные издают звуки с помощью голосовых связок, расположенных в гортани. Насекомые издают звуки, потирая одну часть тела о другую, а некоторые рыбы "барабанят", щелкая жаберными крышками.

Пение как способ коммуникации птиц

У птиц коммуникация исследована лучше, чем у каких-либо других животных. Птицы общаются с особями своего вида, а также других видов, в том числе с млекопитающими и даже с человеком. Для этого они используют звуковые (не только голосовые), а также зрительные сигналы. Благодаря развитому слуховому аппарату, состоящему из наружного, среднего и внутреннего уха, птицы хорошо слышат. Голосовой аппарат птиц, т. н. нижняя гортань, или сиринкс, располагается в нижнем отделе трахеи.

Стайные птицы используют более разнообразные звуковые и зрительные сигналы, чем птицы одиночные, которые знают иногда всего одну песню и повторяют ее вновь и вновь. У стайных птиц есть сигналы, собирающие стаю, извещающие об опасности, сигналы "все спокойно" и даже призывы к трапезе.

У птиц поют преимущественно самцы, но чаще не для того, чтобы привлечь самок (как обычно считается), а для предупреждения, что территория находится под охраной. Многие песни весьма затейливы и спровоцированы выделением в весеннюю пору мужского полового гормона – тестостерона. Большая часть "разговоров" у птиц происходит между матерью и птенцами, которые выпрашивают пищу, а мать их кормит, предупреждает или успокаивает.

Птичье пение формируется и генами, и обучением. Песня птицы, выросшей в изоляции, неполна, т. е. лишена отдельных "фраз", выпеваемых другими птицами.

Суточные ритмы пения

Большинство птиц поют на рассвете, хотя далеко не все. На этот счет существуют разные точки зрения. И одна из них сводится к тому, что предутренние часы, когда освещение еще не полное, разумнее тратить именно на пение. А не на какие-то конкурирующие виды активности, которые требуют как раз наиболее яркого освещения и сопряжены с тем, что птицы должны наиболее полно включать свои зрительные возможности.

Есть птицы, которые поют не рано утром, тоже в сумерках, но вечерних. Это так называемый "предзакатный миг пения". Дрозды, например, часто фигурирующие и в стихах, и в песнях, птицы, действительно имеющие очень яркое и звучное пение, почему-то поют наиболее азартно, наиболее ярко именно в предзакатные часы.

Говоря о суточных ритмах пения, о том, как разные виды птиц приноравливаются к разному времени суток, как они строят свои выступления, свои концерты, как они строят свои сольные выступления по отношению к тому или иному времени суток, приходится иметь в виду еще один момент, очень важный. Дело в том, что если вы заходите в лес, то не надо быть специалистом-орнитологом для того, чтобы понять, что одновременно звучат, одновременно поют самые разные виды птиц. Зачастую их очень много. Если вы зайдете в наш обычный европейский лес, или в наш большой парк, скажем, Битцевский или Измайловский, не говоря уже о нашем Лосином Острове, который в сущности лес, а не парк, то, не сходя с места, можете насчитать буквально 10-12, а если постоять подольше, то, может быть, даже до двух десятков разных видов птиц. И все они поют одновременно. И существует такое понятие, как частотный диапазон. Да, каждый звук имеет свой частотный диапазон. И все птицы, большинство, по крайней мере, птиц, которые поют вместе, поют бок о бок, друг с другом, образуют единый хор, пользуются одним частотным диапазоном.

Это значит, что они каким-то образом перекрываются, как-то накладываются друг на друга и используют один канал связи. Они выходят в эфир одновременно, используют один канал связи и перекрикивают друг друга. И вот чтобы не создавать такого переуплотнения в эфире, не слишком забивать эфир своими голосами, возможно, поэтому они и стремятся как-то наиболее полно использовать этот доступный им суточный интервал времени. Для того чтобы как-то избежать этой акустической конкуренции, которую можно назвать, скажем, конкуренцией за эфирное время. А для того чтобы не совсем уж плотно забивать этот эфир, они используют разное время суток. Разные виды поют в разное время.

Назначение песен птиц

Теперь о том, как птицы избегают акустической конкуренции на коротких отрезках времени. Если вспомните еще раз песню зяблика, то там звук, потом пауза, звук, потом пауза. И разные виды птиц подстраиваются друг под друга. То есть они избегают того, чтобы их песни накладывались, звучали одновременно. Они обязательно выстраивают свой акустический ряд так, чтобы заполнять паузы между пением других исполнителей.

Причем тут важен один момент. Но здесь нужно сказать несколько слов о том, что же собой представляет песня? Для чего она, собственно говоря, нужна? Предназначение песни, довольно простое, это такой универсальный маяк, обозначающий присутствие самца данного вида в данном месте на данной территории.

Большинство видов певчих птиц, фактически все певчие птицы, – собственники, ярко выраженные собственники в отношении владения землей. Каждый самец ранней весной, прилетая на места гнездования, возвращаясь с зимовки, прежде всего озабочен тем, чтобы занять территорию. Территория эта размером, где-то, скажем, около гектара, то есть сто на сто метров – это в среднем, очень в среднем. Но почти для всех видов мелких воробьиных, певчих птиц – это стандартный размер территории. Очень стандартный.

Территория очень рьяно охраняется, с драками, со всевозможными ритуальными действия и т. д. Но я сейчас об этом говорить не буду, важно то, что когда самец поет, он как бы делает заявку на эту территорию.

Акустические доминанты

Самцы одного и того же вида, скажем, разные зяблики, оказываются рассредоточены в пространстве на достаточно приличное расстояние, порядка, скажем, 100-150 метров, 80 метров, вот в таких плотных поселениях.

А территории разных видов, они свободно перекрываются. И певцы разных видов, они вольны петь неограниченно близко друг от друга. И поэтому, собственно говоря, именно для межвидовых акустических отношений как раз наиболее важна эта возможность межвидовой интерференции, акустической интерференции. Возможность конкуренции за эфир.

И здесь, собственно говоря, возникают разные механизмы, с помощью которых певцы разных видов этой конкуренции избегают. Один из таких механизмов, как я говорил, это стремление заполнять паузы. Когда один вид спел, исполнил свою песню, поет другой вид, если остается время, поет третий, четвертый и т. д. На этой основе даже возникает некая иерархия, потому что виды, которые обладают громким голосом. . . Зяблик, это, например, ярко выраженный доминант. Почему? Во-первых, потому что у него очень громкий, бодрый, задорный, азартный голос. Во-вторых, это птица очень многочисленная, которая создает сплошные поселения, где звучание их голосов создает мощный акустический фон.

И другие птицы, вынуждены приспосабливаться к ним. Поэтому тон, ритм этого ансамбля, хора задают зяблики. К ним подстраиваются, допустим, какие-нибудь пеночки. Кстати, давайте пеночку-весничку послушаем, она того же типа пения птичка, тоже такой порционный пунктирный тип пения с коротенькими стереотипными песнями, разделенными ярко обозначенными паузами. Когда собираются в одном месте птички с таким типом пения, с порционным типом, то звучание хора становится наиболее упорядоченным, поскольку здесь хорошо выражены паузы, и в них легко можно вставиться.

А когда поют птицы с непрерывным типом пения, типа камышевок, которых мы тоже слышали, то здесь, конечно, возможность для их краткосрочного разделения по времени уже меньше, потому что песня непрерывная, там просто не встроиться никуда. Они вынуждены петь одновременно. И они используют тогда несколько иной механизм, они делят уже не время, они делят пространство.

Активной акустической доминантой является садовая камышевка, а видом, который подстраивается является болотная камышевка. И вот эта иерархия, их субординация, если можно так выразиться, проявляется в разных ипостасях, разных аспектах их жизни. Садовая камышевка прилетает раньше почти на две недели. Болотная, она заявляется, так сказать, с зимовок уже тогда, когда садовые заняли участки, они освоились, они чувствуют себя хозяевами. И болотные вынуждены как-то строить свою жизнь, свою активность сообразно тому, как ведет себя доминант, хозяин данной территории.

У садовой камышевки совершенно иной ритм. Четко расставлены акценты. Она как бы выкладывает свою акустическую программу. Не спеша, с расстановкой, с чувством, она никуда не торопится. Песни очень разные, на слух они легко различаются – и даже человеком. Естественно, они друг друга тоже различают.

И вот возникает вопрос. А, в сущности, может, они не реагируют друг на друга? Может быть, они безразличны, может быть, они хорошо различают друг друга, но не обращают друг на друга внимания? Как это можно установить. Для этого существует такой метод, который широко очень применяется в биоакустике, это так называемый "метод звуковой ловушки". Называется он так потому, что иногда с его помощью подманивают, скажем, птичку в сеть. Он предельно прост – записывается на магнитофон песня, затем она через какой-нибудь динамик проигрывается самцу, который занял территорию в данном месте. Как я уже говорил, птицы территорию очень азартно и рьяно охраняют, и поэтому хозяин территории чувствует себя в праве, он тут же кидается на поиски нарушителя. Подлетает к динамику и пытается как-то отыскать нарушителя, иногда даже вплоть до того, что с великим ожесточением клюет этот динамик. И таким образом можно транслировать самые разные песни и каким-то образом описывать или оценивать поведение респондента, то есть самца, который задействован в опыте.

При проигрывании песни садовой камышевки – болотной, и наоборот, песни болотной камышевки – садовой наблюдается неожиданная картина оказалась. Болотная камышевка абсолютно игнорирует песню садовой камышевки, никак не нее не реагирует, никакой реакции практически не проявляет. А садовая – та как раз реагирует четко, азартно, бурно. Самец садовой приближается к динамику, явно кого-то ищет возле него, подлетает вплотную. И производит некие действия, которые свидетельствуют о том, что он бы сейчас кое-кому задал основательную трепку.

Это проявление того самого доминирования, о котором я уже говорил, рассказывая о том, как они выбирают место для пения в той ситуации, когда их участки перекрываются. Таким образом, я повторяю, у певчих птиц совместное использование эфира отражает какие-то их побуждения избегать одновременного пения, избегать этой самой конкуренции за каналы связи. Но это далеко не все, о чем здесь можно говорить.

Индивидуальное развитие песни

Индивидуальное развитие песни у птицы, в процессе ее жизни, проходит, по меньшей мере, две ключевые стадии. Первая стадия целиком запрограммирована генами. Это генетически обусловленная стадия, и результатом этой стадии является то, что у любой птицы (даже абсолютно изолированной с рождения от своих сородичей, даже выращенной в инкубаторе, хотя, в общем, певчих птиц едва ли можно вырастить в инкубаторе) формируется в конечном итоге какая-то песня, очень похожая на ее видовую песню. Очень похожая, но весьма отличная в деталях. Это, если можно так сказать, очень расплывчатый образ, где видовые черты скорее угадываются, чем присутствуют. Но при этом, допустим, тот же зяблик, выращенный в изоляции от сородичей, будет петь песню, которая значительно больше похожа на песню зяблика, чем, скажем, на песню той же леснички, которую мы слышали. А молодая лесничка, когда она тоже оказалась волею судеб в изоляции от своих всех сородичей, она будет петь песню, достаточно похожую на песню леснички, а вовсе не на песню зяблика.

Дальше в природе приходит время второго этапа. Второй этап уже включает в себя с необходимостью элемент обучения. Для того чтобы песня, существующая в виде такой, генетически предопределенной, аморфной заготовки сформировалась, трансформировалась уже в песню настоящую, яркую, видовую песню, необходимо обучение. Причем, обучение это должно происходить достаточно в юном возрасте. Считается, что у большинства видов певчих птиц, о которых мы с вами сейчас ведем речь, этот период составляет где-то порядка двух месяцев от роду, от момента вылупления. Чтобы было понятно: две недели птица проводит в гнезде, потом она вылетает из гнезда, еще через две недели она приобретает навыки самостоятельной жизни – у птичек все быстро происходит. И вот в течение месяца, примерно, она должна слышать пение своего вида. И только в этом случае она сформирует ту видовую песню, которая является непременным атрибутом данной породы птиц.

"Позывки" как способ коммуникации птиц

Дело в том, что наряду с песней, акустический репертуар всех видов певчих птиц, в том числе и всех, о которых мы с вами говорили, включает так называемые, "позывы" или "позывки", это совершенно иной класс звуков. Отличаются они от песни, пожалуй, по двум основным признакам.

Первое. Песня – это все-таки довольно сложный сигнал, длительный, состоящий в простейшем случае из двух звуков, а иногда это сотни и тысячи звуков, если говорить о камышевках. В общем – это сложный сигнал. Сложный, длительный достаточно сигнал. Позывка же – это, как правило, только один короткий сигнал, это вскрик, окрик, это одна такая короткая посылка, очень простая, довольно простой структуры. И, если говорить о частотной модуляции, амплитудной модуляции, резко отличающаяся от песни в этом отношении.

Второе отличие состоит в том, что если для формирования песни, как я уже говорил, нужен период обучения, нужна некая модель, то позывки или позывы, они, в основном, развиваются на генетическом фундаменте, и для того чтобы у особи данного вида сформировалась присущая ей система позывок, ей совсем не нужно слушать других птиц своего вида. Это всё формируется на генетическом автомате. Гены здесь всё решают.

И третий важный момент – это то, что песня приурочена к периоду размножения, поскольку она обслуживает сферу репродуктивной коммуникации, призыв самок и отпугивание других самцов. А система позывок обслуживает весь бытовой цикл. И поэтому она бывает довольно разнообразной. Репертуар у некоторых видов, скажем, у тех же синиц, о которых мы уже говорили, включает десятки разных видов позывок.

В частности, самой сложной системой, вообще одной из самых сложных систем позывок в мире пернатых, обладает большая синица, всем прекрасно известная, поскольку именно она живет в городе, и которая у нас на балконах чаще всего бывает. Невероятное разнообразие разных звуков они издают, и вот каждый такой звук, в общем, хочется считать элементом их языка. Всегда кажется, что каждый такой звук что-то значит, скажем, тревогу, или то, что птица нашла корм, или то, что она к кому-то обращается, или кого-то о чем-то предупреждает.

Неголосовые способы коммуникации птиц

Неголосовой звуковой сигнал – крыловой барабанный стук – используется воротничковым рябчиком в период спаривания для привлечения самки и предупреждения самцов-конкурентов о необходимости держаться подальше. Один из тропических манакинов во время ухаживания щелкает хвостовыми перьями, как кастаньетами. По крайней мере одна птица, африканский медоуказчик, прямо общается с человеком. Медоуказчик питается пчелиным воском, но не может извлечь его из дуплистых деревьев, где пчелы устраивают свои гнезда. Неоднократно приближаясь к человеку, громко крича и затем направляясь к дереву с пчелами, медоуказчик приводит человека к их гнезду; после того, как мед взят, он поедает оставшийся воск.

Самцы многих видов птиц в период размножения принимают сложные сигнальные позы, чистят перья, исполняют брачные танцы и совершают различные другие действия, сопровождаемые звуковыми сигналами. Головное и хвостовое оперение, короны и гребни, даже подобное переднику расположение грудных перьев используются самцами для демонстрации готовности к спариванию. Обязательный любовный ритуал у странствующего альбатроса – сложный брачный танец, исполняемый совместно самцом и самкой.

Брачное поведение самцов птиц иногда напоминает акробатические трюки. Так, самец одного из видов райских птиц проделывает самый настоящий кульбит: сидя на ветке на виду у самки, плотно прижимает крылья к телу, падает с ветки, совершает полный кувырок в воздухе и приземляется в исходном положении.

Звук играет очень важное значение во все периоды жизненного цикла птицы. У птиц имеется целый набор сигнальных репертуаров и звуков, относящихся и к периоду территориального деления (маркировка гнездовой территории), и к брачному периоду, экспресс-сигналы (звуки тревоги и бедствия), защитные или оборонительные сигналы (выделяются типичное поведение птенцов – затаивание и бегство, типичные защитные реакции взрослых птиц – наоборот, приближение к источнику сигнала бедствия) и т. д.

Изучение языка птиц в комплексе с их поведением и контекстом ситуации показывает не только насколько он богат и разнообразен, но и насколько осмысленно и многофункционально ведется диалог, т. е. общение между птицами, причем разных видов.



Общение или коммуникация птиц

У птиц коммуникация исследована лучше, чем у каких-либо других животных. Птицы общаются с особями своего вида, а также других видов, в том числе с млекопитающими и даже с человеком. Для этого они используют звуковые (не только голосовые), а также зрительные сигналы. Благодаря развитому слуховому аппарату, состоящему из наружного, среднего и внутреннего уха, птицы хорошо слышат. Голосовой аппарат птиц, т.н. нижняя гортань, или сиринкс, располагается в нижнем отделе трахеи.

Стайные птицы используют более разнообразные звуковые и зрительные сигналы, чем птицы одиночные, которые знают иногда всего одну песню и повторяют ее вновь и вновь. У стайных птиц есть сигналы, собирающие стаю, извещающие об опасности, сигналы «все спокойно» и даже призывы к трапезе.

У птиц поют преимущественно самцы, но чаще не для того, чтобы привлечь самок (как обычно считается), а для предупреждения, что территория находится под охраной. Многие песни весьма затейливы и спровоцированы выделением в весеннюю пору мужского полового гормона – тестостерона. Большая часть «разговоров» у птиц происходит между матерью и птенцами, которые выпрашивают пищу, а мать их кормит, предупреждает или успокаивает.

Птичье пение формируется и генами, и обучением. Песня птицы, выросшей в изоляции, неполна, т.е. лишена отдельных «фраз», выпеваемых другими птицами.

Неголосовой звуковой сигнал – крыловой барабанный стук – используется воротничковым рябчиком в период спаривания для привлечения самки и предупреждения самцов-конкурентов о необходимости держаться подальше. Один из тропических манакинов во время ухаживания щелкает хвостовыми перьями, как кастаньетами. По крайней мере одна птица, африканский медоуказчик, прямо общается с человеком. Медоуказчик питается пчелиным воском, но не может извлечь его из дуплистых деревьев, где пчелы устраивают свои гнезда. Неоднократно приближаясь к человеку, громко крича и затем направляясь к дереву с пчелами, медоуказчик приводит человека к их гнезду; после того, как мед взят, он поедает оставшийся воск.

Самцы многих видов птиц в период размножения принимают сложные сигнальные позы, чистят перья, исполняют брачные танцы и совершают различные другие действия, сопровождаемые звуковыми сигналами. Головное и хвостовое оперение, короны и гребни, даже подобное переднику расположение грудных перьев используются самцами для демонстрации готовности к спариванию. Обязательный любовный ритуал у странствующего альбатроса – сложный брачный танец, исполняемый совместно самцом и самкой.

Брачное поведение самцов птиц иногда напоминает акробатические трюки. Так, самец одного из видов райских птиц проделывает самый настоящий кульбит: сидя на ветке на виду у самки, плотно прижимает крылья к телу, падает с ветки, совершает полный кувырок в воздухе и приземляется в исходном положении.

Как общаются домашние птицы

О Языке тела Птиц - Глазах, Вокализации и Перьях

В то время как нет никакого недопонимания от счастливого виляния хвоста щенка или довольного подтягивания пушистого кота, понимание общения домашних птицы это талант. Или, по крайней мере, нужно острое внимание, чтобы детализировать. Каждая рябь перьев, моргание глаз, и громкий визг имеет значение.

Значение глаз

Глубоко изучите глаза любимой птицы. Птица общается, быстро изменяя размер его радужной оболочки - которой он может управлять - в отличие от людей. "Сверкание" или "сжатие" глаз не имеют одного простого значения. Когда объединено с другими значениями коммуникации, расширение радужной оболочки выражает волнение, агрессию или нервозность, согласно Терезе Джордан, автор "Понимания Языка тела Вашей Птицы."

Пение птиц

Птицы имеют вокальный репертуар, схожий на обучаемого оперного певца. От длинных трелей до короткого резкого звука орущего и низкой тонкой болтовни, птицы открыто напевают. В диком, несметном количестве звуков предупреждение относительно нависшей опасности, привлекает помощников и призывает соседних птиц. Одомашненные любимые птицы приспособили свои вокальные способности к жизни с людьми, другими домашними животными и содержанию жизни в клетке. Довольные и счастливые птицы поют, говорят, болтают или свистят в приятным тоне и громкости, согласно статье Doctors и Smith "Понимающий Язык тела Птицы: Ваш Попугай или Ваша Другая Птица Пробуют Вам Сказать." Птицы, которые продолжают непрерывную громкую болтовню, могут учиться напевать человеческие слова. Птица поет себе, чтобы мягко уснуть, тонко болтая. Когда раздражена, болтовня превращается в низко жужжащее мурлыканье. Интерпретируйте мурлыканье птицы как рычание собаки. Рассмотрите эту вокализацию как предупреждение. Если мурлыканье превращается в более громкий рычащий звук, и глаза птицы расширены, не трогайте птицу и проверьте её окружающую среду на угрозу. Пристальный взгляд между семейной собакой или обнаруженными страшными садовыми ножницами могло бы вызвать рычание.

Все Перья

Птицы пушат свои перья, когда довольны и в покое. Счастливые птицы показывают маленьких учеников, объединяя пух с перьями и низким мурлыканьем.

Животный мир удивителен и невероятно интересен. Наблюдать за повадками зверей увлекательное занятие. Могут ли они разговаривать? Как между собой общаются животные? Понимают ли друг друга представители разных подвидов?

Животное: границы понятия

В зависимости от взятых за основу критериев, даются различные трактовки слова «животное». В узком смысле, В более широком понятии - все четвероногие. С научной точки зрения, животными являются все, кто умеет передвигаться, и те, у кого в клетках есть ядро. Но что можно сказать о тех видах, которые ведут неподвижный образ жизни. Или, наоборот, о микроорганизмах, постоянно пребывающих в движении? Если говорить о том, как животные общаются друг с другом, то внимание нужно уделить, преимущественно, млекопитающим, однако, птицы и рыбы тоже имеют свои языки.

Язык животных

Язык является сложной знаковой системой. И это неудивительно. Если говорить о человеческом языке, то он принципиально отличается от остальных знаковых систем тем, что служит для лингвального выражения мыслей. Говоря о том, как между собой общаются животные, можно отметить, что в науке есть отдельный термин, обозначающий этот процесс - «язык животных».

Четвероногие особи доносят информацию до своего оппонента не только с помощью звуков. У них отлично развит язык жестов и мимики. У зверей, определённо, больше каналов связи, чем у людей. Если сравнить, как общаются животные и люди, то тут можно найти множество отличий. Свои намерения, волеизъявления, желания, чувства и мысли человек в основном вкладывает в речь. То есть основная нагрузка идёт на вербальное общение.

Животные, напротив, активно пользуются невербальными Их у них гораздо больше, чем у людей. Помимо присущих человеку невербальных средств (позы, жесты, мимика), они используют (в основном при помощи хвоста и ушей). Большую роль в общении для них играют запахи. Таким образом, язык как система фонем и лексем у зверей отсутствует. То, как между собой общаются животные, похоже на символы. Их язык - это, скорее, сигналы, которые они используют для передачи информации сородичам.

Язык рыб

Звуки, издаваемые человеком в процессе коммуникации, являются членораздельной речью. Это возможность речевого аппарата создавать фонемы разного способа образования: щелевые, смычные, дрожащие, сонорные. Ни одному виду животных это не свойственно. Однако язык звуков присущ многим зверям. Даже некоторые рыбы способны их издавать для информирования окружающих об опасности или нападении.

Например, скат ухает, сом умеет хрюкать, камбала издаёт колокольный звон, рыба-жаба гудит, сциена поёт. Звук рождается у них при вибрации жабр, скрежете зубов, сжимании пузыря. Есть рыбы, которые используют внешнюю среду для намеренного создания звуков. Так, лисья акула бьёт по воде хвостом во время охоты, пресноводные хищники в погоне за добычей выныривают.

Язык птиц

Пение и чириканье птиц не является бессознательным. У пернатых существует множество сигналов, которыми они пользуются в разных ситуациях.

Неодинаковые звуки издают птицы, например, при гнездовании и миграции, при виде врагов и поиске сородичей. Их подчёркивается в произведениях устного народного творчества, где герой, понимающий пернатых, является частью природы. Слуховой аппарат у птиц развит лучше, чем у других животных. Они чувствительнее людей воспринимают звуки, способны слышать более короткие и быстрые фонемы. Таким способностями, данными природой, птицы активно пользуются. К примеру, голуби слышат на расстоянии нескольких сот метров.

В языковом наборе птиц каждого вида есть несколько песен, которые они получают с генами и усваивают в стае. Известна способность некоторых пернатых к подражанию и запоминанию. Так, науке известен случай, когда африканский серый попугай Алекс выучил сто слов и разговаривал. Он также сумел сформулировать вопрос, чего учёные не смогли добиться от приматов. Лирохвост из Австралии способен передразнивать не только птиц, но и других животных, а также искусственно создаваемые человеком звуки. Таким образом, голосовые способности птиц велики, но, надо сказать, мало изучены. Птицы используют и невербальные средства. Если внимательно понаблюдать за тем, как животные общаются между собой, язык движения у них тоже будет заметным. Например, распушённые перья говорят о готовности к драке, большой открытый клюв - знак тревоги, его щёлканье - угроза.

Язык домашних животных: кошки

Каждый хозяин, наблюдая за поведением своих питомцев, замечал, что они тоже умеют разговаривать. На уроках природоведения и окружающего мира изучается то, как животные общаются между собой (5 класс). К примеру, кошки по-разному могут мурлыкать, если просят еду, когда отдыхают. Они мяукают рядом с человеком, но молчат или шипят наедине с сородичами, используя для общения язык телодвижений.

Особенно интересно наблюдать за положением их ушей: вертикально поднятые означают внимание, расслабленные и вытянутые вперёд - спокойствие, направленные назад и прижатые - угрозу, постоянное движение ушами - сосредоточенность. Хвост пушистых созданий является важным сигнализатором для окружающих. Если он поднят, значит кошка довольна. Когда хвост поднят и распушён, то зверёк готов к атаке. Опущенный - знак концентрации. Быстрые движения хвостом - кошка нервничает.

Язык домашних животных: собаки

Иллюстрируя то, как между собой общаются животные, можно сказать, что тоже разнообразен.

Они умеют не только лаять, но и рычать, выть. При этом гавканье собак бывает различным. Например, тихий и редкий лай говорит о привлечении внимания, громкий и протяжный означает опасность, присутствие чужого. Рычит собака, защищаясь, или охраняя добычу. Если она воет, значит, ей одиноко и грустно. Иногда она визжит, если кто-то сделал ей больно.

То, как между собой общаются животные с помощью невербальных средств коммуникации, демонстрируют кролики. Они крайне редко издают звуки: в основном при сильном волнении и испуге. Однако язык телодвижений у них развит отлично. Их длинные уши, способные крутиться в разные стороны, служат для них источником информации. Для общения друг с другом кролики так же, как кошки и собаки, используют язык запахов. У этих животных есть специальные железы, которые образуют пахнущие ферменты, которыми они ограничивают свою территорию.

Язык диких животных

Поведение и то, как общаются животные в дикой среде, похоже на повадки домашних животных. Ведь многое передаётся через гены. Известно, что защищая себя и охраняя свою территорию, дикие звери громко и злобно кричат. Но на этом система их языковых знаков не ограничивается. Дикие животные общаются много. Их коммуникация сложна и интересна. Всемирно признанные самые смышлёные животные на планете - дельфины. Их интеллектуальные возможности до конца не изучены. Известно, что они имеют сложную языковую систему.

Помимо щебета, который доступен человеческому слуху, они общаются ультразвуком для ориентации в пространстве. Эти удивительные животные активно контактируют в стае. При общении они называют имена собеседника, издавая мгновенный уникальный свист. Определённо, мир природы своеобразен и увлекателен. Человеку ещё предстоит изучить то, как общаются животные между собой. сложная и исключительная, присуща многим братьям нашим меньшим.

Птицы общаются с помощью, прежде всего, зрительных и слуховых сигналов. Сигналы могут быть межвидовые (между видами) и внутривидовые (в пределах видов).

Иногда используют для оценки и утверждения социального господства, или сделать угрожающий внешний вид, как солнечная цапля, чтобы отогнать и защитить молодых птенцов, . Изменение оперения также способствует для идентификации птиц, особенно между видами. Визуальная коммуникация среди птиц может также включать ритуальных демонстрации, которые складываются из не-сигнальных действий, таких как прихорашивание, корректировки из положения пера, клювом, или другого поведения. Эти демонстрации могут сигнализировать об агрессии или представления или могут способствовать формированию парных-связей. Самые сложные демонстрации происходят во время ухаживания, где «танцы» часто формируется из сложных комбинаций многих возможных движений компонента самцов, успех размножения может зависеть от качества таких танцев.

Птица производит гортанные звуки, которые являются основными средствами, с помощью которого птицы общаются звуком. Эта связь может быть очень сложной, некоторые виды могут работать обеими сторонами гортани независимо, что позволяет одновременное производить два различных звука.

Голоса используются для различных целей, в том числе привлечение партнера, оценки потенциальных партнеров, образования связи, утверждая и обслуживание территорий, идентификацию других птиц (например, когда родители ищут птенцов в колониях или когда пары воссоединиться в начале сезона размножения), и предупреждение других птиц о потенциальных хищниках, иногда с конкретной информации о характере угрозы. Некоторые птицы также используют механические звуки для слуховой связи.

Флокирование и другие объединения.

В то время как некоторые птицы, по существу, территориальные или живут в небольших семейных группах, другие птицы могут образовывать большие стаи. Основные преимущества флокирования являются не воина и увеличение эффективности нагула. Защита от хищников особенно важна в закрытых местах обитания, таких как леса, где опасность хищничества является общей и множество глаз могут предоставить ценную систему раннего предупреждения. Это привело к развитию многих смешанных видов, питающиеся стаи, которые обычно состоят из небольшого числа многих видов, эти стаи обеспечивают безопасность в цифрах, но увеличивают потенциальную конкуренцию за ресурсы. Затраты не заканчивается, включаются издевательства над социально подчиненными птицами более доминирующих птиц и сокращения кормления в определенных случаях.

2024 academy-fundraising.ru. Бизнес академия.